5 мин.

Пониженное давление. Чем объяснить успех «Вест Бромвича»

Иван Калашников отправился изучать феномен «Вест Брома» – главной сенсации английской премьер-лиги в этом сезоне.

Фото: Reuters/Darren Staples

В Вест Бромвиче пахнет булками. Прямо через дорогу от стадиона пыхтит гигантская пекарня – пожалуй, главная достопримечательность города после самого стадиона. Да и городом это довольно сложно назвать: так, городок, зажатый между Бирмингемом и Вулверхэмптоном. Когда я, договариваясь о встрече с Питером Одемвинги, произнес слова «где-нибудь в Вест Бромвиче», он расхохотался так, что было слышно в Баковке.

Настоящая жизнь кипит в паре железнодорожных остановок от Вест Бромвича – в том же Бирмингеме, втором городе Британии после Лондона. Болельщики там поделены между двумя куда более солидными командами («Астон Вилла» и «Бирмингем Сити») и смотрят на соседский футбольный клуб примерно так же, как московские фанаты – на «Химки». «Вест Бромвич» находится на периферии не только по отношению к соседям, но и ко всей премьер-лиге, и вспоминают о нем лишь тогда, когда случается уж совсем что-то особенное.

Особенное случилось: «Вест Бромвич» идет в зоне Лиги чемпионов, уступая по набранным очкам только двум командам из Манчестера. В этом сезоне они обыграли «Ливерпуль», «Челси» и «Эвертон» – настоящее достижение для команды, к которой в последние годы приклеилось обидное прозвище «йо-йо» (она, словно краснодарская «Кубань», лифтом носилась между высшим и первым дивизионами). Два года назад «ВБА» вернул в премьер-лигу талантливый мотиватор Роберто Ди Маттео, а сменивший его занудный прагматик Рой Ходжсон бросил якорь в середине турнирной таблицы, но их обоих превзошел мало кому известный шотландец Стив Кларк – бывший ассистент Моуринью и Далглиша.

Два месяца назад Ди Маттео, идущий тогда на первом месте в премьер-лиге, смеясь рассказывал мне, что президент «Вест Брома» Джереми Пис живет по заветам Александра Старкова – боится, как бы чего не вышло, и просит тренеров хотя бы через раз набирать по три очка в домашних матчах, а не пытаться играть красиво. Кларк подошел Пису идеально – он привил команде сугубо контратакующую манеру, отлично работающую против сильных соперников, а центральными игроками сделал пару опорных полузащитников, умеющих остановить чужую атаку и тут же запустить мяч в сторону нападающих.

С одним из этих хавбеков, аргентинцем Клаудио Якобом, Кларк якобы познакомился только на установке перед первой игрой сезона, где сказал ему: «Парень, постарайся ничего не испортить». Якоб сделал так, как велели, и был признан игроком матча, а «Вест Бром» разнес «Ливерпуль» со счетом 3:0. Как выяснилось в следующих играх, аргентинец куда более тонкий футболист, чем стандартный опорник типа «отбери-отдай»; более того, в свободное время он запирается в своем номере и рисует картины. Якоб к тому же моментально стал любимцем местных болельщиков – я сам видел, как он целых полчаса после проигранного (!) матча расписывался на программках и футболках.

В паре с Якобом раскрылся один из самых недооценных игроков премьер-лиги, конголезец Юссуф Мулумбу. Он уже третий год изображает в «ВБА» такого Модрича для бедных – технически оснащенного полузащитника, который все время болтается между обороной и атакой, действуя крайне полезно для команды, но редко попадая в протокол. Следуя плану Кларка, Мулумбу с Якобом сделали так, чтобы нападающие «Вест Бромвича» (Лонг, Одемвинги, Лукаку) имели больше одного момента за игру, а те внезапно принялись забивать – и вытащили команду на третье место.

Впрочем, положение в таблице никак не повлияло на положение дел. Перед матчем со «Сток Сити» я попадаю в настоящую пробку в клубном магазине – она возникла вовсе не потому, что кому-то понадобилась футболка, гм, Джеймса Моррисона (шотландский атакующий полузащитник, лучший игрок команды в последние два месяца – нет, вы не обязаны его знать); просто в магазин только что завезли рождественские подарки в клубных сине-белых цветах. По обстановке на стадионе вообще нельзя сказать, что здесь кого-то уж очень сильно волнует футбол: первые полчаса домашние болельщики вяло хлопают и совсем не поют, зато оживленно общаются с соседями. В матче с самой прямолинейной командой премьер-лиги вряд ли найдется место подвигу, как против «Челси», а проигрыш никого всерьез не расстроит – поэтому трибуны так спокойны.

Примерно в начале второго тайма становится понятно, что «Сток» – едва ли не худший соперник для «Вест Бромвича». Тактика Кларка плохо работает против команды, которая не оставляет свободных зон в защите и пуляет мяч вперед со своей половины поля – и свои, и чужие болельщики при этом радостно кричат «Hoof!» (звук удара на дальнее расстояние), смеясь над гаубичным стилем игры «Стока». Солдаты Тони Пулиса настолько деревянны, что ему иногда приходится кричать с бровки «Обводи! Обводи!», когда Джон Уолтерс своим грозным видом заставляет соперника пятиться, но совершенно не понимает, что делать дальше.

Играть первым номером у «Вест Бромвича» совсем не получается еще и потому, что сразу четыре самых креативных игрока (Одемвинги, Лукаку, Брант и Моррисон) сидят на лавке. Кларк выпускает троих из них во втором тайме, но силы у команды уже кончаются, «Сток» забивает единственный мяч и выигрывают, фанаты гостей – возможно, наиболее самоироничные в премьер-лиге – затягивают: «Мы не умеем играть, но всегда побеждаем «Вест Бром».

Болельщики «Вест Бромвича» к этому даже не прислушиваются. Всего два часа, проведенные на стадионе, позволяют понять – тут вообще не принято давить на команду. Домашний проигрыш «Стоку» долго аплодирующие трибуны явно не считают позором, делить третье место с «Челси» и «Тоттенхэмом» по-прежнему почетно, а Стив Кларк никому не обещал играть в красивый футбол. Питер Одемвинги после матча пытается выразить на лице разочарование результатом, но быстро признается, что вся команда хочет поскорее забыть эту унылую игру и думает о следующем туре на «Эмирейтс», где им уже случалось побеждать, а Одемвинги – забивать.

Отсутствие ожиданий и давления – наверное, главная причина успеха этой команды; в Вест Бромвиче бы охотно подписались под варшавской репликой Андрея Аршавина. Пару недель назад я провел некоторое время в компании болельщиков московского «Спартака» и увидел, как их радость сменяется гневом практически по любому поводу: иностранный тренер, дорогие легионеры, свой парень Валера, воспитанники клуба – все это может сначала воодушевлять, а спустя некоторое время уже расстраивать, и конца этому не видно. А теперь попробуйте представить себе демарши игроков, увольнения тренеров и лихорадочные траты в месте, где перед матчем пахнет свежей выпечкой, а городская газета выходит с заголовком «Еще четыре победы – и мы точно не вылетим!».