4 мин.

Лев попался

Фото: Fotobank/Getty Images/Michael Regan

Дело в том, что в победе Италии нет ничего удивительного.

Это не такая Италия, как обычно, это правда. Это замечательная, авторская Италия, прекрасная той прекрасностью, которая случается с карбонарой – готовят в куче мест, но истинно восхитительна из этих рук. Италия не была фаворитом – но Италия тысячу раз побеждала, оным не будучи, и всякий раз потому, что она Италия. И то, что случилось давеча, является чисто итальянским убийством. Главный герой этого матча, без сомнения, Буффон, потому что одна его ошибка во множестве ситуаций, которые это вполне допускали, поменяла бы все. Есть еще Балотелли, сделавший дубль и непосредственным образом обеспечивший победу. Понимаю, почему героем не назначили Буффона. Почему не Балотелли – нет. Выбрали Пирло, который в этом матче вообще-то не сделал ничего особенного. Не знаю, почему.

Но интересно другое. Немецкий тренер Лев после игры говорил, что он определял состав, исходя из проблемы Пирло – потому там был Кроос. И немецкий тренер Лев с составом точно перемудрил. Не то чтобы я думал, что Германия подарила победу сопернику, но то, что она не сыграла как прежде – факт. Меня интересует поражение Германии; то, как придумал эту игру для немцев их главный тренер – важнейшая причина, а раз так – Пирло, уже просто нейдя из головы Лева сделал важнейшую для команды работу. Сыграть против Пирло нельзя. Лев впустую потратил время и вышел играть против призрака. Играть тут надо в себя. Только мощь собственной игры дает победу на этом Евро. Тут не было сенсаций, тут если и проигрывали те, на кого ставили – так сами себе. Германия проходила тест на то, чего она сама стоит, и оказалась сыровата. Рано ей побеждать.

Тезис о третьем проигранном Левом турнире, конечно, идиотский: за эти три турнира немцы поменялись радикально, в том числе кадрово. Лев выбрал Крооса, чтобы насытить середину (то самое антипирловое оружие). Чего он себя этим лишил? Крылатой атаки. Чего он добился? Ничего. Не в Пирло дело – это раз, есть кому сыграть и вокруг – пас Монтоливо на второй гол манифичен. Пирло нелзя умотать, потому что он не бегает – ему помогают товарищи, Де Росси потому, что может, Маркизио потому, что не может ничего больше. Помешать Пирло сочинить атаку – иллюзия; ему для этого чаще всего нужна секунда, а никакая опека не гарантирует посекундной бдительности. В атаке у немцев, и так вполне стереотипной, оказалось фактически на игрока меньше (хоть бы Озила на край сместил!), из всех выбраны были самые предсказуемые – Подольски и Гомес, единственный способный взять на себя игру футболист в глубине атаки занимался разбрасыванием мячей – все тот же Озил...

И кого вы хотите удивить этим? Кого обыграть? Италию? Возможно. Если забить сразу и потом вести игру по счету. И то – не расслабляясь... И это играл фаворит Евро? Вот вы вообще поняли, в чем игра немцев? Она похожа на ту, неумолимую, которую даже неофит представляет себе по тятиным рассказам. Но ее не было. Были лишь ассоциации с ней, намеки на нее, но... Немцы не проявили гибкости, они не были разнообразными, а впридачу были слишком молодыми. Вы посмотрите на первый итальянский гол – там против Кассано, который сделал подачу слева на гол, было трое – и никто никого не страховал! Все проспали позицию. И даже после этого грамотный центральный защитник смахнул бы эту подачу, играй он спокойно, по мячу; но Бадштубер засуетился... А немцы, когда они немцы, не суетятся.

Вот Италия не суетилась. Скажите, а вы спрашивали себя, когда видели второй гол, – почему такой могучий форвард, как Балотелли, при контратаке после углового у своих ворот был в центральном круге, а не в собственной штрафной? Такие нападающие в 19 случаях из 20 обязаны за защитниками соперника туда возвращаться! А Балотелли там не было. Не допускаю мысли, что он игнорировал тренерскую установку... Было б так – не верил бы в него Пранделли. Он был в центральном круге потому, что Италия не зацикливалась на противодействии сопернику. Ну, придет к нам Хуммельс. Может, и Бадштубера захватит. Так пускай, тут у нас есть, кем встретить – разберемся, хватит у нас мушкетов. Но игра впереди у нас вот такая и сякая, там у нас Марио. Это наша игра.

Нет, конечно, будь там в центральном круге не габаритный головач Балотелли с молнией на черепе – от лба к затылку, а, допустим, Кассано, все было бы так же, наверное. В этот раз или в другой. Дело не в имени. Дело в принципе. Италия была собой, Германия пыталась стать кем-то. Ей еще предстоит стать Германией. Настоящей, которую всякий знает. А пока финал без нее; там сыграют команды, наиболее качественно и последовательно шедшие в последние три недели по собственному, кстати, вполне сверенному с национальными футбольными ценностями пути.

Мой день. Игорь Порошин о победе Италии

Почему всегда он? Денис Романцов со стадиона в Варшаве