6 мин.

Ярмарка тщеславия-2018

Понятно, что принять у себя хотя бы пару матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году – это вопрос не только и не столько престижа (хотя об этом – чуть ниже поговорим). Это еще и обещаемые грандиозные финансовые потоки. Тут и улучшение инфраструктуры, и строительство новых арен, и дороги, и наведение внешнего лоска (сиречь, сплошной хотя бы косметический ремонт – а это в деньгах очень много, поверьте). И помимо прочего, такая немаловажная для общественного сознания вещь, как неизбежное сравнение возможностей глав регионов как лоббистов интересов территорий, на которые вышеупомянутые назначены.

Раньше такими исследованиями – дескать, кто из губернаторов и мэров тяжеловеснее всех в российской внутренней иерархии, грешили практически все исследовательские центры по изучению общественного и иного мнения. Лет с пять назад все это немного поутихло. И вот – новая возможность показать на федеральном уровне: как там Меркушкин? С переводом в новый для себя регион не стал ли еще слабее Шанцева? О, Боженов, новый назначенец! Скока-скока пунктов он проигрывает теперь Ткачеву?

Вы думаете, это все просто так, умозрительно? Увы. Все эти игры продолжаются до сих пор, и мало кого в определенных кругах волнует, что к существующей российской действительности это относится в крайне необязательном порядке. Что и как? Давайте посмотрим тупо хронологию последних событий.

Виталий Мутко: «Лет ми спик фром май фарт»

Спрашивается, кто тянул за язык федерального министра спорта Виталия Мутко, который зачем-то начал буквально в канун принятия решения рассказывать о неких промежуточных выводах. Прозвучало из уст Виталия Леонтьевича это не менее трогательно, чем знаменитый спич на высоком собрании, где, собственно, и было принято решение, что ЧМ-2018 пройдет в России.

Итак, Мутко: «На сегодняшний день проведены ревизия и полный анализ готовности городов. Мы хотим остановиться на 11 городах и 12 стадионах, с ФИФА эти позиции согласованы. Получается, что задача – сократить два города».

Вопросов пока нет

«Города-кандидаты можно разбить на три группы. Есть группа городов, которая готова к проведению чемпионата мира по всем критериям. Это Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Екатеринбург. Есть города, которые будут готовы с большей вероятностью – Краснодар и Самара.

Есть города, где мы видим некоторую проблему – Саранск, Волгоград, Ярославль, Калининград, Ростов-на Дону. Скорее всего, из этой группы будут выбраны два города, которые не попадут в окончательную заявку».

Внимательный читатель увидит сразу одну неувязку. В приведенном списке Мутко не назвал Нижний Новгород. Город-кандидат вне классификаций? Тем не менее, именно в Нижнем Новгороде первыми объявили, что 29-го сентября  будет организована специальная фан-зона с трансляцией церемонии объявления списка город, которые примут у себя ЧМ. Вы думаете, если Шанцев не был бы уверен в положительном исходе, дал бы он добро на такое действо?

Любопытно, но зачем-то к дискуссии почти сразу подключился Почетный президент РФС Вячеслав Колосков. Цитируем дословно: «Каждый из этих городов жалко, в каждом из них делается большая работа – где-то лучше, где-то чуть хуже. Мутко как никто знает ситуацию изнутри, Алексей Сорокин с чиновниками ФИФА постоянно ездят по местам.

Мутко точно пока не назвал, кто вылетит, обозначил просто аутсайдеров. Может быть, эти города сейчас активизируются, и, может, это станет стимулом для них».

Точно знаю, что в Ярославле, Казани, Ростове-на-Дону, Калининграде (да и в Волгограде, по большому счету) ничего особенного, кроме приема соответствующей комиссии ФИФА, не делалось.

Что можно сделать за две недели?

Только лоббировать.

ЗЫ. Да, и в этой цитате из Мутко почему-то оказалось опущенным одно важное слово. В оригинале звучало: «по всем пяти критериям», потом цитировали уже просто «по всем критериям».

Что это за пять критериев? Мутко не расшифровывал.

