8 мин.

il Presidente: Андреа Аньелли

Текущий выпуск – первый из цикла il Presidente, в котором будет вестись разговор о самых неординарных, талантливых, примечательных руководителях итальянского футбола, а также достигнутых ими заслугах. Сегодняшним же героем станет президент туринского «Ювентуса» Андреа Аньелли. Данный выбор вполне логичен, ведь именно приход этого человека в стан «Бьянконери» ознаменовал новую эру в жизни «Старой Синьоры», положив конец, пожалуй, наиболее тёмному этапу истории за всё время существования клуба.

Начну я свой рассказ с небольшой исторической справки. Туринский «Ювентус» находится под контролем семьи Аньелли, начиная с 1923 года. 90 лет тому назад Эдоардо, сын основателя «ФИАТа» Джованни Аньелли, выкупил акции «Юве» и стал его первым президентом из семейства пьемонтских промышленников. До прихода капитала «ФИАТа» «Старая Синьора» за 26 лет своего существования выиграла всего лишь один Скудетто, за последующие 89 лет – 29, если брать в расчёт два отобранных по итогам Кальчополи. Несомненно, что успехи «Ювентуса» на внутренней и международной арене ассоциируются, в первую очередь, с семейством Аньелли, которое все эти 90 лет принимало активное участие в жизни «Ювентуса». Данная традиция продолжается вот уже на протяжении пяти поколений. Представителями четвёртого/пятого поколения являются нынешний глава Exor, бывшего FIAT Group, Джон Элканн, его родной брат Лапо Элканн (Элканн – фамилия отца, так что не смущайтесь) и их дядя Андреа Аньелли. Определение «дядя», на самом деле, здесь имеет чисто условный характер, т.к. Андреа старше Лапо на два года, а Джона всего на один год. Сами они называют друг друга кузенами и просят других называть их также. Если функции младшего из Элканнов носят чисто номинативный характер, то Элканн-старший, по сути, является владельцем «Ювентуса», а его кузен Андреа лишь управляющим финансового актива, подконтрольного Джону Элканну. Но эта разница носит столь же условный характер, что и статус «дяди» Андреа перед Джоном. По понятным причинам, все крупные решения принимаются ими сообща. 

Лапо и Джон Элканны

С этого момента предлагаю оставить Элканнов в покое. Как говорилось выше, функции Лапо ограничены до минимума. От него требуется лишь присутствие на стадионе хотя бы раз пять в год, да и то для того, чтобы продемонстрировать публике какой-нибудь из своих новых нарядов. Джон занят делами всего Exorа, где «Ювентус» является всего-навсего одним из многочисленных филиалов крупного, международного холдинга. Через старшего Элканна проходят только ключевые предложения, принимаемые непосредственным руководством «Старой Синьоры». В то же время, Андреа Аньелли в силу должности президента занят делами клуба куда на более глубоком уровне, осуществляя каждодневную работу по решению рутинных проблем, встающих перед «Юве».

Андреа Аньелли родился 6 декабря 1975 года в Турине. С самых ранних лет Андреа начал получать соответствующее своему высокому социальному статусу образование. Частная школа в Оксфорде, после чего последовал коммерческий университет имени Луиджи Боккони в Милане, одно из лучших высших учебных заведений Италии. Согласно принципам семейства Аньелли, заложенным ещё Джованни Аньелли в 20-х годах прошлого столетия, каждый мальчик семьи должен узнать принципы функционирования экономики и бизнеса изнутри. Так Андреа проработал в английском отделении Iveco, потом последовал опыт в «Ашане» во Франции, дальше Андреа переехал в Швейцарию, где отвечал за маркетинг и развитие бренда сначала «Феррари», а затем табачного гиганта Philip Morris International. Вплоть до мая 2010 года Андреа Аньелли был обыкновенным бизнесменом, которого юридически практически ничего не связывало с «Ювентусом». С «Ювентусом», его связывала, пожалуй что, только любовь к клубу, впитанная ещё с молоком матери. Поэтому когда Андреа получил предложение от своего кузена Джона встать во главе «Старой Синьоры», он долго не раздумывал, взяв бразды правления в свои руки в тяжелейший для «Юве» момент.

