4 мин.

Чешский след

Поздравляю Александра Прудникова с дебютом в чешской Гамбринус лиге! Событие сие подкинуло мне крайне любопытный вопрос: а, собственно говоря, кто ещё из советских и постсоветских игроков "засветился" в чемпионате Чехии? Вытянутая из Инета информация позитивно сообщала, что советско-российские граждане футболисты прилично наследили  в стране пива и замков. Собственно говоря, о них и пойдёт речь.

Определить первого советского футболиста, собравшего баулы и рванувшего к братьям-славянам, овольно сложно (во всяком случае для меня). Исход наших мастеров в тогда ещё единый чехословацкий чемпионат пришёлся на конец 80-х - начало 90-х гг. прошлого века. Огромный Союз бился в предсмертной агонии, от него, словно листья осенью, отпадали захотевшие самостоятельности республики. Железный занавес с треском обрушился, и советские футболисты внезапно обнаружили, что, играя в футбол, можно прилично зарабатывать. И стар и млад потянулись в сытую капиталистическую Европу. Чехословацкий чемпионат исключением не стал. 

Из всех советских легионеров, топтавших чехословацкие поля, наиболее успешными оказались двое: защитник Александр Бокий и полузащитник Владимир Татарчук

Бокий, выступавший в сюзных чемпионатах за московские "Динамо", "Локомотив" и "Спартак" (в составе последнего, кстати, Александр два раза брал золото Союза), заграницу попал  аккурат в возрасте Христа. "Сигма" из городка Оломоуц приглашала защитника ещё в 88-ом году, однако тогда Бесков отдавать Александра не захотел. Через два года в "Спартаке" появилась целая россыпь молодых талантов, и спартаковский период в жизни Бокого подошёл к концу. Уроженец белорусской Лиды принял-таки повторное предложение "Сигмы" и отправился поднимать из небытия оломоуцский футбол.

Надо сказать, не без успеха. "Сигма", болтавшаяся в нижней части турнирной таблицы, с приходом советского защитника, совершила качественный и количественный скачок. В итоге: впервые в истории клуб завоевал бронзовые медали и путёвку в еврокубки. Не остался без индивидуальных наград и Бокий: его признали лучшим защитником чемпионата Чехословакии. Всего за полгода выступлений... 

Как оказалось, это было только начало. Осенью "Сигма", которую кстати тренеровал небезызвестный Карл Брюкнер, навела приличного шороху в Кубке УЕФА. Для начала был дважды разгромлен загадочный "Бангор", затем оборона чешского клуба во главе с Боким не позволила распечатать свои ворота московскому "Торпедо". В 1/8 был повержен "Гамбург", причём на своём поле "Сигма" не оставила от немцев камня на камне - 4:1. Закончилось всё в четвертьфинале, где чехословаки вполне достойно уступили мадридскому "Реалу". Во внутреннем первенстве снова была завоёвана бронза.

Все эти успехи вряд ли были бы достигнуты без опыта и мастерства Александра Бокия. Да, что и говорить, Советский Союз умел "выращивать" прекрасных футболистов.

После сверхудачного сезона Бокому предлагали остаться в "Сигме", но защитник, которому стукнуло уже 36 лет, отказался и направился в Словакию, чтобы стать играющим тренером в клубе 2-го дивизиона "Топольчаны". Довольно успешную работу прервала политика: 1 января 1993 года Чехия и Словакия стали независимыми государствами. Бокий решил вернуться в Чехию, где проработал тренером около 11 лет в клубах, названия которых известны, наверное, лишь местным болельщмкам.

Владимир Татарчук появился в чемпионает Чехословакии на год позже Бокого. После триумфального сезона 1991 года, когда ЦСКА, в котором полузащитник играл одну из ключевых ролей, выиграл Кубок  СССР и последний чемпионат СССР, на Владимира вышла пражская "Славия", один из самых известных чехословацких клубов. Татарчук согласился.

Тренеровал "Славию" в те времена не кто иной как... Властимил Петржела, тогда ещё молодой и начинающий тренер. Футболисты изнемогали от нагрузок, предлагаемых на тренировках, и весь чемпионат не играли, а мучались. В итоге в конце года Петржелу, под руководством которого "Славия" заняла 4-е место, из клуба "попросили".

Надо отметить, что в те годы у пражан был свой "Абрамович" - американский миллионер, выходец из Чехословакии, пан Корбл. Этот господин вбухивал в клуб приличные деньги (вследствие чего, кстати, "чешская" зарплата Татарчука намного превышала его "армейскую") , 4-е место - это явно не то, что ожидал миллионер.  А потому пан Кробл взялся за селекцию: в клуб пришёл нападающий Драгиша Бинич, выигравший с "Црвеной Звездой" Кубок чемпионов, и тренер Йозеф Яробински, не раз приводивший "Спарту" к чемпионству. 

Владимир Татарчук успел также поиграть вместе с Павлом Кукой, будущим серебряным призёром Евро-96, с Патриком Бергером и Владимиром Шмицером, которых Яробински выудил из дубля, успел даже забить "Хартсу" в еврокубках. 

В целом, чехословацкий период карьеры талантливого полузащитника получился противоречивым. Ничего серьёзного завоевать за эти 2,5 года не удалось, "Славия" так и не стала для Татарчука трамплином для прыжка в более серьёзный европейский клуб. 

Из выступавших в Чехословакии можно так же вспомнить олимпийского чемпиона Сеула, вратаря Александра Прудникова, "засветившегося" в "Топольчанах" (на пару с Боким), Валерия Масалитина, когда-то забившего 5 мячей в одном матче, Бориса Кузнецова. Непосредственно за пражскую "Спарту"  выступали Виктор Двирнык, мелькавший как-то в дубле киевского "Динамо", и Руслан Любарский.

Впрочем, ни один из них не оставил на футбольной чехословацкой земле такого отчётливого и внушительного следа, как Александр Бокий и Владимир Татарчук.

P.S. Ну а нападающему "Спарты" Александру Прудникову желаю как можно чаще выходить в стартовом составе и радовать болельщиков своей игрой и забитыми голами.