Лига отставок. За что в Англии увольняют тренеров
Дэвид Мойес стал десятым. Десятым тренером английской премьер-лиги, уволенным по ходу нынешнего сезона. Ему наверняка уже все равно и он давно устал от красивых (но в основном, конечно, некрасивых) цифр, прямо и криво его задевающих, но само число 10 показательно — тренеров за один сезон (без предсезонки) сменила почти половина клубов лиги (почти — потому что «Фулхэм» это сделал дважды). При этом Англия еще недавно считалась и чаще всего считается до сих пор консервативной страной, где тренерам дают поработать и которую часто назидательно ставят в пример итальянским президентам, употребляющим тренеров на завтрак или ланч в зависимости от размеров.
Конечно, так много уволенных сразу — это стечение обстоятельств, как и почти все в нашей жизни. Но тенденция зафиксирована еще раз для тех, кто принимает перемены со скоростью бега Мартина Демичелиса и все еще показывает пальцем на Арсена Венгера, лишившись возможности показывать на Венгера и Фергюсона одновременно. Тезис про 2-3 года на построение команды и на 2-3 года от момента начала работы до первых результатов не перестал быть правдой, но нуждается в серьезной коррекции. 2-3 года у тренера будут только тогда, когда он продемонстрирует строго положительную динамику результатов промежуточных, убедит всех в достижимости результата требуемого и ни с кем при этом особенно не поссорится. Со следующего сезона необходимость в этой куче слов отпадет, будут говорить просто: 2-3 года у тебя есть, если ты будешь для нас Бренданом Роджерсом.
А вот несколько групп причин отставки людей, Бренданами Роджерсами стать не сумевшими.
Особые обстоятельства — Дэвид Мойес («Манчестер Юнайтед»)
Кое-какие разговоры о том, почему Мойеса уволили и стоило ли это делать вообще и сейчас особенно, дошли и до тех, кто до позавчера не отличал Дэвида Мойеса от Виктора Мозеса. Ситуация у него (Мойеса, не Мозеса), конечно, уникальная, вряд ли выводы из нее кому-то в будущем особенно пригодятся (хотя вот у преемника Венгера могут быть немного похожие проблемы), но причина отставки самая банальная из возможных: отсутствие результата. Только беда шотландца не в том, что «МЮ» не добрался до внутрианглийских кубков, вылетел в четвертьфинале Лиги чемпионов нынешней и даже не в том, что не попадет в Лигу чемпионов следующую.
Беда — в отсутствии положительной динамики. У Мойеса в «МЮ» было не так мало хороших матчей, как будет теперь казаться (домашняя победа над «Арсеналом», 5:0 в гостях у «Байера», выездные разгромы «Виллы», «Вест Брома» и «Ньюкасла», 3:0 с «Олимпиакосом» на «Олд Траффорд» под большим давлением), но все они довольно хаотично рассредоточились по сезону и в единый тренд так и не сложились. Примерно так же рассредоточились и самые плохие поражения (два разгрома от «Сити», поражение и разгром от «Ливерпуля», 0:2 от «Олимпиакоса», пара домашних поражений от кого совсем не надо и венчающие все это безобразие воскресные полубезнадежные 0:2 от «Эвертона»). Собрать удачи и неудачи, разбросать их по разным мешкам, закинуть неудачи в первую половину сезона, а удачи во вторую — и подпитываемый возрожденным оптимизмом «Олд Траффорд» Дэвид Мойес бы сейчас с титулом тренера месяца мысленно или вполне реально тратил летние трансферные миллионы. Но никакой положительной динамики нет, неоткуда взяться уверенности, что она будет, нет никаких проявлений серьезной и нужной работы и нет никаких признаков того, что клуб движется в нужном направлении или вообще хоть куда-то движется, зато британские таблоиды быстро наполняются историями о том, как игроки «МЮ» потеряли сначала доверие, а потом и уважение к своему тренеру. В этих условиях странно обвинять руководство в том, что никаких 6 лет у Мойеса не будет: к числу вещей, на которые можно смотреть вечно, собственные утекающие деньги относятся очень вряд ли.
Увольнение Мойеса. Почему у владельцев «МЮ» не было иного выбора
Удалить из избранного. Как «Манчестер Юнайтед» подвел Дэвида Мойеса
Фоновый режим. Как Дэвид Мойес может принести пользу «МЮ»
Конфликт с руководством — Малки Маккэй («Кардифф»), Микаэль Лаудруп («Суонси»)
Если мнения об увольнении Мойеса еще можно назвать разделившимися, то в разгоревшемся под Рождество и Новый год конфликте тренера «Кардиффа» Малки Маккэя с его владельцем Винсентом Таном малазийца поддерживала разве что его семья и подчиненные, да и то не все. Точнее, конфликт, конечно, разгорелся раньше: Маккэю давно не нравился Тан, а Тану — Маккэй. Винсент Тан, в общем, как нарочно собрал в себе все основные черты азиатского владельца из британских анекдотов: перекрасил клубные цвета, мало что понимая в футболе, давал прямо с трибуны указания делать замены, освистывал собственную команду, а потом списал все успехи Маккэя на удачу и сделал всем большое одолжение, сам не выйдя на поле.
Маккэй в этих обстоятельствах все терпел и сам так в отставку и не подал, дождавшись увольнения и права на компенсацию. Шотландец стал народным героем, но есть довольно веские основание полагать, что сам он не святой далеко не только потому, что никогда не имел особого отношения к «Саутгемптону». Некоторые трансферы, которые Маккэй провернул вместе со своим другом Ианом Муди, на тот момент отвечавшим за селекцию в «Кардиффе», и правда выглядят странно (датский форвард Андреас Корнелиус был куплен за 7.5 миллионов летом, а зимой его пришлось продавать обратно за что-то вроде 3 миллионов), да и его тренерские методы далеко не всеми оцениваются высоко. Как бы там ни было, но если в январе казалось, что Маккэй теперь вот-вот возглавит «Барселону», то к концу апреля он по-прежнему без работы.
Конфликт тренера и владельца, конечно, редко принимает такие веселые и экзотичные формы, но вообще это наверно вторая по частоте причина тренерских отставок. Размеры трансферного бюджета, стиль игры команды и многие похожие вопросы каждый сезон служат причиной хотя бы одной отставки.
В этом сезоне приключилось хотя бы две, причем обе в валлийских клубах — вслед за Маккэем без работы остался Микаэль Лаудруп, год назад выигравший с «Суонси» исторический Кубок лиги. Тут все прошло мирно и цивилизованно и так просто не понять, кто же на самом деле виноват, что так получилось.
Вообще, у футболистов после окончания карьеры не так много вариантов. Два из самых распространенных — идти в тренеры или расслабиться и радоваться жизни на заслуженном (или какой уж есть) отдыхе. Часто складывается ощущение, что из двух вариантов Микаэль Лаудруп выбрал оба. Он неплохо тренирует и добился уже успехов, но при этом явно не перетруждается. Так было в московском «Спартаке», так, возможно, было где-то еще и так точно было в «Суонси». Игроки жаловались на недостаточные нагрузки и интенсивность занятий (ну вы понимаете, до чего надо довести футболистов, чтобы они жаловались на такое), а сам Лаудруп вполне мог после очередного матча съездить на пару дней отдохнуть в Париж.
Основная причина, впрочем, не в Париже: Лаудруп (и его агент) и клуб (отстранивший его агента) не сошлись в трансферных вопросах. Лаудруп обвинял руководство в недостатке амбиций, когда просил купить ему пару звезд, а получил Марвина Эмнеса (да и то в аренду), а руководство обвиняло Лаудрупа и особенно его агента, например, в том, что они пытались летом по-тихому продать Эшли Уильямса и замышляли что-то еще более страшное.
Конфликт с игроками (и всеми вокруг) — Андре Виллаш-Боаш («Тоттенхэм»), Паоло Ди Канио («Сандерленд»)
Трудно найти другой способ свести настолько не похожих друг на друга тренеров и людей, как Виллаш-Боаш и Ди Канио, но причины их отставок и вправду оказались почти одинаковыми: потеря контакта с командой. Португалец в Англии так и не научился отличать людей от фишек на его тактической доске, не стеснялся их публично критиковать, игнорировать и не удивляться тому, что это кому-то не нравится. Параллельно Боаш поссорился и с руководством (вроде как не все деньги за Бэйла пошли на тех, кого тренер хотел), и с персоналом и отправился на перевоспитание и осмысление в Санкт-Петербург.
Ну а у Ди Канио в «Сандерленде» случай вышел совсем тяжелый. Итальянец установил в команде режим диктатуры и стал своим игрокам запрещать вообще все: от самых простых вещей (валяния в ночном клубе в денежных купюрах) до более сложных (улыбки во время тренировок). Результатов это не принесло и не удивительно, что отставка Ди Канио стала первой в сезоне. Удивительно, что в конце сентября.
Нетерпение и аналогии — Стив Кларк («Вест Бромвич»)
«Вест Бромвич» до некоторых пор был до неприличия разумным клубом и несколько раз подряд угадал с тренерами, что бывает весьма редко совсем не только с «Вест Бромвичем». Ди Маттео, потом Ходжсон и потом Стив Кларк. Последний в прошлом сезоне и вовсе стал открытием, с первой своей главнотренерской попытки закинув скромный клуб на 8-е место, да и в этом успев обыграть в гостях «Ман Юнайтед» (еще не знавший, что его могут обыгрывать все подряд) и почти обыграть «Челси» (еще не знавший, что способен проиграть тут «Сандерленду»). Остальные результаты и правда были не очень, но действовать руководители «Вест Брома» решили, еще не дождавшись Рождества и сползания в зону вылета. Вероятно, это было ошибкой, а в том, что до неприличия разумным клуб быть перестал, нет ничего удивительного: еще по ходу прошлого сезона «ВБА» покинул Дэн Эшворт, стоявший за всеми его управленческими успехами.
