Мачо-сумо-СНГ
Дуся мялася, но снималася. Когда верховодам из компании «Газпромфутбол» дали понять, что здесь им не тут, они в ответ дали понять, что поищут где-нибудь там. Так вполне здравая и естественная идея получила опасный для нее властно-указивный импульс. Опасный – потому что принятыми в среде российского чиновничества методами легко если не завалить все начинание, то как минимум напрочь его опошлить. Собственно, нечто подобное отечественные чиновники при бизнесменстве и так уже проделывают с российским футбольным (хоккейным, баскетбольным и т.д.) хозяйством.
Какой, вообще, смысл лигам объединяться? Видите ли, европейский футбол довольно-таки скверно организован. Точнее сказать, организован он великолепно, однако это великолепие заканчивается на подходе к высшему его уровню – формирующему ежегодно еврокубковый расклад. Там имеет место здоровенный дисбаланс, позволяющий тяжеловесам еще больше набирать вес – за счет, в общем-то, чужой пайки. Вряд ли среднестатистический голландский болельщик беднее среднестатистического испанского – однако же, в действительности россыпь голландских звезд делает кассу чемпионатам Англии, Испании, Италии и Германии. Просто потому, что в этих странах больше, чем в Голландии, крупных городов. Вот так и выходит, что в футболе главенствуют принципы сумо.
Консолидация же лиг может позволить их участникам подтянуть коммерческие статьи – это со временем даст возможность покупать более дорогих игроков. В свою очередь, звезды подтянут к себе часть международной аудитории, что позволит подтянуть коммерческие статьи – несколько циклов спустя верховенство АПЛ и «Барсы» с «Реалом» реально может оказаться под вопросом, вот как.
На подобный эффект вполне могут рассчитывать и Россия с Украиной. Пусть публика не самая состоятельная – если подойти к реализации с умом, можно компенсировать это количеством.
Но.
Данный вариант предусматривает поступательное развитие – а как раз стремления к оному не проглядывается в действиях тех, кому за эту лигу отвечать. Какие такие программы на десятилетие? Даешь суперклубы на скорую руку, да восцветут быстрогранды! – вот такая идеология является в этом кругу доминирующей. И дискуссия, разгоревшаяся по поводу того, какой аромат источает очередной такой растворимый гранд, чарующий или карающий, являет собой образец информационного сопровождения для подобного рода проектов – слишком много предубеждений, слишком мало обаяния.
То ли еще будет, когда двери общей лиги откроются для всех бывших союзных республик. Обязательно выйдет так, что какой-нибудь очень богатый либо очень властный узбек (азербайджанец, молдаванин, кто угодно) решит, что сие есть способ доказательства превосходства – и устроит этому новоявленному турниру нечто фрейдистское. В принципе, то же самое, что по отношению к чемпионату России проделывают господа Миллер и Керимов. Посему вместо чемпионата СНГ по образу и подобию российского первенства мы получим чемпионат финансовых мачо из СНГ.
А суть-то начинания – в том, что если выходить на новый уровень, то всей лигой. Клубы, состоящие в одном сообществе, должны помогать друг другу зарабатывать. Раздутие бюджетов у единиц при очень-очень среднем среднем уровне – погоня за временным эффектом, не более того. Рецидив советской показухи. И еще – дестабилизация, подрыв соревновательных основ. Какой, спрашивается, смысл замахиваться на Лигу чемпионов, если о состоянии футбольных дел в стране куда красноречивее свидетельствуют пришибленная на всех уровнях инфраструктура, чахлый коммерческий инструментарий, депрессивная атмосфера на стадионах и катастрофические упущения в кадровой подготовке?
Сама по себе такая разруха не происходит – по-любому, тут вредитель прошелся. И он, в общем-то, известен, этот вредитель. Это номенклатурный социализм – режим, при котором государство, являясь собственником всего, решало по своему усмотрению, кому сколько и на что выделить. Подключенными к аппарату искусственного жизнеобеспечения оказывались целые отрасли экономики; когда этот аппарат накрылся, все и затрепыхались – кому-то удалось через это осознать свою живучесть.
Российский футбол тоже подышал сам какое-то время. Но теперь его вдохами и выдохами заведует очередная реинкарнация того вредителя – разве что вместо «покажем-ка этому народу «Бони М» звучит «покажем-ка этому народу Халка с Витцелем», да суперсобственник попочковался на филиалы.
И нет ничего удивительного в том, что проблемы не только не решаются, но и множатся ударными темпами – он конструктивно неэффективен, номенклатурно-социалистический механизм контроля и реагирования. Тут все, как и прежде: в начале начал власть со своей верхотуры предусматривает любое развитие ситуации, любые возможные нюансы – и когда возникает что-то ею непредвиденное (а оно не может не возникать), до последнего, любыми способами борется за непризнание своей неправоты и недальновидности. Как следствие, в десяти-ста метрах от носящихся туда-сюда денежных мешков молодая поросль получает представление о культуре бытового обслуживания в СССР. Да, уровень сервиса на стадионах можно поднять – власть знает, как это делать: велеть исправить и пообещать проследить. Самое главное от этого все равно не изменится: система не будет ориентирована на рядового потребителя. В первую очередь она будет обслуживать таких, как шеф «Газпрома» с присными.
Между тем, во всех лигах с многомиллиардным оборотом именно рядовой потребитель – основной. И если бы «чемпионат СНГ» ставил перед собой задачу повышения коммерческой эффективности и снижения рисков, если бы он был встроен, как сейчас говорится, в вертикаль – от лигочемпионского уровня до любительского, – его можно было бы только приветствовать. Так ведь нет ее, вертикали. В России – уж точно. Есть клуб нуворишей, имитирующих успешность – эпигонски копирующих устройство западных суперклубов. Теперь вот возникла идея принять в него таких же нуворишей с бывших союзных нацокраин. Расширямс!
Понятно, что российский футбол сам от дотаций не откажется – воли не хватит. Но для его же блага должен быть обозначен какой-то разумный их предел, и должны ставиться адекватные цели. Вот только кем? Надежды на то, что страна претерпит полноценную, включающую пересмотр ментальности, модернизацию, сгорают в голубом пламени массового психоза. Его-то есть кому раздувать.
Судя по цепной реакции откликов высокопоставленных особ, «чемпионату СНГ» быть. Но для чего? Общий смысл объединения лиг – в том, чтобы дать возможность располагающим потенциалом командам реализовать его, за счет роста числа громких вывесок. Чтобы Амстердам и Брюссель, Стокгольм и Копенгаген, Москва и Киев, Санкт-Петербург и Одесса зарабатывали друг на друге, как это делают Мадрид и Барселона, Милан и Турин, Манчестер и Ливерпуль. Для зарабатывания денег, для выравнивания масштабов коммерческой деятельности это должно делаться – а не в порядке политических камланий, замешанных, к тому же, на инфантильных обидах и фрейдистских комплексах.
Алексей Миллер – последний, кто должен выступать с подобной инициативой.
P. S. Есть идея по части того, каким образом можно обуздать денежных мачо в футболе. Будет изложена в блоге в ближайшее время.
Каким виделось мне объединение чемпионатов два с половиной года назад.
Вы абсолютно ничего не сказали по существу, зато лишний раз с упоением прошлись по треклятой Москве, жителем которой я, к слову, не являюсь. Таких, как вы, никакие успехи Зенита не сделают победителями – они лишь подчеркивают (и усиливают) ваш донельзя колоритный питерский ресентимент. Признайтесь, вам ведь нравится, что в мире существует такое место, как Москва, на происки обитателей которого можно свалить все свои неудачи? То, что связка Зенит-Газпром – явление паразитическое, доказывают хотя бы орды СБГ-субпассионариев на этом сайте: все эти кренпокуриши, кроки, брц, харты и прочая муть. В должной мере уважающий себя человек не опустится до их уровня.
------------------
на самом деле это - одна сторона медали.. другая и более значительная заключается в том, что клубы Эредивизи не должны иметь долгов.. как только финансовая ситуация в клубе начинает ухудшаться KNVB (их РФС) относит клуб к первой категории и они перестают иметь возможность покупать игроков (разрешен лишь приход свободных агентов), вводятся другие репрессивные меры вплоть до внешнего управления..
Германия и Нидерланды вот две страны где финансовый фэйр-флей уже практически действует..
причем, даже муниципалитеты не должны оказывать экономическую поддержку своим клубам..
сравните это с соревнованием испанских и каталонских банков, которые под гарантии правительств Испании и Каталонии выдают практически не ограниченные кредиты Реалу и Барсе..
в Англии телевизионные бонусы ставят футбольные клубы в более привилегированное положение в сравнении с континентальной Европой..
это - финансовое сумо..
существует три варианта получения сделать футбол рентабельным:
1. продавать футбольное зрелище непосредственно на стадионе (билеты, атрибутика, пиво..)
2. продажа медиапродукты - права на трансляцию, клубное телевидение и прочие..
3. трансферные доходы..
российские клубы живут в большей своей массе за счет спонсорства, они полностью могут сосредоточится на достижении результата, так как они не стоят перед необходимостью быть самоокупаемыми (голландские команды обязаны быть рентабельными).. российские команды фактически независимы от болельщиков, от того кстати и такое отношение к фанам, для футболистов, тренеров и менеджеров главное угодить спонсорам, а не болельщикам.. все просто: кто девушку ужинает, тот ее и танцует..
поэтому, кстати, на матчи Эре в среднем ходит 19 тыс.человек, в РПЛ - меньше 13 тыс..
Я не питаю неприязни ни к Петербургу, ни к петербуржцам, и даже Зенит мне когда-то нравился (когда там играли Клементьев, Чухлов, Ларионов и т.д.). Я лишь констатирую тот факт, что именно руководство питерского клуба на базе питерского клуба реализует модель, характерную для третьего мира, и подрывает тем самым основы существования российского футбола. Деньги появились – это еще не повод впадать в дикарство. А в исполнении Зенит-Газпрома это оно и есть. Вот в чем моя претензия. Можете почитать, наконец, мою статью – там вроде бы достаточно подробно все описано.