«Старая школа»: банда сумасшедших
Восьмидесятые – довольно мрачное время в истории английского футбола. Десятилетие запомнилось благодаря двум стадионным трагедиям – «Эйзелю»-85 и «Хиллсборо»-89. Первая из них аукнулась английским командам пятилетним отлучением от еврокубков. В те годы тон на родине футбола задавали «Ливерпуль» и «Эвертон», но был еще один клуб, как никто олицетворявший свое время. Это «Уимблдон», который было проще бояться, чем любить.
Когда пересматриваешь матчи с участием команды из Южного Лондона, время от времени возникает желание зажмуриться – от жесткой и откровенно грязной манеры игры становится не по себе. Трудно отделаться от аналогии с чеховским «Витязем», который на протяжении нескольких лет держал в страхе всю Континентальную Хоккейную Лигу и заставлял говорить о себе в основном благодаря боям тафгаев. Несмотря на негодование общественности, подмосковный клуб не спешил расставаться с устоявшимся имиджем и продолжал дарить болельщикам своеобразное шоу. Стать «обыкновенной» командой для «Витязя» было хуже всякой критики.
ВОЖДЬ СУМАСШЕДШИХ
«Никто нас не любит, но нам плевать» – знаменитый рефрен фанатов «Миллуолла» можно использовать и в качестве эпиграфа к рассказу об «Уимблдоне». Это была настоящая банда со своеобразным чувством юмора. Особым шиком в ней считалось умыкнуть у тренера ключи и перевернуть верх дном его гостиничный номер или спустить трусы и показать трибунам задницы.
Короткие передачи? Дриблинг? К черту излишества – «Уимблдон» играл в неотесанный и прямолинейный футбол. Нарочитая примитивность его игры подкреплялась буйным нравом отельных игроков, из-за чего в лихом движении команды по турнирной дистанции можно было усмотреть признаки какого-нибудь уголовного преступления вроде разбойного нападения.
Феномен «Уимблдона» заключается в том, что игроки «донс» не пытались показаться тем, кем они не были. Снобы воротили нос от клуба со странной репутацией, считая его тем самым уродом, без которого очень даже возможна приличная семья. Но, приходя на допотопный «Плуг Лейн», болельщики видели таких же парней, как и они сами. Какая разница, что одни работали водителями или сантехниками, а другие пинали мяч?..
Впрочем, неправильно утверждать, что «психами» в той команде были только футболисты. Владелец «Уимблдона» Сэм Хаммам также прослыл большим оригиналом. Приглашая тренера Бобби Гулда, он настоял на включении в его контракт пункта, согласно которому ливанский бизнесмен мог менять стартовый состав команды на свое усмотрение. А как-то Сэм пообещал подарить верблюда нападающему «Уимблдона» Дину Холдсворту, если форвард забьет за сезон 20 мячей.
ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ
Большую часть истории основанный в 1889 году клуб провел на любительском уровне. Впервые он привлек к себе внимание в сезоне 1974/75, когда добрался до 4-го раунда Кубка Англии. По пути «Уимблдон» прошел «Бернли», став первой командой не из Футбольной лиги, сумевшей одолеть на выезде «элитный» клуб. После этого была нулевая ничья на поле действующего чемпиона страны – «Лидса». Голкипер «Уимблдона» Дикки Гай в том матче отразил удар Питера Лоримера с «точки», но в переигровке ему все-таки пришлось капитулировать – 0:1.
Выиграв три кряду титула чемпиона Южной лиги, «Уимблдон» был принят в четвертый дивизион (тогда подобные вопросы решались голосованием). Первый сезон на новом уровне команда завершила на пристойном 13-м месте, а через год и вовсе добилась повышения в классе. И хотя «донс» дважды вылетали обратно, они нашли в себе силы подняться во второй дивизион. В год дебюта там команда, к всеобщему удивлению, стала двенадцатой, а по итогам сезона 1985/86 – третьей. «Уимблдону» повезло: через год это означало бы лишь участие в плей-офф, а тогда попадание в тройку гарантировало подъем наверх. Таким образом, рывок из полупрофессионального футбола в элиту «Уимблдон» совершил всего за девять сезонов, причем четыре последних он неуклонно прогрессировал.
