8 мин.

Локоть и плечо

В пятницу вечером наш БАТЭ обыграл жодинское «Торпедо». И снова стал чемпионом страны. Интересно, что это первый из пяти белорусских титулов, юридическое оформление которого пришлось на домашний матч. И было здорово разделить радость с родными борисовскими болельщиками. Впрочем, это золото означает пока лишь то, что абсолютным приоритетом команды на финише сезона становится Лига чемпионов. Больших торжеств не было. Ведь в среду в Минске мы принимаем «Зенит».

Первая тренировка в ранге пятикратных, думаю, не будет отличаться от всех других, следующих за выигранным матчем. На этот случай у нас есть особый командный ритуал, не предназначенный для чужих глаз. Ребята выстраиваются полукругом: правая рука на плечо одному соседу, левая — под локоть другому. Получается этакий поезд из двух десятков человек. Подхожу к Сане Юревичу. Он обычно становится паровозом — с краю. Жму руку, благодарю за победу и игру. Юревич в ответ делает движение машиниста, дающего гудок, и команда дружно подхватывает: «Ту-ту!» Символика эпизода предельна проста. Едем дальше! И в помощь каждому — плечо и локоть другого.

В прошлый раз рассказывал о том, какая это радость — возвращение домой. А здесь хочу признаться в другом. Удовольствие никак не меньшее — выходить на тренировку. Стоит случиться выходному — и начинаю скучать без ребят, в команду тянет неодолимо.

Взаимоотношения с игроками — важнейший компонент тренерского ремесла. Наверное, здесь не может быть готовых рецептов. Возможны варианты: от сугубо профессионального общения — до отеческого участия в судьбе каждого футболиста. В этом смысле не стараюсь копировать никого. Хотя первым наглядным уроком высокого класса педагогики считаю эпизод биографии БАТЭ — из далекого уже 98 года.

Это был дебютный для нас сезон в высшей лиге. И задача стояла дерзкая: попасть в тройку. Мы неплохо укомплектовались, хорошо подготовились. Но вскоре после старта проиграли несколько раз подряд. Последним в том ряду был проигрыш могилевскому «Торпедо». Причем принес его… мой автогол. Ясно, что готов был провалиться сквозь землю. И очень много значила тогда беседа с Юрием Иосифовичем Пунтусом. Он вызвал на разговор с глазу на глаз не только меня — большую группу игроков, на которых делал ставку. И для каждого нашел слова поддержки и воодушевления.

В следующем матче мы на затопленном ливнем поле, в страшную грозу вырвали победу у «Белшины». Потом обыграли Брест. Поймали тогда небывалый кураж. И завершили сезон на втором месте. Это был большой успех. А толчок к нему дало верное, мужское поведение тренера. Мы могли только догадываться, что было у Пунтуса в те дни на душе. Ведь он ни словом не обмолвился о том, про что узнали мы позже: после того моего автогола глава клуба Анатолий Капский дал Юрию Иосифовичу на исправление ситуации всего два матча. Но ему и нам хватило и одного…

…В начале этого сезона ловил себя на том, что в общении с командой немного суховат. Пожалуй, тогда у нас действительно не было таких доверительных близких отношений, как теперь. Границы стирались постепенно. Не обходилось без стычек, споров, бесед на повышенных тонах.

Кстати, случаются они и теперь. Знаю, к примеру, что затеять по ходу тренировки перепалку с Сережей Кривцом бывает даже полезно. При его желании тренироваться и прогрессировать искорка конфликта только добавляет парню энтузиазма. А когда занятие заканчивается, мы без труда, парой шуток, восстанавливаем общий язык.

Мне очень нравится отношение к тренировкам Анри Хагуша. Завести нашего «первого абхазца в Лиге чемпионов» проще простого. Достаточно в шутку поставить под сомнение качество передачи или красоту забитого им мяча — и у Анри загораются глаза. Он моментально заражает азартом всех, кто рядом. И тренировка оживает, получает нужный заряд воодушевления.

