Сорокоуст
Прошло больше сорока дней с момента громкого возвращения Кевина Кигана в «Ньюкасл», а положение «сорок» стало только хуже. Иллюзии развеялись и покорно потонули в тумане, очередной пеленой окутавшем «Сейнт-Джеймс Парк». Чуда не случилось. Могло ли быть иначе?
40 дней назад «Ньюкасл» не умер – после двух подряд поражений по 0:3 от «Арсенала» он просто потерял очередную надежду на немедленное воскрешение. Один из самых популярных британских клубов очень давно не завоевывал никаких трофеев. Чемпионат Англии «сороки» выигрывали тогда, когда – страшно представить – еще не родился сэр Бобби Робсон. Сэр Бобби Робсон олицетворяет последний исторический период в жизни клуба, когда «Ньюкасл» хотя бы пытался сделать это снова. С 2004-го наступило Смутное время с лжетренерами вроде Гленна Редера, инфантильным хозяином Фредди Шеппердом и массовой некачественной кадровой иностранной интервенцией.
В мае прошлого года чем-то вроде победы народного ополчения казался приход к власти Майка Эшли, английского миллиардера с мозгами суперуспешного бизнесмена и сердцем преданного болельщика «Ньюкасла».
В январе нынешнего года сердце преданного болельщика «Ньюкасла» Майкла Эшли не вынесло мучений команды Эллардайса. Тусклая игра «сорок» столь резко контрастировала с наполнившими Британию яркими новогодними огнями – Большой Сэм был отправлен в отставку.
Это решение легко понять, гораздо сложнее определить, правильное оно или нет. Эллардайс пришел в «Ньюкасл» буквально за несколько дней до того, как Эшли приобрел первую и самую большую (41.6%) часть акций клуба. Потому сложилось впечатление, что они появились на «Сейнт-Джеймс Парк» вместе и вместе же будут символизировать новую, более успешную эпоху в истории «сорок». На самом деле, ни о каком единстве речи быть не могло – владелец Эшли никогда бы не назначил тренера Эллардайса. Скорее всего. Даже ходили разговоры, что новый хозяин готов немедленно, еще летом, решиться на смену тренера.
Не решился, однако было понятно, что, несмотря на все заверения, тесной связи между Эшли и Эллардайсом нет. Как только «Ньюкасл» перестал показывать не только зрелищную игру (этого-то он и не начинал делать), но и результат, Большого Сэма без промедления уволили.
Проблема тут не только морально-этическая (футбол и бизнес – жесткие вещи) и дело отнюдь не только в потерянном времени («Ньюкаслу» не привыкать терять целые сезоны). Проблема и дело в том, что нынешний состав «сорок» собран под Эллардайса. Подбор игроков вполне соответствовал его любимой болтонской схеме 4-3-3 с тремя глубоко посаженными центральными хавбеками (Батт, Бартон, Смит или Жереми – Спид, Нолан и Иван Кампо) и тремя форвардами, два из которых располагаются ближе к флангам (Милнер, Видука, Оуэн или Мартинс – Диуф, Анелька, Кевин Дэвис). Вряд ли когда-нибудь такая конструкция полностью удовлетворила бы эстетические запросы требовательных болельщиков, но нет оснований полагать, что она бы не принесла результат. В «Болтоне» у Большого Сэма все получилось тоже отнюдь не сразу, но после того как механизм удалось отладить, скромный клуб стал стабильным участником еврокубков и постоянным посетителем верхней трети турнирной таблицы.
Безусловно, прессинг и болельщицкие ожидания в Болтоне и Ньюкасле различаются. В первом случае Эллардайс мог работать спокойно, во втором – под постоянным давлением. Однако, представляется, давления скорее не выдержал Майк Эшли, а не Сэм Эллардайс.
Позже уволенный (фактически уволенный, официальная формулировка – по обоюдному согласию) тренер косвенно обвинил в этом Эшли. «Бизнесмены и мультимиллионеры очень умные люди, но они не могут выдерживать прессинга, у них дрожат колени, и они идут по наиболее легкому пути, чтобы отвести удар от себя. Они должны быть самыми сильными, а на самом деле они самые слабые», – заявил Большой Сэм в интервью talkSPORT.
Решение Эшли назначить Кевина Кигана сорвало овацию. С точки зрения PR это был безупречный ход. Однако уже тогда некоторые называли его популистским, а сейчас лишь укрепились в этом мнении. Две ничьи и пять поражений в семи матчах премьер-лиги (при разнице мячей 3-14, и в самом деле Пи) поспособствовали возвращению из земли чудес и мечтаний в реальность борьбы за выживание.
Однако обвинять Эшли в популизме, пожалуй, неправильно. Он ведь тоже болельщик, и если обманул публику, то и самого себя заодно. Кажется, он вполне искренне верит в Кигана и светлое будущее с ним. Более того, еще вполне возможно, что верит не зря. Только для этого опять нужно время – и поэтапное восхождение. Эллардайс вполне мог сыграть важную, пусть и промежуточную, роль в этом процессе, подвести клуб к подступам к вершине, с которых появилось бы гораздо больше возможностей двигаться дальше, например, с кем-то другим. Однако в Ньюкасле захотели мгновенного прорыва.
Объяснить, почему не случилось мгновенного прорыва, довольно просто. Казалось, на энтузиазме, на психологическом подъеме «Ньюкасл» должен в клочья разорвать соперников типа «Мидлсбро» и «Болтона». Вот только энтузиазмом этим были преисполнены болельщики, Эшли, сам Киган, а вот был ли на самом деле таким уж запредельным этот подъем у игроков? А с чего бы? Кто Киган лично для них? Для Бартона, Файе, Батта, Н'Зогбиа, Видуки? С ним ведь раньше работали всего несколько человек, да и то в сборной, да и то неудачно. Для них это всего лишь обычный новый тренер (к тому же давно не практиковавший и еще дольше не добивавшийся ощутимых успехов), перед которым надо показать себя и с которым у них не связано никаких лирических воспоминаний. Вот и получилось, что настроение трибун не совпало с настроением футболистов, а вместо предполагавшегося спурта «сороки» заполучили число Пи в графе забитых и пропущенных мячей.
Волна отката уже вынесла на поверхность разговоры о новой смене тренера и о новой смене владельца. В середине февраля появились предположения, что Майк Эшли готов продать клуб, причем в качестве потенциального покупателя называлась инвестиционная компания DIC, давненько набившая оскомину болельщикам «Ливерпуля». Одновременно родились слухи о том, что «Ньюкасл» готов приобрести некий консорциум бизнесменов с Аланом Ширером в качестве фронтмена.
Всю эту информацию клуб уверенно и методично опровергает, выражая полное доверие Кигану (и укрепляя при этом его штаб) и не менее полную уверенность в долгоиграющих намерениях Эшли. Вот только эмоциональный всплеск болельщиков прошел впустую, и они снова погрузились в режим робкого (и не очень) ожидания. Ожидания того, что для «сорок», наконец, наступит эпоха, которую можно будет назвать чьим-то именем, а не Смутным временем. Ожидания того, что их молитвы не будут напоминать сорокоуст о здравии тяжелобольного или и вовсе об упокоении.
Расчет же на их самолюбие себя не оправдал.
Скорее всего Киган знал на что идет, долгий простой без любимой работы ему видимо поднадоел. Так что с те что есть сейчас у “ сорок “ – скорее всего не справился бы ни кто
А теперь раз уж покритиковал предложу свой выход.
Как не крути а видимо еще парочку сезонов сорокам придется не сладко. Но , именно в этот период можно существенно обновить и омолодить состав. Скажем такими игроками как Агахова, Мунтари, Аладьер, взять может быть кого то в аренду у большой четверки… Но это при условии хорошей продажи клуба. Вообще честно говоря скаутская служба у сорок пока оставляет желать лучшего…..
Ален Перрен пробовал,но взялся за гуж и оказался не дюж))
Как бы вариант Лидса не поприсутствовал, не дай бог.
для меня кроме championship М.. ничего не существует!