СРЕДИ ЧУЖИХ
В первый дивизион «Уимблдон» пришел сложившейся командой. В ней уже были такие колоритные персонажи, как Дэйв Бизант, Деннис Уайз, Лори Санчес, Джон Фашану и Алан Корк. Последний играл за «донс» с 1978 года и, как легко проследить, пережил все взлеты и падения клуба. Усиления как такового летом 1986-го не было, и только в ноябре пришел Винни Джонс. Естественно, эксперты сразу записали клуб из Южного Лондона в аутсайдеры. Страна затаила дыхание в ожидании показательного избиения выскочек, но те нарастили такой объем мускул, что им некого было бояться. «Уимблдон» начал с поражения от «Манчестер Сити», а затем выдал серию из четырех побед кряду и обосновался на первом месте. Это был шок! Еще большим ударом для многочисленных недоброжелателей стали итоговое шестое место «донс» и выездная победа над «Ливерпулем».
Перед началом сезона 1987/88 «Уимблдон» покинул тренер Дэйв «Харри» Бассетт, являвшийся создателем «банды психов». Именно он позаботился о том, чтобы в команде сложилась особая атмосфера. На пятничных тренировках Бассетт практиковал «Харрибол» – смесь футбола и регби, от которой трещали ребра. После успешного дебютного сезона тренер задумался о смене игрового почерка команды, но вскоре отправился покорять «Уотфорд» – Хаммам не предложил ему зарплату, которую тот хотел. Кроме Бассетта, команду покинули Найджел Уинтерберн и Глин Ходжс, и «донс» оказались на пороге… самого громкого успеха в своей истории.
МАТЧ МАТЧЕЙ
Финал Кубка Англии-1988 – один из самых необычных в истории турнира. В нем сошлись красавица и чудовище, то есть «Ливерпуль» и «Уимблдон». Надо ли говорить, на чьей стороне были симпатии общественности? На пути к финалу «донс» прошли «Ньюкасл» во главе с вундеркиндом Полом Гаскойном и «Уотфорд», которым руководил Бассетт. Но мысль о том, что игрок вроде Винни Джонса, путающий мяч и ноги противника, может стать обладателем Кубка Англии, выводила экспертов из себя.
Приход на капитанский мостик Бобби Гулда несколько «облагородил» фирменный стиль «донс». Но игроки «Уимблдона» по-прежнему ставили во главу угла нейтрализацию сильных качеств соперников, а их собственные атаки сводились к длинным забросам в расчете на то, что Фашану в сутолке протолкнет мяч в ворота. И, конечно, борьба, борьба, борьба… Союзниками «Уимблдона» также были стандарты. Восхищаетесь аутами Рори Делапа? Так вот Джонс делал подобное еще 25 лет назад!
Вечер перед финальной игрой футболисты «Уимболдона» провели в пабе, причем поход оплатил Хаммам. Предматчевые попойки были для «донс» стандартным элементом подготовки к играм. В тот раз помогло – лондонцы обыграли более классного соперника благодаря голу Санчеса после навеса со штрафного, а Дэйв Бизант вошел в историю как первый голкипер, сумевший отразить пенальти в финале старейшего футбольного турнира на свете. Его «жертвой» стал Джон Олдридж.
«За ту победу мне заплатили три тысячи фунтов, хотя игроки «Ливерпуля» получили по десять только за то, что вышли на поле. Но я не жалуюсь», – признавался потом Винни Джонс. Наверное, Кубок Англии был идеальным турниром для отражения мятежного духа «Уимблдона».
ПОХМЕЛЬЕ
Победа в Кубке остудила пыл футболистов. Для большинства из них главный матч в жизни был уже сыгран, лидеры же, напротив, захотели попробовать себя на другом уровне. А в 1990-м из команды ушел Гулд. Как и в случае с Бассеттом, камнем преткновения в его отношениях с Хаммамом стал денежный вопрос. После некоторого творческого поиска владелец «Уимблдона» доверил команду одному из ассистентов Гулда – Джо Киннейру.
