Из Гондураса с болью
Всего за полтора года малоизвестный игрок из малоизвестной страны стал одним из самых ярких талантов в своем амплуа в премьер-лиге. Его трансферная цена за это время увеличилась в 14 раз, но любые профессиональные достижения в Англии по-прежнему не могут радовать его в полной мере – на родине продолжает развиваться его семейная драма. Его зовут Уилсон Паласиос, и теперь он новая надежда «Тоттенхэма».
Стойкий интерес «Тоттенхэма», правда, – рекомендация не вполне однозначная. Таковую в последние годы получали порой весьма странные люди, за которых платили странные деньги. Меняются тренеры, по ходу нынешнего сезона реорганизации подверглась клубная система управления, но кажется, что на успешность трансферов всем этим обстоятельствам просто лень хоть как-то повлиять. В некоторых правилах, однако, бывают исключения. Уилсон Паласиос сейчас кажется именно таким – ведь нечасто бывает, что желание «шпор» кого-то купить за большие деньги вызывает почти всеобщее понимание и одобрение.
Гондурас
Жизненный и футбольный путь Уилсон начинал в Ла-Сейбе, третьем по величине городке Гондураса. В биографиях самых разных игроков часто пишут – стал футболистом «вопреки», «несмотря на» или «хотя семья хотела...» Паласиос – явно не тот случай. Его отец был профессиональным игроком, а затем стал детским тренером, и все пять его сыновей (Уилсон как раз средний из братьев, старшие – Милтон и Джерри, младшие – Джонни и Эдвин) выбрали профессиональную футбольную карьеру. Футбол в Гондурасе – один из относительно немногих способов заработать приличные деньги (а еще, как узнаем позже, – нажить кучу проблем).
Потренировавшись два года в местной «Витории», Уилсон на пороге 18-летия отправился в столицу (Тегусигальпу) – в «Олимпию», главный клуб страны. Еще через год он дебютировал в национальной сборной (на данный момент на его счету почти 60 матчей – и это в 24 года) – его талант на Родине очень быстро стал заметен. За пять лет в «Олимпии» хавбек провел более ста матчей в местной лиге и забил 32 гола. Особо памятен мяч в ворота «Марафона» в 2006-м – ударом с центра поля. Этот гол во всех подробностях можно рассмотреть, начиная с 1:13 следующего ролика:
Со временем о Паласиосе узнали и за пределами Гондураса – постарались европейские агенты, распространившие по клубам видеозаписи матчей сборной этой страны. Уилсон там явно выделялся и вскоре отправился на просмотр в «Црвену Звезду», «Кальяри» и «Монако», а летом 2007-го оказался в Англии – в «Арсенале» у самого Арсена Венгера. Гондурасец французу приглянулся, но надобности в еще одном опорном полузащитнике у него тогда не было ни малейшей (в строю были Жилберту Силва, Фламини, а вскоре пришел и Лассана Диарра; случись все это на год позже – возможно, Паласиос и стал бы «канониром»). Венгер порекомендовал очередную свою находку Стиву Брюсу, тогдашнему тренеру «Бирмингема».
Англия
Брюс Венгеру поверил, но проверил – организовал быстренько тренировочный матч резерва «Бирмингема» с командой «Колешилл Таун» (тогда обитавшей в 10-м по рангу английском дивизионе, ныне – в 9-м) и посмотрел в деле Паласиоса. Игра прошла без зрителей и на отвратительном поле, но Брюс увидел достаточно – Уилсон за первые 45 минут забил два гола. Этот матч был первым для гондурасца на британской земле. «Я помню его очень хорошо, – делится воспоминаниями Паласиос в разговоре с Яном Гербертом, журналистом The Independent. – Это были сложные времена – новая страна, незнакомый язык. Я нервничал и немного волновался. Но я знал, что у меня есть способности, чтобы заиграть в премьер-лиге. Я знал свои возможности».
