Дизайн коммуникаций. Как «Анжи» играл на «Энфилде»
Иван Калашников стал свидетелем самого важного матча в новейшей истории клуба из Махачкалы.
Фото: Reuters/Phil Noble
В августе прошлого года корреспонденты телеканала Sky Sports разбудили меня телефонным звонком, поставили на 10-м этаже офисной башни с видом на южный Лондон, причесали и заставили рассказывать, каким именно образом Самюэль Это’О оказался в команде, названия которой они никогда раньше не слышали. С трудом проглотив информацию о том, что «Анжи» будет тренироваться в 2000 км от домашнего стадиона, а Сулейман Керимов раньше вкладывал деньги в вольную борьбу, они окончательно перестали верить в происходящее после того, как узнали, что Это’О в одиночку забил больше голов в высших дивизионах, чем его новый клуб.
Накануне матча с «Ливерпулем» на русскоязычном сайте, посвященном учебе в Великобритании, появилось объявление: «Анжи» свезет всех желающих из разных городов страны на «Энфилд» и выдаст им по бесплатному билету в гостевой сектор. Корреспонденты Sky Sports тут же набрали мой номер – сколько же, спросили они, болельщиков «Анжи» живет в Англии? Десять человек? Двадцать? И довольно захохотали.
Оказалось, зря смеялись. Пятьдесят болельщиков прилетели из Дагестана, еще как минимум три 50-местных автобуса (из Лондона, Манчестере и Лидса) были забиты целиком. Посмотреть на «Анжи» приехали украинские строители из Истборна (крохотный город на южном побережье Англии) и – неожиданно – эстонский юрист из Уэльса. В гостевом секторе «Энфилда» толпа в 400-500 человек смотрелась не слишком убедительно, но их хотя бы было заметно – и довольно часто слышно.
***
Кроме привлечения болельщиков, «Анжи» активно работает над собственной, гм, айдентикой. В официальной программке и на двусторонних шарфах клуб назывался Anji, потому что традиционная транслитерация (Anzhi) оборачивается произношением «Анзи». Перед входом на гостевой сектор раздавали желтые футболки «Анжи» – территория мира» и российские флаги. В принципе, осталось разве что поменять название стадиона на шарфах (разумеется, предварительно его построив) и сделать так, чтобы скандирование «Россия» и «Дагестан» не накладывалось друг на друга.
А тем, кто увидит эту фотографию, надо просто рассказать, что такое drujba narodov.
***
Брендан Роджерс часто ошибался в произношении названия клуба, который приехал в гости к «Ливерпулю», но выставил против него практически сильнейший состав. Впрочем, Стивен Джеррард не стал особо напрягаться перед воскресным мерсисайдским дерби: первые четыре передачи капитана ушли в молоко, а в конце тайма он как-то уж слишком демонстративно пропустил мимо себя набравшего ход Это’О.
Зато в полную силу играл Луис Суарес. В первые полчаса он зачем-то пытался продавить Кристофера Самба, как будто жалея, что им не доводилось часто видеться в английской премьер-лиге. Разок ударившись носом куда-то в область коленки защитника «Анжи», Суарес одумался, но не остыл – во втором тайме он так разозлился на судью, который редко свистел нарушения на уругвайце, что даже после зафиксированного фола вскочил и показал руками: ну что, я опять нырял? Разумеется, в следующем же эпизоде разозлившийся арбитр влепил Суаресу желтую.
***
Болельщики «Ливерпуля», встречая автобус «Анжи» перед матчем, похлопали выходящему из него Роберто Карлосу и даже экс-тренеру «Челси» Хиддинку, но почему-то проигнорировали Самюэля Это’О. В игре камерунец также не заслужил аплодисментов – почти не входил в штрафную соперника, подолгу держал мяч, притормаживая атаки, и почему-то не открывался под передачи Буссуфа и Карсела-Гонсалеса. Маневры Это’О стали более полезными после выхода Траоре, хотя результата так и не принесли. Показательный момент: самый бурный восторг в секторе «Анжи» вызвал заработанный угловой в конце второго тайма.
Фанаты «Ливерпуля», кстати, больше всего шумели после незасчитанного (видимо, ошибочно) гола Даниэля Аггера, который выбил головой мяч с ладони Владимира Габулова. В истории английского футбола есть хрестоматийный эпизод с участием Энди Диббла и Гари Кросби, который каждый местный болельщик помнит так же отчетливо, как российский – случай с Аршавиным и Левенцом. Если бы это случилось в матче АПЛ, Аггер наверняка бы праздновал счет 2:0, но голландский судья просто вырос на другой футбольной культуре.
Да, а еще одна ливерпульская овация досталась Юрию Жиркову, который умудрился выбить мяч на крышу «Энфилда».
***
«Анжи», наверное, мог бы сыграть лучше, особенно если бы привез в Ливерпуль хотя бы одного из трех опорных полузащитников. Но этот матч – формально самый важный в новой истории клуба – дал «Анжи» кое-что еще. За день до игры Хиддинк, Это’О и другие возложили цветы к мемориалу «Хиллсборо». Тогда же состоялась заранее спланированная встреча представителей «Дикой дивизии» и фанатов «Ливерпуля». Когда махачкалинский клуб приедет в Англию в следующий раз, то многие уже будут знать, как правильно произносится его название. А в газетах напишут, что свои первые голы в Лиге Европы Самюэль Это’О забил именно в составе «Анжи».
дело не различии футбольных культур, а в правилах ФИФА:
(нашёл по ссылке на видео с Гари Кросби, обращаем внимание на слова «A goalkeeper is considered to be in control of the ball: ... while holding the ball in his outstretched open hand... When a goalkeeper has gained possession of the ball with his hands, he cannot be challenged by an opponent.»)
This is not legal anymore.
From FIFA’s «Interpretation of Laws of the Game: Law 12» (page 116)
A goalkeeper is considered to be in control of the ball:
• while the ball is between his hands or between his hand and any surface
(e.g. ground, own body)
• while holding the ball in his outstretched open hand
• while in the act of bouncing it on the ground or tossing it into the air
When a goalkeeper has gained possession of the ball with his hands, he cannot
be challenged by an opponent.
Мне лично вспоминается Марибор, когда вратарь поймал мяч, упал с ним и выпустил из рук возле себя, а Керж пытался выбить, вратарь симулировал что его пнули в руку, Кержа удалили.
Единственное Габулов не стал симулировать адские муки удара по руке - а так явное нарушение
//
Он открывался. Он эту карселу дрожащую, косоногую убить хотел - по лицу читалось. И Буссуфа был не лучше.
Самюэлю можно посочувствовать - у него ведь еще и Смолов с Агаларовым в партнерах. С такими орлами с ума сойдешь.