5 мин.

По английским стопам

Итальянцы в последнее время изрядно отстали от ряда других стран по качеству футбольной инфраструктуры. У немцев, португальцев имеются относительно новые стадионы, тренировочные поля для команд совершенно разных уровней и возрастов, построенные в преддверии к Чемпионату Мира и Европы соответственно. Тамошние власти были вынуждены взяться за развитие местного футбола, дабы не ударить лицом в грязь перед всей планетой и, в первую очередь, перед своими же согражданами. В результате, в Германии и Португалии имеются современные стадионы, которые заполняются под завязку практически каждый матч, к тому же, созданы прекрасные условия для молодёжного сектора, что уже сейчас приносит свои плоды. В ближайшем будущем такого же эффекта стоит ожидать и во Франции, где в 2016 году пройдёт Чемпионат Европы.

Большинство из нынешних футбольных арен Италии возводилось к Чемпионату Мира 1990 года, после чего не претерпели практически никаких изменений. Попытки принять у себя ЕВРО 2016 и 2020 остались безуспешными, поэтому ожидать особой щедрости и активности со стороны властей не приходится. Государство в нынешних финансовых условиях навряд ли согласится вкладывать миллиарды евро в развитие футбола, не имея при этом никаких шансов для краткосрочной окупаемости. Выход остаётся один – инвесторам, кому не безразлична судьба Кальчо, взять инициативу на себя. Собственно говоря, всё к этому и идёт.

В прошлом году на Апеннинах появился первый частный стадион, который построил себе «Ювентус». Потратив на арену порядка 120 млн. евро, туринцы получили в распоряжение не только современное поле с удобными трибунами, но и целый развлекательный комплекс для болельщиков, где они могут провести своё свободное время… понятное дело, на платной основе. Экономический эффект огромен, поскольку вместе с возникновением целого ряда новых услуг «Юве» ощутимо взвинтил цены на билеты. К примеру, стоимость абонемента выросла на 42%.

После успешного опыта «Бьянконери» о строительстве своих собственных стадионов всерьёз задумались и остальные команды Серии А, список из которых ширится день за днём: «Интер», «Рома», «Лацио», «Наполи», «Фиорентина», «Удинезе», «Палермо», «Кальяри», «Катания». С положительными сторонами подобных проектов разобраться нетрудно, они лежат на поверхности. Это и уже упомянутое увеличение доходов, это и повышение комфорта болельщиков, это и улучшение качества телевизионной картинки, это и подготовка прекрасных центров для молодёжи. Но не всё так гладко, как это кажется на первый взгляд. Такой путь развития нельзя назвать новаторским, т.к. что-то похожее имело место быть на Туманном Альбионе двадцать лет тому назад.

Путь, выбранный англичанами, изменил культуру местных болельщиков до неузнаваемости. Постепенная коммерциализация привела к вытеснению с трибун хулиганов, атмосфера на стадионе стала больше смахивать на камерную. Если с родоначальниками игры всё понятно, проблема футбольного насилия в 80-х годах прошлого века встала там ребром после трагедии на Эйзеле, то в Италии проблем с хулиганством подобного масштаба нет и в помине. Поэтому встаёт серьёзный вопрос: не приведёт ли подорожание билетов к угасанию движения тифози?

Поводом для размышлений могут послужить первые итоги функционирования «Ювентус Стэдиум», а точнее, политика руководства «Старой Синьоры», которую они выбрали по отношению к болельщикам своей команды. Повышение цен на билеты привело к тому, что на первый за три последних года матч Лиги Чемпионов пришло менее 30-ти тысяч человек при вместительности новёхонькой арены в 40 тысяч. Весьма странная статистика для самой популярной команды Италии, базирующейся в городе-миллионнике. Как впоследствии оказалось, туринцы посчитали сумму, требуемую «Юве» за просмотр игры на трибунах, весьма завышенной, предпочтя стадиону уютный диван у себя дома.

Известно, что в Италии посещаемость матчей меньше, чем в Испании, Англии и тем более Германии. Экономическая ситуация в стране также ужасающая. Размышляет о закрытии нескольких своих заводов и владелец «Ювентуса» – концерн «ФИАТ». Всё это может привести к тому, что у рабочей молодёжи, студентов, которые и являются авангардом движения тифози, попросту не будет достаточного количества денег для регулярного попадания на матч любимого клуба. Что касается обычных болельщиков, то им уже сейчас приходится в целях экономии приобретать билеты на Курву, главное пристанище хулиганов. Центральная часть арены отойдёт людям с большим достатком, для большинства которых понятие «фанатизм» чуждо, у них одно лишь желание – насладиться эстетикой футбола. Более эмоциональные болельщики, как сказано ранее, окажутся на Курве, постепенно замещая там тифози. И это никакие не бредни, поскольку для клубов выгоднее иметь на трибунах зрителей, просто наблюдающих за происходящим на поле, не использующих пиротехнику, не выкрикивающих нецензурную лексику и т.д., ведь никому штрафы платить не хочется. Порядок и безопасность для футбольных руководителей – сладкий сон, о котором сейчас им приходится лишь мечтать.

Такой путь «развития» уничтожит движение тифози. А ведь многие из нас полюбили Кальчо не только из-за футбола, демонстрируемого клубами из Серии А, но и из-за околофутбольной культуры. Тут нет такого насилия, какое было когда-то в Англии, или какое есть сейчас в Восточной Европе. Хулиганство, конечно же, есть, но не в критичном масштабе, поэтому и способы решения данной проблемы должны быть найдены при помощи менее радикальных методов. Сама околофутбольная культура должна жить и развиваться, чему обязаны способствовать, в том числе, и клубы. Душить тифози ценовой удавкой ни в коем случае нельзя, ведь их исчезновение приведёт к обезличиванию Кальчо, потере некой изюминки итальянского футбола, кроющейся в его фанатах.

Безусловно, рассуждать о какой-либо угрозе исчезновения тифози ещё слишком рано. Может быть, никакой угрозы вовсе нет, но определённые движения в данном направлении всё же имеются. Их, в свою очередь, необходимо учитывать, дабы подавить негативные тенденции в самом зародыше. Здесь важна грамотная политика со стороны Федерации футбола и непосредственно клубов. В первую очередь, речь идёт о билетной политике. Резкое повышение цен, без всяких сомнений, благоприятно скажется на доходах клубов, однако, везде должен быть свой разумный предел, должен быть найден некий консенсус, который бы устроил как руководителей команд, так и болельщиков. Околофутбольная культура – это наше наследие, и его необходимо сохранить.

Автор: Сергей Хавролев