Дальше только версия: сильно кажется, что в «Вест Броме» перевпечатлились прошлосезонными успехами Лаудрупа и особенно Почеттино и решили подыскать себе тренера откуда-нибудь из глубин испанской ла лиги. Это только кажется, что у каждого клуба, как у каждой семьи, свои проблемы и радости, но человечество уже давно по большинству поводов привыкло использовать заранее приготовленные и проверенные стандартные шаблоны. В «Вест Броме» подыскали Пепе Меля, но по алгоритму Почеттино он как-то не заработал — клуб долго не выигрывал, совсем приблизился к зоне вылета, а игрокам вроде как не понравились новые методы. Сев на мель, впрочем, клуб еще вовсю барахтается и вполне может выплыть.
Просто плохие результаты — Мартин Йол («Фулхэм»), Рене Меленстин (опять «Фулхэм»), Иан Холлоуэй («Кристал Пэлас»)
Тут все просто и без особых несправедливостей, разве что с увольнением Йола при большом желании можно было подождать. «Фулхэм» летом купил Шахид Хан, и так часто бывает, что новый владелец хочет как можно быстрее назначить своего тренера. Но это вряд ли тот случай: Хан не слишком в теме, а Йола сгубили исключительно плохие результаты при крайне неопрятной даже по его стандартам игре.
Рене Меленстин сделал в этом сезоне не меньше Мойеса, чтобы подчеркнуть крутизну Фергюсона — разговоры о том, что это он, Меленстин, стоял за всеми последними успехами «МЮ» доказательств в «Фулхэме» как-то не нарыли: клуб опустился с 18-го места на 20-е и готов был продолжить движение вниз, но таблица кончилась.
Хороший мужик Иан Холлоуэй, но премьер-лига для него, похоже, все-таки высоковата. Если с «Блэкпулом» пару лет назад он взлетел невероятно высоко и рухнул, то его «Пэлас» так и не оторвался от земли. Холлоуэй быстро ушел вместе со всеми наблюдать за махровыми чудесами Пулиса.
А вдруг — Крис Хьютон («Норвич»)
Отставка за 5 туров до конца несет в себе не больше смысла, чем замена батареек в пульте отключенного от сети телевизора, но вдруг? У «Норвича» тяжелейший календарь последних игр, команда на краю пропасти и вот-вот туда полетит, но когда все другое уже испробовано, почему бы не уволить тренера? Тем более что Крис Хьютон этого вполне заслужил. Пока не помогает.
Ну и в заключении пара слов для тех, кто воспринимает каждую отставку тренера как личное оскорбление и готов часами рассказывать, как раньше людям давали поработать, а сейчас в футбол пришли люди с деньгами и все испортили.
Время довольно простая штука, оно не движется кусками и действует на все и всех одновременно. Из цепочки связанных и компенсирующих друг друга факторов не получится вытащить один и перенести его в другую систему. Посочувствовать людям и поддержать их всегда хорошо — даже если вдруг поддержишь никуда не падающего, – но жалеть сегодняшних тренеров всех целиком только потому, что их часто увольняют, точно не стоит. Были, конечно, времена, когда тренеры спокойно работали десятилетиями (в Англии начала прошлого века), были времена, когда тренерам давали хотя бы несколько лет для достижения результата (старт Фергюсона в «МЮ»), но с тех пор слегка изменилось не только это. В Англии начала прошлого века тренеры получали пару фунтов в неделю и должны были зарабатывать чем-то еще, в Британии раннего Фергюсона игроков могли покупать в основном в соседних городках, изредка — графствах. Сейчас же Мойес только в качестве компенсации получит несколько миллионов фунтов, а набирать себе состав тренеры могут со всего мира, помещать игроков в идеальные условия и ограждать от всего, кроме футбола. Ничего удивительного в том, что в таких условиях от тренеров требуется чуть больше, чем во времена, когда они помогали таскать ворота на крохотном тренировочном поле и что-то там втолковывали игрокам, рисуя схемы на коленке (в том числе, и на самой коленке). Условия игры всем известны, проигравших всегда немного жаль, вот только незаслуженно обиженных в мире хватает и без Дэвида Мойеса.
Фото: REUTERS/Phil Noble/Files; Fotobank/Getty Images/Mike Hewitt/Getty Images for Laureus, Robert Cianflone/Getty Images for FA Premier League, Mark Thompson, Ian Walton, Scott Heavey
про Тексты Долгих: даже не читал, но одобряю
Между прочим, ведь Мойеса брали в том числе и за умение поддерживать ровные отношения с игроками, уважать их и вызывать ответное уважение. И откуда же взялось вдруг недовольство ветеранов? Скорее всего, исключительно на деловой почве: просто как тренер, руководитель команды, он оказался неспособен или неготов работать с таким клубом. Никто и не требовал с этими стариками играть в сногсшибательный атакующий футбол а-ля Ливерпуль, тем более что они так никогда и не играли, но хоть какая-то внятная организация должна была присутствовать. У Мойеса же не было вообще ничего. Вот это, видимо, и нервировало игроков.