4 мин.

Жизнь как матч. Мишель Платини

В этой книге Мишеля Платини о Мишеле Платини есть строки, что бы написал о себе сам Мишель Платини:

«Если бы мне захотелось написать статью о самом себе в «Литтрё», то я бы сделал это так: «29 мая 1985 года стадион «Эйзель», Брюссель. Он забивает единственный мяч с пенальти в финале Кубка европейских чемпионов. После этого трагического матча всё в нём сломалось».

(на стадионе погибло 38 человек, когда обрушилась часть трибуны)

Как правило, в автобиографиях узнаёшь героя в лучшем свете. Книги — прекрасная возможность обелить себя и оправдать какие-то поступки. Но бывают и исключения. Никаких плюсиков в карму Платини в моих глазах этой попиской не заработал. Даже наоборот. Стоит также отметить и чудовищное предисловие, и не особо старательный перевод.

В этой книге про Мишеля Платини слишком много Мишеля Платини. Уж извините за тавтологию и такую неожиданную оценку автобиографичному жанру. Тут (какая неожиданность) действительно есть главный герой и все остальные. Один в шоколаде, а другие либо свита короля, либо так себе людишки. И квинтэссенция всей книги: матч — Платини забивает гол — что происходило между матчами (вот тут уже некое разнообразие: деньги, как он раздумывал, куда перейти и сколько ему за это предлагали, где проводил отпуск, как ему вручали награды и как его ругала пресса).

Конечно, трёхкратный обладатель Золотого мяча может позволить покупаться в тщеславии, похвалить себя, разрекламировать, пожаловаться, как ему было трудно, когда публика освистывала его за плохую игру при большой зарплате (при этом обязательно оправдываясь, что зарплата-то была несчастной зарплаткой, это всё журналисты придумали, а про вторую часть «в конвертике» он, наивная душа, и вовсе думал, что её проводят белой бухгалтерией, ага), когда партнёры по сборной ворчали, почему он взял с собой на Чемпионат мира в Аргентину жену, а остальные игроки свои половинки оставили в Европе и так далее, и тому подобное, и вообще он ни в чём виноват. И в этом весь Платини. Отличный игрок, но как человек — встречались и лучше.

С детским комплексом маленького роста и скромных физических данных ему пришлось делать упор на технику владения мячом, особенно — на скорость бега с мячом. По антропометрическим данным Мишель сверстников потом догнал, они к нему с технической стороны даже не приближались.

Он день за днём репетировал и оттачивал своё главное оружие — удары со штрафных, которыми в последнее время все пренебрегают. [Трава зеленее, деревья выше, воздух чище, какие раньше мастера пробития штрафных были, эх!] И, безусловно, есть чем восхититься, снять шляпу, поаплодировать. Он молодец. Он талант.

«Что касается меня, то без ложной скромности скажу: в то время я был Пеле, «королём футбола», и довольно часто я подписывался «Мишель Пелеатини».

Но этот талант в книге идёт под руку с самодовольством, тщеславием, эгоизмом до отвращения. Книга то ли сама по себе плохо написана, то ли переводчики такие (интересно, это сам Платини так интерпретирует Мольера с Бержераком, говоря «Ну для чего я явился сюда, на эту галеру?», или при переводе классику не узнали?), но мне было скучно. А кроме скуки росла антипатия к самому Платини как к человеку. Мы сейчас-то его ругаем за консерватизм и прочие мелкие грешочки на посту президента УЕФА, но автобиография была написана ещё в конце восьмидесятых, и я оставила восприятие Платини как чиновника за бортом.

Главный недостаток самой книги — её неинформативность. Будто все всё и так знают, а автор лишь дополняет собственными комментариями известные факты. Что за пренебрежительный жест показал Платини в матче «ПСЖ»-«Ювентус»? Вы знаете? Я — нет. С учётом того, что я прочитала эти 950 с лишним тысяч знаков.

Мне, конечно, тяжело судить об его игре, ведь от и до я видела лишь один матч — полуфинальный со сборной Германии в рамках Чемпионата мира-1982 (эта встреча ещё знаменита одним из грубейших нарушений правил во всей истории, когдаШумахер просто вырубил Баттистона). Я могу только читать.

И раньше, просматривая все эти хвалебные оды очевидцев, складывалось впечатление, что Платини — это хорошо, это очень хорошо. Читаешь автобиографию — тут забил, тут штрафной, тут дубль, тут кубок выиграл, там выиграл, ой, какой молодец. Отличный игрок, ничего не скажешь.

Или скажешь?

Меня раздражали различные вариации «не буду подробно останавливаться на этом матче, короче, мы его проиграли». Меня раздражало, что, даже описывая случай со своим другом Баттистоном, Платини говорит о себе — о том, какое открытое письмо он написал для прессы. Не говоря уже о привычном нытье «мы проиграли из-за этого фола, ибо были шокированы и деморализованы». А о том, что потом трёхцветные нашли в себе силы выйти вперёд по ходу матча, он говорит как-то незаметно и вскользь. И куча других подобных мелочей, из которых у меня сложилась удручающая картина.

А с художественной точки зрения книга просто бездарна.