В то же время «Уимблдон» простился с главным символом своего успеха – стадион «Плуг Лейн» списали в утиль. После трагедии на «Хиллсборо» были приняты новые стандарты безопасности английских арен, в соответствии с которыми на трибунах должны были остаться только сидячие места. Для «Плуг Лейна» это означало значительное уменьшение вместимости, поэтому Хаммам договорился об аренде 26-тысячного «Селхерст Парка», на котором играл другой клуб из Южного Лондона – «Кристал Пэлас». Это была ошибка, стоившая «Уимблдону» будущего. На «чужой» арене посещаемость игр упала в несколько раз, соответственно, снизилась и выручка…
Несмотря на проблемы, команда продержалась в новообразованной Премьер-лиге до 2000 года. На смену героям 1980-х пришли новые люди, благодаря которым «донс» время от времени радовали болельщиков попаданиями в верхнюю половину таблицы. В сезоне 1993/94 «Уимблдон» даже стал шестым, а Киннейра признали лучшим тренером лиги. Капитаном команды тогда был вернувшийся обратно Винни Джонс. Любопытный факт: ни в «Лидсе», ни в «Шеффилд Юнайтед», ни в «Челси» Джонс не заработал ни одного удаления, но первый же его матч за почти что родной клуб обернулся красной карточкой.
РАЗВОД
И все же финал этой истории печален. То и дело возникали слухи о возможном слиянии «Уимблдона» с другим клубом и переезде в Кардифф, Белфаст или Дублин. Наконец Хаммаму удалось найти двух инвесторов из Норвегии, купивших часть акций клуба, а затем получивших полный контроль над «донс». Сам Хаммам тем временем прибрал к рукам «Кардифф Сити». Окончательно «Уимблдон» подкосили проблемы Киннейра со здоровьем. Команда не приняла сменившего его Эгила Ульсена и оказалась на грани вылета из Премьер-лиги. Увольнение норвежского специалиста ситуацию не спасло. История «банды психов» закончилась, а вскоре оборвалась и история «Уимблдона».
Потеря места среди лучших команд Англии грозила маленькому клубу без собственной арены смертью. В 2004 году «Уимблдон» опустился в третий дивизион, сменив при этом название, цвета и место дислокации. Клуб переехал в Милтон Кинс – динамично развивающийся город в 72 км к северо-западу от Лондона, нуждавшийся в собственной команде из Футбольной лиги. В обмен на это «донс» получили стадион на 22 тысячи мест. Недовольные таким поворотом болельщики создали альтернативный АФК «Уимблдон», начавший восхождение из недр английского футбола. Споры о том, какой из двух клубов «настоящий», ведутся до сих пор.
«МК Донс» сегодня борется за выход в Чемпионшип, АФК «Уимблдон» же пытается сохранить место в Лиге 2. Не так давно команды сошлись во 2-м раунде Кубка Англии. Игра на «Милтон Кинс Стэдиум» собрала больше 16 тысяч зрителей, а победа в ней досталась более мастеровитым хозяевам – 2:1.
«Банда психов» в лицах:
1* – Дэйв БИЗАНТ, голкипер и отчасти плеймейкер команды. Бизант выносил мяч от ворот так далеко, что нападающим оставалось ждать его в чужой штрафной. Сменил больше десятка клубов, но наибольшего признания добился в «Уимблдоне», за который провел почти 400 матчей. При этом обошелся «донс» всего в тысячу фунтов. После победного финала Кубка Англии ушел в «Ньюкасл», но в стане «сорок» не задержался. Сыграл больше 100 матчей за «Челси» и «Ноттингем Форест», четыре года провел в «Саутгемптоне». Выступая за «святых», получил нелепую травму: уронил на ногу банку с майонезом. Дважды выходил на поле в составе сборной Англии, был в заявке на чемпионат мира-90.
4 – Винни ДЖОНС, полузащитник. Самый колоритный игрок команды, ставший знаменитым благодаря устрашающим подкатам и персональной опеке Пола Гаскойна. Джонс признавался, что на предматчевой установке тренер никогда не говорил с ним о тактике, а просто называл фамилию и номер игрока соперника. Будучи футболистом «Шеффилд Юнайтед», установил рекорд, заработав желтую карточку на пятой секунде матча. Через год, перейдя в «Челси», сам же его побил, получив «горчичник» уже через три секунды после стартового свистка. Раскрыл секреты грязной игры в документальном фильме, за что подвергся штрафу и дисквалификации. Поскольку путь в сборную Англии ему был заказан, выступал за сборную Уэльса. В 1998 году снялся в фильме «Карты, деньги, два ствола» и посвятил дальнейшую жизнь кинематографу. В фильмах, как правило, играет роли вооруженных малословных бруталов.