Цена вопроса

Из разных источников, но в сумме, в принципе, все данные сходятся. Россия готова потратить на подготовку и проведение ЧМ-2018 более 660 млрд рублей – цифры явно не окончательные. В эту сумму, в частности должно уложиться строительство 12 стадионов, 48 площадок, 64 баз для размещения команд, 60 тысяч гостиничных номеров, принципиально нового телерадиовещательного центра, осуществлена модернизация аэропортов и оплата перемещения участников во время самого чемпионата. И еще многое другое. Причем практически половину этой суммы – как считают федеральные чиновники, речь идет, как минимум, о 311 млрд рублей – должны привлечь именно регионы. И здесь мы снова должны вспомнить про возможности глав регионов именно как лоббистов, т.е., в конкретном случае, как людей, способных обеспечить и привлечение колоссальных  инвестиций.

Неудивительно, что довольно уверенно ощущает себя Самара, куда после крайне успешной работы в Мордовии был переброшен на губернаторство Меркушкин. Говорите, что Боженов, подражая Шанцеву, уже объявил о месте народных гуляний 29 сентября в Волгограде по случаю благополучного исхода? Вы уверены, что Боженов хотя бы близко равновесен Шанцеву по федеральным меркам?

Я – нет.

К примеру, то, что хозяин «Реновы» Вексельберг будет реконструировать аэропорт Самары, не только по моему мнению связано с перемещением по властной горизонтали Меркушкина. Там же, к слову, в Самаре, провели намедни и детский международный турнир «Волжские ворота», получивший высочайшие оценки ФИФА.

Смещаемся на запад от Самары – Краснодар. Некогда там были сильны позиции батьки Кондратенко, как лоббист нынешний губернатор Ткачев предшественника даже превосходит.

Екатеринбург? Это уже практически официальный город проведения матчей молодежной сборной, готовы туда позвать и первую – все условия позволяют. Несмотря на то, что РЖД не готовы полностью взять на себя строительство скоростной магистрали на Урал, правительство уже как бы дало гарантии, что таковая к 2018 году будет. Не забывайте и про Болотную площадь и про ответную реакцию простых свердловских мужиков, которую вновь избранный президент уже вполне оценил и своим личным визитом, и кадровыми выдвижениями.

Ах, да. Забыл сказать, но 660 млрд – это, скажем так, по минимуму. Стоить ЧМ-2018 для России будет много больше.

Шансы и перспективы Волгограда

Это не анекдот – в России есть люди, отмечающие дату отставки мэра Москвы, как День Утраты Доверия. По аналогии с другими профессиональными праздниками – Днем системного администратора, к примеру, или Днем танкиста. Казалось бы, позиции Волгограда после визита Путина и его слов, что, мол, куда ж мы без Сталинграда, незыблемы. Но реалии таковы, что, казалось бы, подзабытый уже лозунг – «Обретешь ты счастье только в борьбе» - вновь максимально актуализируется.

Считаем безусловных и безупречных кандидатов: Морква, Питер, Казань, Сочи (свежая столица Олимпиады, без нее никак), Калининград (западный форпост, опять же никак), Екатеринбург (ставка на молодежную сборную Писарева неспроста), Нижний Новгород (не верю, что кредит доверия у Шанцева хоть в чем-то пошатнулся). Итого имеем семь железных городов-принимателей ЧМ.

Слова Путина и Шоха (улыбнитесь соседству) заставляют отнести, вопреки мнению Мутко, Волгоград все же во вторую группу. Здесь кроме нас явно Самара и Ростов-на-Дону. Итого десять.

И три города на одну путевку – Краснодар, Ярославль и Саранск.

Честно говоря, поставил бы на Саранск, если будет много желающих уточнить, почему, выбор свой объяснить смогу вполне. В том числе и с позиций чистой экономической выгоды для организаторов ЧМ-2018.

Резюме

Ждем и верим. Я очень не люблю сочетание этих двух глаголов. Но сейчас – за 10 дней до принятия окончательного решения – нам только это и остается.

Тем более, что, несмотря на все призывы того же Колоскова «активизироваться», почему-то кажется мне, что окончательное решение уже принято.

И комиссия ФИФА над ним уже не властна.

Этот материал написан специально для единого фан-портала волгоградского «Ротора»