3 мин.

День контролера

…А через два часа всем нам показали, как это делается. Пасы точно на ход, позволяющие адресату не сбавлять скорости. Или максимально, насколько это возможно, динамичные – с последующей обработкой-обострением. Или исполняемые по наитию, когда игрок знает, что в намеченной зоне должен оказаться партнер. Именно так выглядит современный атакующий футбол. А не так, когда у приема мяча образуется эпицентр с радиусом в пять метров. Не так, когда пас отдается в пустую зону. Не так, когда игрок терпеливо дожидается прибытия мяча. Словом, не так, как играет «Спартак» образца этой осени.

И ведь не в технике одной дело. Классный игрок еще ведь продуцирует возможные сценарии развития ситуации в голове – при том, что его не менее классным партнерам удается улавливать его мысли. Скорость, скорость, еще раз скорость: в передвижении, в исполнении, во взаимопонимании – вот что обуславливает преимущество атакующих команд. Те, кому звезд с неба не хватать, играют проще: пытаются по мере возможностей чужую скорость погасить и на азарте подловить. 

«Спартак» при Унаи Эмери лучше всего выглядел именно в проигранном матче, когда гасил атакующие порывы «Барсы» и подлавливал ее на контратаках – когда четко знал свое место в мировой футбольной иерархии. Нынешние проблемы команды заключаются не в селекции, не в тренере и не в умозрительных понятиях вроде «огня в глазах». Нет, игроки в клубе подобраны по меркам российского чемпионата сильные, мотивацией, что бы кому ни виделось, не обделенные, тренер дело свое знает, и управление персоналом ведется по методикам прогрессивнее допотопной муштры. Просто есть некий фактор, разом, как мелкая неисправная деталь, обрушивающая все позитивные наработки. И октябрьский спад всего лишь ярче, четче высветил глубинную причину – кризис игровой парадигмы.

Суть его в том, что у «Барселоны» и «Реала» не может быть бюджетных местечковых версий.

Если ты взялся контролировать мяч, будь добр – делай это динамичней. А с такими потерями темпа, как у «Спартака», только и остается, что возить мяч на подступах к штрафной. 

И, таки да, в матче с «ЦСКА» сказалось кадровое недосоответствие. В самом деле: где тонко, там и рвется. К обоим пропущенным мячам причастным оказался Брызгалов – недавняя надежда болельщиков на решение проблемы с лимитом. В принципе, в нескольких матчах прошлого сезона он действительно смотрелся неплохо. Но что говорить сейчас, если игрок раз за разом проигрывает единоборства и принимает неверные решения? Первый пропущенный гол: сунулся за мячом не с той стороны, дал легко себя переиграть, предоставил простор Хонде – ко всему, ошибся на перехвате Пареха, потеряли игрока Инсаурральде с левым Комбаровым – получите выход на убойную позицию. Второй гол: центральный защитник ввязывается в борьбу в центральном круге, при том, что оба фланговых ушли вперед – а затем что есть мочи преследует игрока, перед которым маячит защитник, и игнорирует одиночество Хонды. 

В матчах «Спартака» команды слишком часто стали играть по «Спартаку». «ЦСКА», в общем-то, не сделал больше того, что полагалось на его месте любому условному «Амкару»: что-нибудь из перекоса в спартаковской игре, да и должно было извлечься. 

Какие из этого следовало бы сделать выводы? Пожалуй, настало время провести ревизию ценностей – отринуть замшелые, угомонить несущих околесицу ветеранов, в жизни современных скоростей не показывавших, перестать, наконец, считать, что сосредотачиваться на обороне – ниже своего достоинства. Речь не о том, чтобы плясать от защитной линии, а о том, чтобы играть по сопернику и нацеливаться на феерию лишь тогда, когда соперник позволяет. Зацикленность на территориальном перевесе делает игру однообразной и предсказуемой. Такое может позволить себе «Барселона». И не может позволить себе «Спартак». Не по Хуану сомбреро.