Сеульская ностальгия
Перед Олимпиадой у нас не было официальной цели завоевать золото. Но та сборная не знала поражений, играла стабильно на высоком уровне. Так что сами футболисты и тренеры думали только о первом месте. Отличительная черта того коллектива – его потрясающий настрой, удивительное проявление волевых качеств.
В самых трудных ситуациях, как, например, в полуфинале с Италией и в финале с Бразилией, когда мы проигрывали по ходу встреч, ребятам удавалось в дополнительное время вырывать победы.Мысль, что большое видится на расстоянии, исключительно верна. Сразу после побед, даже когда выигрываешь, такие крупные соревнования, нет ощущения большого достижения. Да, есть радость, веселье, но не более. Но только потом, по истечении многих лет понимаешь всю важность той победы. Ведь за все 20 прошедших лет наши сборные даже не попали ни на одну Олимпиаду.
Мне кажется, что победа в Сеуле не получила адекватной оценки в нашем футболе, ей не отдали должное. Не было той меры понимания успеха, которую она заслуживала. Может, дело в том, что тогда главная сборная страны в тот год очень хорошо играла, завоевав серебро чемпионата Европы. Может, это связано и с тем, что была некоторая конкуренция между первой и олимпийской сборными. Приоритет первой сборной был выражен не столь заметно, как это выглядит сейчас и для Спорткомитета СССР олимпийские медали были не менее значимы, чем успехи в европейских турнирах. Поэтому при решении таких, например вопросов, как кому играть за олимпийскую, а кому за главную сборную постоянно возникали дебаты. Те же Михайличенко, Добровольский, Харин играли и в той и в другой командах. Первый, к слову, прекрасно отыграл и на чемпионате Европы, и на Олимпиаде. А все трое , по-моему мнению, были лучшими игроками нашей команды на Олимпиаде.
Вклад любого главного тренера в работу велик. И Бышовец в этом смысле не исключение. Несомненно, достижение 88 года во многом зависело от работы Анатолия Федоровича. Еще стоит отметить, что у нас весь штаб состоял из профессионально хорошо подготовленных работников. И это касается не только тренеров, но и врача, массажистов администраторов и многих других. Выделю опытного тренера Владимира Салькова и доктора Зураба Орджонкидзе. Работу же Бышовца того времени отличало умение хорошо ориентироваться в возможностях игроков, умело «читать» игру, «слышать» своих помощников, команду, постоянно допытываться до истины. То есть, не было скороспелых решений. В этом смысле роль Анатолия Федоровича очень весома. Мне лично работалось с Бышовцем легко. Главным образом, потому что все наши мысли были заняты исключительно футболом, нашим делом. Мы не отвлекались ни на что другое. Это создавало такую обстановку, в которой ты, как человек преданный своему делу, чувствуешь в своей тарелке, чувствуешь себя нужным.
В финале, как известно, мы обыграли Бразилию. Она была тогда очень хорошо готова. И какой у соперника был состав... Бебето, Ромарио, Тафарелл... Разумеется, мы изучали бразильскую сборную. Но совсем четкого представления о сопернике не было и невозможно было представить, например, что Ромарио станет со временем одним из лучших форвардов мира.
Подготовка к финалу с Бразилией была крайне необычной. Мы ведь после полуфинала переехали в Сеул. Там мы изначально хотели поселилиться в Олимпийской деревне. Сейчас идет очень много споров – где должна жить сборная. На базе, где хорошие условия для подготовки, но далеко ехать до стадиона, или в гостинице, где хуже условия, но ближе до арены. Так вот, от Олимпийской деревни как раз было недалеко до стадиона. И мы уже получили свои номера, но в итоге там не разместились. Понимаете, в деревне тогда царил настоящий хаос: кто-то уже уезжал, кто-то плакал из-за поражения, кто-то праздновал победу, танцевал... В общем, был самый настоящий балаган. Так что, решение, уехать было разумным. Хотя тогда я не в полной мере понимал, какую важную роль это сыграло.
И отправились мы на теплоход имени Шолохова. Там было тихо, там была наша кухня. Футболисты уже соскучились по российской кухне: им хотелось поесть щей, борща, красной икры, в конце концов. Да и по русской речи тосковать уже начали. Хотя при этом жили , по сути, в каморке. Но от теплохода до стадиона было целых 1,5 часа. В одну сторону. Поэтому решили так: съездить на стадион за 4, оставшихся до игры дня только один раз. В остальные дни – легкие занятия на теплоходе. Например, играли на палубе в теннисбол, волейбол, или занимались элементарными физическими упражениями.
Растерять свою физическую форму за несколько дней до финала было невозможно. Главное было – восстановиться. И, конечно, как следует настроиться. Матч как раз показал, что ребята и восстановились, и настроились хорошо. А победа в дополнительное время расставила точки над всеми возникавшими вопросами. Наконец, повторюсь, очень важно, что, у нашей сборной были потрясные волевые качества. В целом, наша победа была совершенно заслужена.
К сожалению, с тех пор сборная России ни разу даже не попадала на Олимпийские игры... Почему? Об этом в следующем посте.
Спасибо, Гаджи Гаджиевич!!!!!!!
ну что там нового услышишь? тетрадзе все рассказал уже... даешь ностальгию!)
:
Но, честно говоря, мне не нравилась как играла олимпийская сборная.
//
мне тоже.
и многие игроки раздражали, особенно Лютый и Лосев. :)
но видимо было в той команде что-то неочевидное.
волевые качества, лидеры в самом соку, сильный тренерский состав...
в общем, пазл успешно сложился.
и это было здорово.
А еда там, действительно, с другой планеты.