Серега Веремко не любит проигрывать и пропускать голы. Иногда полезно бывает спровоцировать его на спор с Геной Близнюком. У того великолепная реализация голевых моментов. Близнюк внешне невозмутим, но когда оказывается с мячом в штрафной, становится неузнаваем. И вот эти двое заводятся, начинают соревноваться на кувырки. Коса находит на камень, и все занятие проходит великолепно.

Зато Сашу Юревича лучше не задевать. Наш левый защитник — человек спокойный и уравновешенный, играет ровно и надежно, без явных подъемов или спадов. Это признак мастерства. И я быстро понял, что к Юревичу не надо применять экстренных мер, указывать на ошибки. Он не терпит понуканий и сам все понимает. Ему, если что и подсказывать, то доброжелательно, как бы невзначай.

Самое поразительное для меня открытие последних двух месяцев — поведение и игра Димы Лихтаровича. Признаться, не думал, что наш ветеран способен заиграть еще сильнее и качественнее, чем умел. При этом он остается душой команды, воплощением спокойствия. И капитанская повязка, что перешла к Диме от травмированного Александра Ермаковича, его в этих достоинствах только утвердила. Помните фантастический голевой пас Лихтаровича Кривцу в матче с «Ювентусом»? А в игре против «Зенита» у него было 85 процентов точных передач. Это очень высокий показатель. Я был по-хорошему шокирован. Когда так играет опорный полузащитник, это значит, что команда быстро и без потерь проходит середину поля. В отношениях с Лихтаровичем просто не может быть остроты, конфликтности. Разве что иной раз он по-ветерански, по-доброму поворчит. И тогда ему можно немного подыграть.

Мы давно следили за Сашей Володько. Пробовали перетянуть его из Бреста. Там парень, по нашим наблюдениям, терял стимулы для роста, перестал попадать в стартовый состав. К счастью, удалось организовать его переход этим летом. И он вписался в нашу команду замечательно. Лига чемпионов стала толчком для его роста. Это очень сильный опорник — с огромным объемом черновой работы и высоким показателем точных передач. Их связка с Лихтаровичем очень продуктивна.

Верю, что удастся сыграть в Лиге чемпионов и Саше Ермаковичу. Ему недавно сделали операцию. Он вполне мог бы спокойно восстанавливаться, посчитав сезон для себя завершенным. Но наш капитан вернулся к работе с такими самоотверженностью и страстью, что молодым только поучиться.

Много психологически интересных ситуаций возникает с Игорем Стасевичем. У парня взрывной характер. Он неуступчив, внутри все кипит и часто прорывается наружу. В нем постоянно желание доказывать свою футбольную правоту. Но игры против «Реала» и «Зенита» ему не удались. В Питере Игоря пришлось заменить в перерыве, причем в его день рождения. Для любого футболиста это удар по самолюбию. Видел, как ему было тяжело. Стасевича после любого матча лучше на пару дней оставлять в покое. А потом стараюсь поговорить с ним наедине. Тогда можно обсудить ошибки, задать вопросы. Главное, что после неудавшегося матча он заряжен на то, чтобы исправиться. У человека горят глаза. И вариантов не поставить Игоря в состав даже не возникает. Например, сразу после поездки к «Зениту» он великолепно сыграл против брестского «Динамо»: отдал голевую передачу, выполнил потрясающий объем фланговой работы.

