От Адидаса до Нутеллы за 50 лет
Вначале были любители, и было это очень давно. Чтобы не уходить в дебри времен, когда бал правили команды Гирулатиса, а «Теннис-Боруссия» представляла собой грозную силу, начнем наш рассказ с 50-х годов. А точнее, с 1954-го. Тогда Бундесманшафт совершила «бернское чудо», впервые в своей истории выиграв чемпионат мира. Почему чудо? Да потому, что тогда немцы в плане футбола по всем показателям уступали многим из своих соперников. В ведущих европейских странах уже тогда футбол был делом профессиональным – серьезные контракты, сильные чемпионаты, полные стадионы. А что в Германии? А в Германии игрок не мог получать больше 400 марок в месяц. Но дело не только в этом – в конце концов, в футбол играют не деньги (ха-ха), и в то время это высказывание было особенно актуально. Проблема в другом: чемпионат Германии в то время представлял собой разрозненные региональные соревнования (уровень большинства команд при этом по объективным причинам оставлял желать лучшего) с коротким финальным турниром в конце сезона. К тому же все без исключения игроки были вынуждены работать, так что о полноценном тренировочном процессе можно было забыть. Оставалось уповать на знаменитый принцип «11 друзей», которые способны творить чудо на поле. Но что хорошо в 20-е, то плохо в 50-е и 60-е. Неудачи на двух следующих чемпионатах мира заставили немцев пересмотреть свое отношение к футболу и его профессиональному статусу.
Началось все с повышения «потолка» зарплаты для игроков – с 1961-го он составил 1200 марок. Неплохо, но мало – дело в том, что многие игроки получали больше, совмещая основную работу с 400 «футбольными» марками. Так что перехода на полностью профессиональные рельсы не произошло (не произошло его на самом деле и с введением Бундеслиги. Серьезные ограничения по зарплате там все равно оставались, что привело к беспрецедентному скандалу с договорными матчами после сезона 1970/71). Поэтому игрокам приходилось искать другие способы заработка. Кто-то получал деньги в конверте, кто-то же нашел более цивилизованный способ – а именно участие в рекламе.
Первой ласточкой стал Уве Зеелер. Нет, в рекламе он не снялся, кока-колу не предлагал. Все было проще. Зеелер нашел довольно интересную работу – он стал представителем «Адидаса» на севере Германии. Ежедневно Уве совершал поездки по городам и весям, рекламирую удобную обувь для футбола и не только.
При этом деньги тут не играли главной роли. Деньги всегда играют главную роль, возразит кто-то. Но не в случае с Уве. Когда однажды ему предложили уехать в один очень серьезный итальянский клуб на зарплату в миллион марок в год, Зеелер отказался. Именно поэтому он до сих пор – самый любимый игрок для всех болельщиков «Гамбурга». Да и по все Германии не найти того, кто относился бы к Зеелеру плохо.
И все же Зеелер – не первый футболист, снявшийся в рекламе. Первого, впрочем, и нет, есть первые. Лотар Эммерих и Зигги Хельд из дортмундской «Боруссии», только что выигравшей Кубок Кубков, стали своего рода первопроходцами. Не знаю, пошли ли продажи супа «Кнорр» резко в гору, но процесс вовлечения футболистов в коммерцию было уже не остановить.
Примеру своих более опытных коллег последовал молодой и перспективный игрок «Баварии» Франц Беккенбауэр. Более того, парней с Северного Рейна он даже перещеголял – тут речь шла не просто о плакатиках, а о целом телевизионном ролике.
Плакаты с Беккенбауэром, впрочем, тоже имели место.
Пользовались популярностью и другие продукты. Например, шоколад. Его предлагали попробовать уже упоминавшийся Уве Зеелер, а также сам Герд Мюллер.
Видя тенденцию, Немецкий футбольный союз выступил с довольно странной инициативой – взял да и запретил рекламу на футболках клубов Бундеслиги. Мол, деньги только портят футбол. Довольно странное (по нынешним меркам) начинание, которое, кстати, не остановило желающих прорекламировать что-нибудь на своей форме. Точнее, желающего. Владелец «Айнтрахта» из Брауншвейга, по совместительству заведовавший производством «Егермайстера», Гюнтер Маст в один прекрасный день взял да изменил эмблему своего клуба. Реклама запрещена – сделаем торговую марку эмблемой клуба. Провокация в чистом виде, но Немецкий футбольный слюз сделать ничего не мог – закону не противоречит, а значит, имеет право на жизнь.
Впрочем, сопротивлялся ДФБ недолго. Сезон 1977/78 стал последним, когда была запрещена нательная реклама (кстати, последним «безрекламным» майстером стал «Кельн»). Начиная со следующего года, команды получили вольную в вопросах сотрудничества со спонсорами, чем тут же и воспользовались – спрос на этот рынок уже был довольно серьезный. Вот, так, например, выглядели игроки «Гамбурга», чемпиона 79-го года.
С этого момента рост доходов одних и расходов других было не остановить. В 80-е ведущие игроки Бундеслиги зарабатывали на рекламе десятки тысяч марок в год. Многие имели контракты не с одной компанией: к обязательной программе в виде «Адидаса» или «Пумы» добавлялась программа произвольная. Так было, например, в случае с Карлом-Хайнцом Румменигге.
В 90-е суммы увеличились еще на порядок, остальное известно. Миллионы и миллиарды от телетрансляций, звезды футбола в каждой рекламной паузе, три ряда рекламных бортиков вокруг поля и так далее. Все то, без чего современный футбол высших достижений уже не представить.
ПС. Я долго думал, какой картинкой закончить статью. Неплохо подходит стакан «Нутеллы» с Нойером.
Но потом решил, что вот эта картинка все же подойдет лучше. Набор пивных подстаканников (с рекламой пива, само собой) из чемпионского сезона «Штутгарта» 1984 года.
Как-то посимпатичнее «Нутеллы» будет.
Чем больше читаю про рекламу, тем более жалею, что не работаю в этой отрасли(