5 мин.

Мачо-сумо-СНГ

Дуся мялася, но снималася. Когда верховодам из компании «Газпромфутбол» дали понять, что здесь им не тут, они в ответ дали понять, что поищут где-нибудь там. Так вполне здравая и естественная идея получила опасный для нее властно-указивный импульс. Опасный – потому что принятыми в среде российского чиновничества методами легко если не завалить все начинание, то как минимум напрочь его опошлить. Собственно, нечто подобное отечественные чиновники при бизнесменстве и так уже проделывают с российским футбольным (хоккейным, баскетбольным и т.д.) хозяйством.

Какой, вообще, смысл лигам объединяться? Видите ли, европейский футбол довольно-таки скверно организован. Точнее сказать, организован он великолепно, однако это великолепие заканчивается на подходе к высшему его уровню – формирующему ежегодно еврокубковый расклад. Там имеет место здоровенный дисбаланс, позволяющий тяжеловесам еще больше набирать вес – за счет, в общем-то, чужой пайки. Вряд ли среднестатистический голландский болельщик беднее среднестатистического испанского – однако же, в действительности россыпь голландских звезд делает кассу чемпионатам Англии, Испании, Италии и Германии. Просто потому, что в этих странах больше, чем в Голландии, крупных городов. Вот так и выходит, что в футболе главенствуют принципы сумо.

Консолидация же лиг может позволить их участникам подтянуть коммерческие статьи – это со временем даст возможность покупать более дорогих игроков. В свою очередь, звезды подтянут к себе часть международной аудитории, что позволит подтянуть коммерческие статьи – несколько циклов спустя верховенство АПЛ и «Барсы» с «Реалом» реально может оказаться под вопросом, вот как.

На подобный эффект вполне могут рассчитывать и Россия с Украиной. Пусть публика не самая состоятельная – если подойти к реализации с умом, можно компенсировать это количеством.

Но.

Данный вариант предусматривает поступательное развитие – а как раз стремления к оному не проглядывается в действиях тех, кому за эту лигу отвечать. Какие такие программы на десятилетие? Даешь суперклубы на скорую руку, да восцветут быстрогранды! – вот такая идеология является в этом кругу доминирующей. И дискуссия, разгоревшаяся по поводу того, какой аромат источает очередной такой растворимый гранд, чарующий или карающий, являет собой образец информационного сопровождения для подобного рода проектов – слишком много предубеждений, слишком мало обаяния.

То ли еще будет, когда двери общей лиги откроются для всех бывших союзных республик. Обязательно выйдет так, что какой-нибудь очень богатый либо очень властный узбек (азербайджанец, молдаванин, кто угодно) решит, что сие есть способ доказательства превосходства – и устроит этому новоявленному турниру нечто фрейдистское. В принципе, то же самое, что по отношению к чемпионату России проделывают господа Миллер и Керимов. Посему вместо чемпионата СНГ по образу и подобию российского первенства мы получим чемпионат финансовых мачо из СНГ.

А суть-то начинания – в том, что если выходить на новый уровень, то всей лигой. Клубы, состоящие в одном сообществе, должны помогать друг другу зарабатывать. Раздутие бюджетов у единиц при очень-очень среднем среднем уровне – погоня за временным эффектом, не более того. Рецидив советской показухи. И еще – дестабилизация, подрыв соревновательных основ. Какой, спрашивается, смысл замахиваться на Лигу чемпионов, если о состоянии футбольных дел в стране куда красноречивее свидетельствуют пришибленная на всех уровнях инфраструктура, чахлый коммерческий инструментарий, депрессивная атмосфера на стадионах и катастрофические упущения в кадровой подготовке?

Сама по себе такая разруха не происходит – по-любому, тут вредитель прошелся. И он, в общем-то, известен, этот вредитель. Это номенклатурный социализм – режим, при котором государство, являясь собственником всего, решало по своему усмотрению, кому сколько и на что выделить. Подключенными к аппарату искусственного жизнеобеспечения оказывались целые отрасли экономики; когда этот аппарат накрылся, все и затрепыхались – кому-то удалось через это осознать свою живучесть.

Российский футбол тоже подышал сам какое-то время. Но теперь его вдохами и выдохами заведует очередная реинкарнация того вредителя – разве что вместо «покажем-ка этому народу «Бони М» звучит «покажем-ка этому народу Халка с Витцелем», да суперсобственник попочковался на филиалы.

И нет ничего удивительного в том, что проблемы не только не решаются, но и множатся ударными темпами – он конструктивно неэффективен, номенклатурно-социалистический механизм контроля и реагирования. Тут все, как и прежде: в начале начал власть со своей верхотуры предусматривает любое развитие ситуации, любые возможные нюансы – и когда возникает что-то ею непредвиденное (а оно не может не возникать), до последнего, любыми способами борется за непризнание своей неправоты и недальновидности. Как следствие, в десяти-ста метрах от носящихся туда-сюда денежных мешков молодая поросль получает представление о культуре бытового обслуживания в СССР. Да, уровень сервиса на стадионах можно поднять – власть знает, как это делать: велеть исправить и пообещать проследить. Самое главное от этого все равно не изменится: система не будет ориентирована на рядового потребителя. В первую очередь она будет обслуживать таких, как шеф «Газпрома» с присными.

Между тем, во всех лигах с многомиллиардным оборотом именно рядовой потребитель – основной. И если бы «чемпионат СНГ» ставил перед собой задачу повышения коммерческой эффективности и снижения рисков, если бы он был встроен, как сейчас говорится, в вертикаль – от лигочемпионского уровня до любительского, – его можно было бы только приветствовать. Так ведь нет ее, вертикали. В России – уж точно. Есть клуб нуворишей, имитирующих успешность – эпигонски копирующих устройство западных суперклубов. Теперь вот возникла идея принять в него таких же нуворишей с бывших союзных нацокраин. Расширямс!

Понятно, что российский футбол сам от дотаций не откажется – воли не хватит. Но для его же блага должен быть обозначен какой-то разумный их предел, и должны ставиться адекватные цели. Вот только кем? Надежды на то, что страна претерпит полноценную, включающую пересмотр ментальности, модернизацию, сгорают в голубом пламени массового психоза. Его-то есть кому раздувать.

Судя по цепной реакции откликов высокопоставленных особ, «чемпионату СНГ» быть. Но для чего? Общий смысл объединения лиг – в том, чтобы дать возможность располагающим потенциалом командам реализовать его, за счет роста числа громких вывесок. Чтобы Амстердам и Брюссель, Стокгольм и Копенгаген, Москва и Киев, Санкт-Петербург и Одесса зарабатывали друг на друге, как это делают Мадрид и Барселона, Милан и Турин, Манчестер и Ливерпуль. Для зарабатывания денег, для выравнивания масштабов коммерческой деятельности это должно делаться – а не в порядке политических камланий, замешанных, к тому же, на инфантильных обидах и фрейдистских комплексах.

Алексей Миллер – последний, кто должен выступать с подобной инициативой.

P. S. Есть идея по части того, каким образом можно обуздать денежных мачо в футболе. Будет изложена в блоге в ближайшее время.

Каким виделось мне объединение чемпионатов два с половиной года назад.