Наш тренер Александр Владимирович Федорович угодил в точку, прозвав Профессором Виталия Родионова. Это форвард, который нестандартно мыслит, чьи решения невозможно предугадать. У Виталика можно поучиться щепетильному отношению к себе. Во всем. Он бдительно следит за здоровьем. Идет к докторам с малейшей ссадиной — поскорее залечить. Любая боль вызывает в нем желание знать причину. Не так давно у него было воспаление ахилла. И Родионов не успокоился, напрягал всех, пока его не отправили на лечение в Германию. Виталий тяжело переживал, что в минувшую предсезонку в него не поверили в самарских «Крыльях». Не мог оправиться всю весну, сомневался в себе. Ему, как Паше Нехайчику, важно доверие тренера и партнеров. Настоящего Родионова мы увидели лишь с началом квалификации в Лиге чемпионов. Сегодня он, пожалуй, даже превзошел свой прежний уровень.

Год в Финляндии не прошел бесследно для Володи Ржевского. Он не то что не произносит лишнего слова — не говорит вообще! Ни на тренировках, ни в игре. Иногда тормошу его: «Скажи хоть что-нибудь. Мы твой голос забыли!» Спокойствие Ржевского проявляется и в том, что он никогда не фолит. Представляете: у центрального защитника ни одной карточки за сезон! Приметили его прошлой осенью, во время просмотра. А в России в нескольких клубах на нем ставили крест. Теперь изумляются: «Это тот долговязый, которого мы отчисляли? Играет в Лиге чемпионов?!» Отвечаем: «Не просто играет, еще и забивает победные голы».

Сереге Сосновскому в начале сезона не хватало духа победителя. Прежние его команды зачастую играли от обороны, на отбой. Для него важно было психологически перестроиться: научиться сохранять мяч, начинать атаки, самому открываться под передачи. И наш центральный защитник потихоньку переборол себя, заиграл современнее.

Миша Сиваков в БАТЭ уже лет шесть. И все это время говорят о его перспективности: «Вот-вот заиграет». Это «вот-вот» стало проявляться лишь в нынешнем сезоне. Пока эпизодами. При замечательных задатках парню не хватает стабильности. Несколько лет назад он побывал на просмотрах в Германии. И там Мише наговорили, что имеют к нему интерес. Он вернулся в убеждении, что все умеет. Конечно, сразу же получил по задранному носу. И недоумевал: «Как же так? Там во мне рассмотрели хорошего футболиста, а здесь этого никто не видит». Приходилось Сивакова воспитывать, перестраивать психологически.

Когда перед матчем против «Левски» дисквалифицировали Веремко, у меня не было никакой тревоги за место в воротах. Потому что хорошо изучил характер Саши Гутора. Пристально слежу за ним с той поры, когда он мальчишкой радовался перчаткам, что передавал донашивать Юра Жевнов. С тех времен Гутор узнал себе цену, прибавил в уверенности. Но надо же: после удачной игры против болгар обнаружились характерные симптомы «звездняка». В матче дублеров мог исполнить вычурный ввод мяча, а то и растолкать всех и пробить пенальти при счете 2:2. Профилактические беседы были в разгаре. Но случились 1:4 в недавней кубковой игре от «Минска». И слова стали не нужны. Проблемы исчезли. Так что Гутору то поражение точно пошло на пользу.

Хорошим тренером должен стать Виталий Казанцев. То, что другим надо подробно объяснять, он схватывает с полуслова. Очень хорошо руководит обороной, знает толк в перестроениях. Из-за проблем со здоровьем этот защитник перестал попадать в стартовый состав. Но ведет себя по-мужски: никаких претензий. Мне кажется, на футбол Казанцев смотрит уже с позиций тренерских.

Наверное, в том, что в БАТЭ сложился сегодня такой замечательный коллектив, — наши общие труд, счастье и удача. Важно, что мы не стали шарахаться, бросаться в крайности и сомневаться в себе ни в пору тяжелого межсезонья, ни после скромных результатов первых спаррингов, ни во время натужного старта в чемпионате. Команда спокойно присматривалась и притиралась к нашему штабу, мы — к команде.

По весне все с интересом прогнозировали, что же получится у молодых тренеров с лучшим клубом страны. Ожидали разного. Но никто — того, что получилось. Даже мы сами…