Имя нам «Юнайтед»
Сегодня я хочу поведать вам историю о любви. Не совсем о ней, но по крайней мере рассказ будет наконец-то позитивным. Я хочу поведать вам почему я люблю «Юнайтед», но не в виде традиционных нескольких причин, а в виде повествования. Это история – часть моей жизни, которая заставляет меня гордиться «Манчестером», и дает мне уверенность, что я не один.
Был канун Рождества по католическому календарю. Я стою на Трафальгарской Площади и ловлю такси до дома. Общественный транспорт уже не ходит, а на завтра вообще назначена забастовка работников метро, так что ждать утренних поездов в местных клубах и барах Сохо тоже смысла нет. Довольно тепло, кстати, для конца декабря. Но я стою уже больше двадцати минут, пытаясь поймать хотя бы какую-то попутку. Некоторые останавливаются, но меня не устраивает цена. Я еще недостаточно пьян, чтобы за такие деньги добираться до дома. И тут останавливается рядом со мной машина, открывается окно. В машине за рулем сидит чернокожий мужчина средних лет (от тридцати до сорока). Между нами диалог:
– Куда тебе ехать?
– Мне нужно добраться да Канари Уорф.
– Хорошо, двадцать фунтов.
Разумная цена, я сажусь, и понимаю, что я все равно достаточно пьян. Едем. Между нами завязывается разговор. Я узнаю, что его зовут Одера, он работает таксистом в Лондоне, только сейчас не его смена, и он работает для того, чтобы накормить семью. Хоть сегодня и Рождество, но для него это рабочий день. Дети дома спят, а завтра нужно устроить им праздник, купить подарки. По божеской цене он везет меня до дома. Но ему все равно по пути. Живет Одера в районе Вест Хэм. Думаю, вы знаете какой клуб базируется в тех местах. Он родится на северо-западе Лондона, но еще в детстве переехал с семьей на восток в Вест Хэм. Я конечно же спросил про команду, которую он поддерживает. И почему-то я не был удивлен, когда Одера сказал, что это "Юнайтед". Но я все равно поинтересовался почему не "ВХЮ".
– Знаешь, "Болейн Граунд" находится в пятнадцати минутах ходьбы от моего дома. Я ходил на их матчи иногда, когда еще учился в школе. Они – моя местная команда. Но "Юнайтед" – победители по духу. Они дарят мечту. Моя жизнь итак не самая сладкая, иногда просто хочется посмотреть как твоя любимая команда побеждает. В 90-х шансы с "Юнайтед" были выше, чем с "Вест Хэмом". "Манчестер" дарит праздник. Моему сыну сейчас десять, мы иногда смотрим футбол вместе по телевизору. Знаешь, нас объединяет игра этой команды, я чувствую, что по-настоящему близок к своему сыну.
Я был слишком пьян, чтобы удивиться такой длинной и содержательной речи моего собеседника. Это сейчас, оглядываясь на тот случайный разговор в такси, я понимаю всю значимость слов Одеры. И сейчас я захотел поведать эти слова вам. Это далеко не единственный случай, когда люди объяснялись в любви "Юнайтед" в неожиданных местах.
Как-то я был в Сайгоне по работе и по личным делам. Сайгон – это южная столица, жемчужина Индокитая. "Сайгон" – неофициальное название Хошимин Сити, оплота капитализма в социалистической стране Вьетнам. Там много баров и клубов, в которых можно неплохо провести время. Мы с другом зашли в один из местных баров, благо и повод был у нас веский: шло лето-2010 и Чемпионат Мира в ЮАР. Я очень хотел посмотреть игру Англии со Словенией, и пропустить пару пинт местного пива, которое, по какой-то причине, очень сильно разбавляют льдом.
Бар назывался "Английский Джентльмен" и по этой причине он был заполнен в основном иностранцами, хотевшими посмотреть футбол как и мы. За соседним столиком сидела молодая пара. "Ну точно англичане" подумал я. Очень специфические черты лица сразу выдают британцев за границей. Потом я услышал обрывок их разговора и по акценту понял, что мои догадки верны. Познакомился с ними, за первой пинтой пива мы разговорились и ребята поведали мне свою историю. Том и Клара уже год жили во Вьетнаме. Том – инженер, работает по контракту с правительством Великобритании, они отправили его во Вьетнам в долгосрочную командировку. Клара – учительница в младших классах, но здесь во Вьетнаме она просто ведет курсы английского языка в американской школе. Разумеется, разговор постепенно перешел к футболу.
– Я сам из деревни рядом с Честером, в графстве Честершир очень много поклонников "Ливерпуля" и "Юнайтед". Это же две самые большие команды в регионе.
– А как же "Честер Сити"?
– А что они? Понятное дело, маленькая команда, как лифт катаются туда-сюда по дивизионам, вот пару лет назад даже в Конференции играли. Что на них смотреть? У нас в глубинке итак развлечений было немного, а тут местные играют, это совсем обыденно. У меня даже одноклассник прошел всю молодежку "Честера", потом выступал пару лет в основе и дубле.
– Ничего себе, вот это да.
– Ну да, хотя у меня таких знакомых несколько человек. Это не уникальный случай.
– А ты за кого болеешь?
– Конечно же "Юнайтед"! Ну что за вопрос? Хаха.
Том уже был достаточно пьян, и в общем-то не церемонился. Не могу сказать, что мне это не нравилось, скорее наоборот, его открытость располагала к себе. Том продолжил разговор.
– Мы с Кларой встретились во время учебы в Университете. Учились в Лондоне, вот там мы и остались жить и работать после учебы. Я люблю "Юнайтед" – это одна из нитей, что соединяет меня с родными местами. Многие мои друзья из Честера тоже поддерживают команду. Мы часто говорим о футболе когда встречаемся. В Лондоне даже есть большие фан-группировки, поддерживающие "Манчестер". Все мы на самом деле с севера. Хаха.
– Ну а Клара, ты поддерживаешь какую-нибудь команду?
Клара улыбается, смотрит на мужа, потом на меня, так удивленно, немного с возмущением, будто бы я ляпнул что-то лишнее или спросил какую-то глупость. Потом, увидев мою растерянность и смущение, она рассмеялась.
– Я как и мой муж поддерживаю "Манчестер". Но...
– Это потому что Том их болельщик?
– Нет, не только поэтому. На самом деле, в моей семье все болеют за "Юнайтед".
– А ты из каких мест?
– Я родом из Кента, но отец переехал туда в раннем возрасте из Ланкашира. Оттуда и растут корни нашей традиции болеть за "Юнайтед". У меня вообще футбольная семья. Мой брат Фрэнк профессиональный игрок, в конце 90-х выступал за "Борнмут" во Втором Дивизионе.
– Ничего себе, вот это круто!
– Угадай за кого он болеет?
– За "Юнайтед"?
– Нет, хах, Фрэнк – болельщик "Сити". Но такое бывает, как-то они с отцом даже месяц не разговаривали на почве конфликта пристрастий. Но я хорошая дочь. Болею за правильную команду.
Так мы проговорили с ними весь вечер, разумеется, большую часть диалога с мелочами я упускаю, потому что не помню, да итак много написано. Потом мы с ними договорились как-нибудь встретиться в Лондоне, что и свершилось в прошлом году. Я, Том и Клара вместе сходили на пару матчей "Юнайтед" в паб и до сих пор мы общаемся. Это истории из моей жизни, мой опыт общения с поклонниками Великого Клуба в разных уголках мира. Все они поддерживают "Юнайтед" по определенным причинам. Кому-то нравится, что команда побеждает, для них это праздник, это светлый момент в жизни, это ощущение причастности к успеху. Для кого-то это одна из нитей, связывающих с Родиной: наравне с йоркширским пудингом и крепким элем, разница лишь в том, что "Юнайтед" доступен по всему миру, и весь мир знает. "Юнайтед", на самом деле, это то, что объединяет очень многих людей по всей планете. Сейчас, когда процесс глобализации идет стремительными темпами, а миграция – дело обыденное (признайтесь, у вас наверняка есть друзья, работающие и живущие в Штатах, Чехии, Китае), привязанность к локальным футбольным командам скорее редкость, чем правило. В популяризации и распространении брэнда, философии и идеи "Юнайтед" пока что опережает всех, кроме разве что "Реала" и "Барселоны".
Таких историй у меня накопилось за последние годы достаточно много. Я поведал вам о двух, чтобы наконец-то написать текст о любви, а не о ненависти. Мы можем гордиться тем, что нас много, что мы – Легион. Неважно какой вы национальности (даже не пойму, почему люди так часто "тыкают" в то, что за клуб болеют люди определенной национальности, ну что в этом плохого?) и вероисповедания. Англичане, казахи, русские, китайцы, индусы – всегда можно найти что-то общее. Одно общее у нас уже есть – мы все любим Великий Клуб. Имя нам "Юнайтед".
Комментарий действительно хоть и размерно меньше, куда сильнее и жизненнее самого опуса.