«Бирмингем» взял Паласиоса в аренду (в «Олимпии» своего игрока потеряли и даже думали, что его кто-то похитил, пока отец не признался, что тот находится на просмотре в Англии), оформив сделку в последний день трансферного окна (31 августа 2007-го, если кто запутался с хронологией). 22 сентября Уилсон дебютировал в премьер-лиге – и сразу в основе, и сразу на «Энфилде», против «Ливерпуля». Тот матч закончился неожиданной ничьей 0:0, а Паласиос действовал в основном на левой бровке.
Именно в роли флангового полузащитника Брюс и начал использовать гондурасца в «Бирмингеме». Вскоре, впрочем, радикальные перемены произошли в жизни как «Бирмингема», так и Брюса с Паласиосом. У клуба сорвалась сделка по собственной продаже, он попал в полосу неопределенности, не смог гарантировать внятное будущее своему тренеру и Брюс отправился спасать «Уиган». У Паласиоса же в этот момент начались семейно-криминальные проблемы.
Боль
30 октября 2007-го пятеро вооруженных людей ворвались в дом семьи Паласиоса в Ла-Сейбе, связали отца и маму Уилсона, заперли их в комнате и похитили 15-летнего Эдвина, брата Уилсона. Вопреки расхожему мнению, видимо, именно ту страну назвали Гондурасом.
Случаи похищения с целью выкупа родственников известных футболистов нередки. В 1999-м жертвой стал отец легендарного мексиканского вратаря Хорхе Кампоса, в 2001-м преступники в Грузии выкрали брата Кахи Каладзе, а в 2002-м был похищен брат соотечественника Паласиоса Давида Суазо (тогда форварда «Кальяри», а ныне игрока «Интера», одолженного «Бенфике»). Аналогичному виду насилия также подвергалась мама бразильца Робиньо и брат нигерийца Джозефа Йобо. В большинстве случаев все заканчивалось хорошо – за исключением случая Левана Каладзе. И, возможно, Эдвина Паласиоса.
После похищения у отца Эдвина, Эулоджио, случились проблемы с сердцем. В далекой Англии не мог в этот момент ничего делать и Уилсон. «Это был шок. Первой мыслью было, кто из наших знакомых мог это сделать, у нас ведь нету врагов. Я чувствовал себя ужасно», – рассказал Паласиос в интервью BBC. Он ненадолго вернулся в Гондурас и помог семье заплатить выкуп (125 тысяч фунтов, по одним данным, 135 – по другим). Через некоторое время после этого все информационные источники сообщили, что брат Паласиоса освобожден целым невредимым.
Это оказалось неправдой – Эдвин до сих пор находится в руках преступников. Ему разрешили лишь поговорить с семьей по телефону. «Мы удостоверились в том, что он жив, поскольку они дали ему трубку и мы смогли с ним поговорить. Я лично с ним не разговаривал – это делал мой старший брат. Он поначалу не мог ничего есть, но мама внушила ему, что надо сохранять спокойствие и что все будет хорошо», – вспоминает Паласиос. «В Гондурасе такое случается довольно часто, – продолжает Уилсон. – Игроки должны заботиться о своих семьях и принять все меры для их безопасности, перед тем как уехать».
Полиция Гондураса по-прежнему бессильна, а у Паласиоса остается лишь небольшая надежда: «Партнеры и Стив Брюс пытаются помочь мне, и иногда это действует, но в такой ситуации помочь не может ничего. Я надеюсь, в будущем все будет лучше».
Взлет
Тем удивительнее головокружительный футбольный взлет Паласиоса в нынешнем и второй половине прошлого сезонов. Брюса в «Бирмингеме» сменил Алекс Маклиш, но особой заинтересованности в Уилсоне он не выказал. В январе 2008-го срок аренды истек, и вместо постоянного контракта «синие» предложили гондурасцу лишь продление временного соглашения. «Как только Стив услышал об этом, он сказал: «Собирай вещи, пошли в «Уиган». Я благодарен «Бирмингему> за все, но мне нужно было что-то более конкретное», – говорит Паласиос.
