4 мин.

Злодей нашего времени. В чем величие Эшли Коула

Вчера вечером Эшли Коул сыграл свой 100-й матч за сборную Англии. Несколько мыслей о его карьере, характере и месте в истории.

Однажды, когда Эшли Коула попросили назвать идеального собеседника для ужина, он без колебаний остановил свой выбор на Уинстоне Черчилле. Не знаю, что Эшли собирался сказать Черчиллю, но точно знаю, что Черчилль сказал бы о нем. Знаменитая фраза его друга и современника Франклина Рузвельта «он, конечно, сукин сын – но он наш сукин сын» – это про Коула.

Если бы Эшли Коула не существовало, английским таблоидам стоило бы его придумать. СМИ, болельщикам, нации нужно кого-то ненавидеть. Перед матчем с бразильцами сам Коул сказал, что ему абсолютно все равно, любят его или ненавидят. Но это ложь – на самом деле Эшли Коулу тоже нужно, чтобы его ненавидели.

Коул не просто смирился с ролью злодея, он начал ее успешно играть. Он, безусловно, далек от идеала. А его многочисленные измены, арест, некрасивый уход из родного клуба, выстрел из ружья в интерна и многое другое совсем не являются случайными ошибками, которые могут приключиться с каждым, или невинными шалостями, совершенными только для того, чтобы закрепиться в образе «бэд боя».

Тем не менее, Коул является вовсе не первым футболистом, которого английские таблоиды поймали на измене. Он также совершенно точно неединственный игрок, сменивший клуб из-за денег. Однако он, пожалуй, единственный английский игрок, который уже более десятка лет играет настолько классно и стабильно. И не будет преувеличением сказать, что именно он является лучшим левым защитником мира последнего десятилетия.

Вот только в отличие от большинства других английских игроков у него нет пары друзей-журналистов, которые время от времени могли бы посмотреть на его поступки с другого ракурса. Напротив, Коул бросает им вызов, олицетворением которого являются скандальные «No, fuck them!» в ответ на просьбу пообщаться со СМИ сразу после мюнхенского финала Лиги чемпионов.

Коулу нужен этот вызов. Ворвавшись в большой футбол даже раньше, чем это было в планах у Арсена Венгера, который никогда не чурался давать шансы молодым, он всегда что-то доказывал общественности: отделался от ярлыка «вингера, который играет в обороне»; доказал, что может добиваться успехов не только в одном клубе; научился играть под жесточайшим давлением болельщиков (иногда даже болельщиков собственной команды). Иначе он просто не может.

Если попросить вас выделить лучший матч в карьере Эшли Коула, кто-то до сих пор находясь под впечатлением назовет одну из относительно свежих лигочемпионских битв с «Барселоной», кто-то вспомнит одну из его дуэлей с Криштиану Роналду, но большинство в конечном итоге заключит что-то вроде: «Не знаю, трудно выделить одну игру, ведь он чертовски стабилен». Вероятно, именно это чувство постоянного вызова, необходимость постоянно кому-то что-то доказывать помогает ему поддерживать феноменально высокую планку.

В сборной все так же. Пока Дэвид Бекхэм менял прически, а Футбольная Ассоциация – главных тренеров, пока Гари Невилл откровенничал о том, что «игра за сборную Англии пустая трата времени, потому что все равно ничего не выиграешь», пока Стивен Джеррард и Фрэнк Лэмпард искали свою позицию на поле, пока Джон Терри терял, «находил» и снова терял капитанскую повязку, а Уэйн Руни зарабатывал глупые удаления, Эшли Коул превращал свое имя в синоним слова «стабильность».

При этом настроивший против себя почти всю страну и регулярно влипающий в неприятные истории Коул совсем необязательно по-настоящему является злодеем. По словам Глена Джонсона, он «один из самых приятных людей, из всех с кем ему доводилось общаться», Мартин Киуон считает его «отличным парнем и выдающимся игроком». А в свое время, подписав новый контракт с «Арсеналом», молодой Коул очень хотел купить себе новую машину, однако изменил свое решение из-за смерти кумира, бывшего игрока «пушкарей» Дэвида Рокасла. Он продал свою старую машину и сделал пожертвование организации, которая помогает страдающим от неходжкинской лимфомы – болезни, которая погубила Рокасла.

Воспринимать Эшли Коула, как злодея, который иногда примеряет маску хорошего парня, или наоборот – личный выбор каждого. В любом случае – насколько очевидным всегда являлся его успех на поле, настолько же неоднозначным всегда было и будет это восприятие.

Сейчас Коулу 32 года, но у него не наблюдается никаких признаков футбольного старения. Жозе Моуринью на днях подметил: «Важнее всего в футболе интеллект, тело и физическая форма должны лишь ему соответствовать. С таким игровым интеллектом, как у Эшли Коула, вполне можно еще 4-5 лет играть на топ-уровне».

5 лет в футболе – это немалый срок, которого должно хватить болельщикам для того, чтобы переосмыслить статус Эшли Коула, а Эшли Коулу для того, чтобы снова доказать чью-то неправоту.

Читайте также: Эшли Коул: 100 матчей назад