8 – Алан КОРК, нападающий. Лысый бородатый мужик, всегда выглядевший старше своих лет. Единственный футболист, забивавший во всех четырех дивизионах Футбольной лиги, а также в Премьер-лиге. Всего на его счету 167 голов в 510 матчах за «Уимблдон». Также знаком болельщикам «Дерби Каунти», «Шеффилд Юнайтед» и «Фулхэма», причем всем своим клубам доставался бесплатно. Помогал тренеру Мики Адамсу в четырех разных командах, самостоятельно выводил «Кардифф» в третий дивизион. Отец игрока «Саутгемптона» Джека Корка.
9 – Джон ФАШАНУ, нападающий. Высоченный мускулистый игрок, способный затоптать любого защитника. В начале карьеры находился в тени старшего брата Джастина, ставшего первым темнокожим игроком в истории британского футбола, за которого выложили миллион фунтов. Судьба Джастина сложилась трагически: переход в «Ноттингем Форест» сломал ему карьеру, позже он признался в гомосексуализме и покончил жизнь самоубийством. Джон же на протяжении шести лет становился лучшим бомбардиром «Уимблдона», а 1989 году даже сыграл два матча за сборную Англии. На закате карьеры оказался замешанным в скандале с азиатским игорным синдикатом, но, как и другие участники процесса, был оправдан. Занимается бизнесом.
10 – Лори САНЧЕС, полузащитник. Сын эквадорца и североирландки, но играть предпочел за британскую сборную. Из всех его мячей за «Уимблдон» стоит выделить два: тот, что принес победу в финале Кубка Англии, и тот, что вывел «донс» в элиту. Помимо лондонцев, оставил след в истории «Рединга». На серьезном уровне в качестве тренера руководил сборной Северной Ирландии (временами удачно) и «Фулхэмом» (без особого успеха).
11 – Деннис УАЙЗ, полузащитник. 168 сантиметров неуступчивости. После ухода из «Уимблдона» на протяжении 11 лет защищал цвета «Челси», был капитаном «синих». Единственный футболист «Уимблдона», сумевший выиграть Кубок Англии с другой командой. В 1995 году был обвинен в нападении на лондонского таксиста. Провел 21 матч за сборную Англии, забил 1 мяч. Неплохо проявил себя в качестве тренера, после чего перебрался в «Ньюкасл» на должность исполнительного директора, чем изрядно подпортил себе жизнь.
* – номера, под которыми футболисты выступали в финале Кубка Англии. Постоянные номера в английском футболе появились в сезоне 1993/94.
К просмотру обязательно:
6 декабря 1986 года. «Челси» - «Уимблдон» - 0:4
«Синие» в том сезоне финишировали лишь на 14-м месте, но это не умоляет заслуг «донс», устроивших команде из Западного Лондона форменный разгром.
21 ноября 1987 года. «Уимблдон» - «Манчестер Юнайтед» - 2:1
«Красные дьяволы» лишь с четвертой попытки сумели набрать очки в играх с «донс». В сезоне 1987/88 «МЮ» стал вице-чемпионом страны, но «Плуг Лайн» манчестерцам не покорился.
14 мая 1988 года. «Уимблдон» - «Ливерпуль» - 1:0
Тот самый матч.
Бонус. Подборка игровых эпизодов с участием Винни Джонса
Еженедельник «Футбол» о «Уимблдоне»:
«Сенсационно завершился розыгрыш Кубка Англии. <…> Букмекеры принимали пари в соотношении 19 – 2 в пользу «Ливерпуля». У «Уимблдона» меньше всего поклонников в Англии. Средняя посещаемость игр этой команды была самой низкой – всего около пяти тысяч зрителей в среднем на матче. Еще 11 лет назад «Уимблдон» не значился в рядах профессиональной лиги, оставаясь любительской командой» (май 1988).
«Наиболее неожиданна, пожалуй, неудача «Уимблдона». Раньше эта команда, уступая соперникам в технике, с успехом компенсировала данный недостаток физической мощью и завидными бойцовскими качествами. <…> Но в нынешнем сезоне как раз бойцовских качеств «Уимблдон» не проявил. Возглавивший лондонцев прошлым летом бывший тренер сборной Норвегии Эгил Ульсен не сумел найти общий язык со многими ведущими игроками, и постепенно от сплоченности «банды» не осталось и следа» (май 2000).
Ярослав КУЛЕМИН
спасибо
Винни Джонс - та еще скотина. шел бы в бокс, ан нет - поперся в футбол. чего этому неандерталу было делать в футболе - непонятно.