В «Уигане» Уилсон раскрылся по-настоящему. Брюс перевел Паласиоса в центр полузащиты, и именно тут сильные качества гондурасца проявились наиболее ярко. Он очень атлетичен, силен физически, но при этом быстр, почти никогда не проигрывает единоборства, здорово читает игру и действует на перехватах, способен не только контролировать середину поля, но и активно подключаться к атакам, у него мощный удар и неплохой пас (хотя в этом аспекте явно есть куда прогрессировать). Сравнений с Патриком Виейра было не избежать. Брюс придумал чуть более оригинальную аналогию, сравнив Уилсона с Полом Инсом.
Уверенная игра Паласиоса стала одним из ключевых факторов, позволивших «Уигану» выжить в прошлом сезоне и забраться в первую десятку в нынешнем. Еще летом игрок из Гондураса привлек к себе внимание многих больших клубов, одним из которых, по некоторым данным, был «Манчестер Юнайтед». Тогда до дела не дошло, и Уилсон остался в «лэтикс». В январе пришла пора расставаться. Брюс очень хотел сохранить хавбека, но деньги «Тоттенхэма» оказались сильнее. «Трансферный рекорд клуба будет побит, но это не является ни моей целью, ни целью «Уигана». Клуб не делает бизнес на своих игроках [год назад «лэтикс» заплатили за Паласиоса что-то около 1£m, а сейчас продают за 14£m]. Мы приложили все усилия, чтобы сохранить Уилсона. На прошлой неделе мы предложили ему очень хороший новый контракт и пытались убедить его в том, что ему лучше остаться в «Уигане». Однако я никогда не стою на пути игроков в случае, если условия клуб устраивают, и я желаю Уилсону всего хорошего», – признается тренер. Чуть раньше он говорил о том, что не в состоянии уберечь своих лидеров от интереса более богатых клубов и что главное его желание состоит в том, чтобы они уходили не посреди сезона.
У Паласиоса есть что ответить Брюсу, который за эти полтора года стал для него кем-то гораздо большим, чем просто тренер: «Правда в том, что жизнь в Гондурасе тяжела. Улицы не вымощены из золота, и люди вроде меня, став профессионалами, вынуждены думать о том, могут ли они, перейдя куда-то еще, заработать чуть больше денег для своей семьи. «Уиган» прогрессирует в турнирной таблице, это хорошая команда. Но как футболист я всегда думаю о большем. О другом клубе, когда-нибудь».
Вот этим «другим клубом» и стал «Тоттенхэм», отстающий на данный момент от «Уигана» на полтаблицы, но имеющий несоизмеримо большие финансовые возможности. Как когда-то в Гондурасе, Уилсон Паласиос снова перебирается из провинции в столицу. Отличие только одно – беззаботной улыбке больше нет места на его лице. Никакие личные достижения пока не могут сделать его полностью счастливым, а настроение в самый удачный день моментально портится при одном лишь воспоминании. Вне зависимости от отношения к «Тоттенхэму», Даниэлю Леви, Харри Реднаппу и манере ведения трансферных дел «шпорами», очень хочется, чтобы у этого мужественного парня из Гондураса все получилось. И, конечно, не только на поле.
А Стив Брюс остается в «Уигане» и будет продолжать искать по всему миру новых игроков для «лэтикс». Уилсон Паласиос, по признанию самого Брюса, был его лучшей находкой за более чем 10-летний опыт тренерской деятельности. Впрочем, может так случиться, что без Паласиосов Стив не останется. Говорят, 20-летний Джонни – редкий талант...
1. Всё же, что с братом? Он до сих пор в плену?
2. Как поживает Бангура)?
Удачи Паласиосу .
Уилсон действительно очень хороший игрок. Но Леви с Рэднапом меня раздражают. Надеюсь, парень вернётся в Уиган летом, после вылета Тоттенхэма в чемпионшип )))
А Уилсону желаю скорейшего и притом счастливого разрешения семейных проблем.