Позор?
Представьте себе человека, который искренне хочет попросить прощения, стоящего за высокой стеной. Он кричит: «Эй, там, за стеной! Вы меня слышите?». «Конечно!» - отвечают ему. «Я у вас прощения прошу!» - продолжает голос из-за стены. «Чего?». «Прощения, говорю, прошу!». «А ты вообще кто? Выходи, поговорим», - отвечают ему. А выйти страшно. Кто его знает, что те, за стеной, имеют в виду, когда говорят «Поговорим».
Примерно так со стороны выглядела попытка боссов «Факела» смягчить гнев фанатов после позорного поражения в Туле. Отдуваться за Константина Сарсанию и Сергею Савченкову, к которым у всех причастных к воронежскому клубу накопилось немало вопросов, пришлось Алексею Михалеву и Любомиру Кантонистову. Попытка получилась красивая, но, увы, бесполезная.
Дело здесь не только, да и не столько в досаде от потерянных очков, позорном счете и невысоком качестве игры в злополучном матче с тульским «Арсеналом». И даже не в том, что холодный душ пролился на головы поклонников сине-белых, ожидавших победного шествия по зоне «Центр», уже во втором туре. А в том, что между командой и ее поклонниками нет контакта, который позволил бы первым понять, чего от них хотят, а вторым увидеть, что за фамилиями в протоколах и ответами в интервью стоят живые люди, которые могут переживать, ошибаться и – да! – раскаиваться в своих ошибках.
Сегодня есть лишь два открытых канала, по которым информация поступает из клуба: официальный сайт и СМИ, которые в большинстве своем по разным причинам не могут позволить себе роскоши быть нелояльными к руководству или учредителям клуба. «Открытость», которую декларирует административный штаб «Факела», весьма относительная: здесь привыкли решать за болельщиков, что им знать необходимо, а что – совсем необязательно. К первому, помимо обычной текучки о том, как тренируется команда, как правило, относятся благие намерения, ко второму – сведения о том, что для реализации большинства безусловно необходимых задумок нет никаких ресурсов. Другими словами, в клубе не просто не доверяют болельщикам, но ставят себя выше массы поклонников сине-белых, считая, что те не способны дать правильную оценку негативной информации. Информация, впрочем, все равно регулярно всплывает, причем иногда – в словах самих клубных руководителей, явно не прибавляя положительных черт к их репутации.
Недоверие с одной стороны неизбежно рождает такое же недоверие с другой. В итоге и официальный сайт, и лояльные СМИ в критические моменты вроде тульского разгрома начинают восприниматься аудиторией не как мостик, а как та самая стена между клубом и фанатами, извиняться из-за которой значит кричать в пустоту.
Во многом так происходит потому, что фактически односторонний формат общения (не считать же полноценной «обратной связью» негласный мониторинг интернет-сайтов да общение с избранными болельщиками после матчей) категорически устарел. Удивительно, но никто из извинившихся и тем более не ставших извиняться не упомянул главного: гнев фанатов был вызван не крупным проигрышем как таковым, а проигрышем «врагу» да еще и в день тридцатилетия первого организованного фан-выезда воронежцев. Понимали ли они это?
Ведь футбол для настоящего болельщика – это не голы и не удары по воротам. Футбол - это эмоции, мифы, легенды, которые часто рождаются – как в случае с «Арсеналом» или курским «Авангардом» - помимо того, что происходит на футбольном поле. Чтобы понимать эти тонкости, недостаточно слушать и даже слышать. Мало рассказывать о себе. Нужно видеть, как же чувствуют те же события другие. И как эти другие представляют себе сине-белый клуб и огонь, который ведет его вперед.
А для этого нужно разрушить стену. Нужно общаться. Быть готовым к неудобным и резким вопросам. Быть готовым к искренним ответам. И, в первую очередь, к этому должны быть готовы вовсе не игроки, а те, от кого зависит судьба клуба: его руководители и его болельщики. И совершенно не важно, как будет организовано это общение: в виде встречи с командой, открытой тренировки или интернет-конференции. Важно, чтобы одни были откровенны, а другие – последовательны. Важно, чтобы общение не прерывалось из-за соображений сиюминутной целесообразности. Важно, чтобы обе стороны желали понять друг друга. И тогда предложение «Поговорим» уже не будет вызывать опасений. Не звери же там - за стеной.
Клубу сделать этот шаг намного проще, чем фанатам, у которых нет хоть сколь-нибудь сформированной организации. И если этот шаг не будет сделан, стена будет становиться все выше, а слова, доносящиеся из-за нее с любой стороны, будут все чаще казаться лицемерием.
Олег Григоренко.