«Юве» в те времена волочил, без всяких преувеличений, жалкое существование. Клуб не вышел из группы Лиги Чемпионов, вылетел из Лиги Европы, проиграв в гостях «Фулхэму» со счётом 1-4, в Серии А занял непривычно низкое седьмое место. Команда держалась на энтузиазме и таланте «сенаторов», чьё мастерство в силу возраста и постоянных травм постепенно нисходило на нет. Руководство, пришедшее на смену Триаде в 2006 году, опростоволосилось во всех направлениях, где это вообще было возможно. Команду пополняли посредственные игроки, чьи трансферы достигали заоблачных сумм, так например в 2007 году за троицу Альмирон, Тьяго, Андраде было заплачено 45 млн. евро. Также не стоит забывать о «великих» переходах Амаури, Поульсена, Фелипе Мело и Диего за в общей сложности 90 с лишним миллионов евро. Никто из этих игроков так и не сумел закрепиться в составе «Бьянконери». Тренерские отставки следовали одна за другой. Дешама не устроил путь комплектования команды, выбранный руководством клуба, что немудрено в свете вышеназванных провалов Секко и Блана, тогдашних спортивного и финансового директоров «Старой Синьоры». Раньери уволили за то, что он финишировал третьим в Серии А. На смену ему пришёл «итальянский Гвардиола» Чиро Феррара, но после полугода нескончаемых провалов и он последовал по стопам своего предшественника. И, наверное, квинтэссенция того «Ювентуса» – списанный откуда только можно Альберто Дзаккерони, стоящий на тренерском мостике «Бьянконери». И всё это на фоне абсолютно смехотворных спонсорских контрактов, подписанных Бланом с букмекерской конторой BetClic и производителем кондитерских изделий Balocco. Многие считали, что великому «Юве» пришёл конец, и он окончательно превратился в заурядного середнячка.

Блан и Секко

Возвращение в клуб Андреа Аньелли стало, воистину, искоркой надежды на реинкарнацию когда-то грозной и конкурентоспособной «Старой Синьоры». Лето 2010 года стало для «Бьянконери» плодотворным. Новым спортивным директором команды стал Джузеппе Маротта, имевший на тот момент статус лучшего функционера Италии по итогам его работы в «Сампдории», которую ему удалось вывести в отборочный этап Лиги Чемпионов. Вместе с Мароттой в Турин переехали его помощник Фабио Паратичи, отвечающий за поиск молодых талантов, и главный тренер команды Луиджи Дель Нери. Стоит отметить, впоследствии обескровленная «Сампа» по итогам следующего же сезона покинула Серию А.

Паратичи и Маротта

Аньелли решил подвергнуть «Ювентус» значительной реорганизации. Состав команды был перекроен практически целиком. Клуб покинул целый ряд ветеранов, в том числе Трезеге и Каморанези, в Германию вернулся Диего. «Старая Синьора» взяла курс на омоложение и, главное, сокращение зарплатной ведомости, которая на тот момент являлась самой высокой в Серии А, что было весьма накладно с учётом непопадания в Лигу Чемпионов и ещё не запущенным в строй «Ювентус Стэдиум». В Примаверу под руководством Паратичи стали привлекаться самые талантливые футболисты не только Италии, но и остальных стран мира. Благодаря такой политике в ближайшем будущем клуб вправе рассчитывать на серьёзное усиление молодыми игроками, выращенными в собственной же школе, что с учётом последних тенденций в области финансового Fair-Play даст огромную фору туринцам перед многими другими европейскими командами, делающими ставку, в первую очередь, на приобретение дорогостоящих исполнителей.

Первый блин, как говорится, для Аньелли всё же вышел комом. По итогам сезона 2010/2011 «Ювентус» вновь стал седьмым и на этот раз даже не получил право выступать в Лиге Европы. Но Андреа, отнюдь, не из того числа людей, которые сдаются при появлении проблем. Он продолжил гнуть свою линию, пойдя по пути, выбранному годом ранее. Аньелли вместе с Мароттой пригласили вместо Дель Нери на пост тренера истинного Ювентини Антонио Конте, как оказалось позднее, в этом выборе они ничуть не ошиблись. Конте стал ключевой фигурой для нынешней «Старой Синьоры». Граф всегда ставил во главу угла командные взаимодействия, игровую дисциплину, а не какие-то индивидуальные способности своих подопечных, что идеальнейшим образом подходит курсу, проповедующему Мароттой и Аньелли. Минимум финансовых затрат при максимальной эффективности, именно так звучит нынешняя концепция «Ювентуса». По-другому тут и не скажешь, когда клуб подписывает троицу Бардзальи, Пирло, Погба всего за 500 тыс. евро, что лишь показывает контраст между сегодняшним руководством клуба и предыдущим с их 45-ю миллионами за Альмирона, Тьяго и Андраде.

Дебют Конте стал триумфальным, «Ювентус» в ожесточённой борьбе с «Миланом» выиграл Скудетто. В сезоне 2011/2012 «Бьянконери» лишь подтвердили свой статус новой главной силы Серии А, тому доказательством служит первое место в группе Лиги Чемпионов и оставленный за бортом плей-офф прошлогодний чемпион «Челси».

Аньелли, Конте и Джон Элканн

Сильный и амбициозный коллектив, тренер-победитель, абсолютно новый и современный стадион, перспективная молодёжная команда, финансовая стабильность. Всего этого нынешнее руководство «Старой Синьоры» во главе с железным Андреа Аньелли сумело добиться за каких-то два с половиной года. Что будет дальше – покажет время, но на данный момент можно с уверенностью сказать, что молодой Андреа пошёл по стопам своих великих предков.

Автор: Сергей Хавролев

P.S. Следующий выпуск будет посвящён этому человеку: