6 мин.

P.S. Кто виноват и что делать?

Поначалу не было никакого желания писать что-то после этого матча. Однако, наутро увидел в двух самых больших блогах об „Арсенале” на Трибуне два совершенно различных текста. Оба они сродни крику отчаяния – наверное, сложно сейчас испытывать другие эмоции, если тебе действительно небезразличен „Арсенал”. Однако, то, что сподвигло меня в конечном итоге сесть за клавиатуру – это полная противоположность взглядов уважаемых мной авторов в отношении причин нынешней массовой скорби. Взгляды эти достаточно полярны, чтобы безопасно предположить, что истина, как водится, - где-то посередине.

Даже как-то смешно, но ведь правда: главный вопрос сейчас – кто виноват и что делать? Если бы Чернышевский (или Герцен, на худой конец) родился в наше дремя, про него сказали бы – вовремя нащупал тренд. На самом деле, “кто виноват» и «что делать?” стоят над любым трендом, хотя бы потому, что развитие чего угодно в любом направлении так или иначе включает в себя постановку такого вопроса – не разобравшись в том, что же на самом деле не так, справиться с проблемой просто невозможно. Конечно, иногда проблема решается сама собой – при удачном стечении обстоятельств, никак не зависящих от действующих лиц в силу ничтожности масштаба последних в сравнении с этими обстоятельствами.

К сожалению, „Арсеналу” такой сценарий не грозит: у „действующих лиц” слишком много власти над ситуацией, поэтому именно их действия будут определяющими для успеха или провала начинания.

Кто же эти самые действующие лица? Очевидно, с одной стороны - игроки, с другой – руководство клуба. Первые отвечают за тактическую составляющую развития, тогда как последние - за стратегическую. Арсен Венгер, кажется, где-то посередине, имея возможность влиять как на борду, так и на команду.

Ключевое слово в нашем повествовании – развитие. Я не буду касаться коммерческой стороны вопроса; меня интересуют спортивные достижения (хотя нельзя не признать, что в современном футболе коммерческая часть не менее важна, да и не отделима нынче от спортивной). Также в этом тексте мы не будем касаться игроков – по описанным ниже причинам, на мой взгляд, они не возымели решающего воздействия на ситуацию.

Итак. Спортивное развитие футбольного клуба „Арсенал” остановилось примерно 5-6 лет назад, и с тех пор мы можем говорить в этом отношении лишь о регрессе. То есть, причины того, что мы сейчас видим и о чем скорбим - не сиюминутны, не появились вчера или в начале прошлого сезона (именно поэтому речи не может быть о том, чтобы свалить всю вину на игроков: помилуйте, они - лишь элементы в глобальной системе. Конечно, они влияют на эту систему, порой – губительно, но очень и очень редко – определяюще).  По сути, настоящее падение „канониров” можно смело датировать днем подписания Тьерри Анри контракта с „Барселоной”. Кажется, сам Анри, в отличие от большинства рассуждающих на эту тему, прекрасно это осознает и наверняка в тайне раскаивается за принятое решение, потому что он – тоже болельщик. Но виноват не Король, а Кардиналы. Те, кто отвечает за стратегию, те, кто позволил создать прецедент продажи лучшего своего игрока в чуть более сильный клуб, расписавшись таким образом в отсутствии претензий на Величие.  Есть один человек в совете директоров, который, судя по всему ответственен за наши с вами несчастья. И зовут его не Стэн Кренке, а Питер Хилл-Вуд. Именно он выжил из «Арсенала» выдающегося менеджера Дейна и привел отвратительного владельца Кренке. Вообще-то Хилл-Вуд и сам отличный менеджер - менеджер своего кармана. В этом плане он большой молодец: такого непритязательного в плане спортивных достижений владельца надо еще поискать. Но, главное - Кренке не задает лишних вопросов и предоставляет широкий простор для губительной деятельности Хилл-Вуда.

Есть мнение, что именно Хилл-Вуд больше всех причастен к неожиданному трансферу Анри в том памятном июне.

Какую роль в продаже Анри сыграл тогда Арсен Венгер – для меня загадка. Я не уверен, понимал ли он тогда, что это – начало конца его собственного величия в „Арсенале”; это тема для отдельной статьи. Важно лишь то, что в момент, когда Венгеру следовало выступить грамотным стратегом и пресечь неминуемо провальный шаг, он выступил тактиком, не проявив почему-то одну из самых своих сильных и важных для тренера сторон – дальновидность. Есть также ощущение, что Венгер достаточно быстро осознал свой промах, но, не имея возможности исправить критическую ошибку, допустил вторую – уже фатальную, решив сконцентрироваться на таком пути, в рамках которого продажа Анри выглядела бы не столь горькой и обидной, а главное – определяющей.

Именно таким образом, вероятно, мы получили ненавистный большинству фанов „Арсенала” „молодежный проект”. Очень сложно оценить, насколько сильно было давление борды в пользу такой смены курса, но Венгер так или иначе с ним не справился; вполне возможно, тогда француз не очень-то и хотел следовать этим путем, что все-таки не помешало ему впоследствии вЫносить эту новую философию добровольного фарм-клуба (тогда, конечно, подобные слова не звучали). С самого начала авантюра выглядела ненадежной, но пока в команде были опыт и мастерство, она действительно  неплохо работала. Однако, как мы можем видеть, в конечном итоге идея провалилась, и Венгер прекрасно это осознает, ярким подтверждением чему служат почти все последние траснферы – мы почти перестали покупать «навырост». Тем не менее, объятый идеей тотального профита, отравившей его в первые же годы после продажи Анри, он все еще пытается получить с нее дивиденды. Именно поэтому, в частности, мы так неприлично много видим Рэмзи.

Однако время ушло. Попытка по-особому спасти тонущий корабль провалилась официально. Очень символично и то, что именно выбранный французом капитан сначала привез гол с игры, затем забил в концовке основного времени и, наконец, не забил последний, решающий пенальти. Как-то уж очень по-венгеровски, не находите?

Не хочу говорить напыщенных фраз вроде «пока Венгер не уйдет, клуб будет опускаться все глубже и глубже» или «верните мне мой «Арсенал», ублюдки!». «Арсенал» слишком низко не опустится (это противоречит нашей финансовой политике), а «ублюдки» меня все равно не услышат.

Ясно лишь одно: момент, в который все действительно можно было исправить без серьезных потерь, упущен слишком давно. А теперь – время покажет.

Оставайтесь с нами, и не забывайте подписываться