4 мин.

Рискованно, но справедливо

Что ж, если Гус подпишет контракт с «Челси» до конца сезона, это будет интересно. Правда, на мой взгляд, рискованно, но риск оценивать со стороны бессмысленно. Если все заинтересованные стороны идут на это, и сам Гус прежде всего – значит, оно того стоит.

Конечно, совмещение работы в клубе и в сборной в нашей стране всегда было в центре самых ожесточенных дискуссий. Собственно, наиболее примитивные из участников дискуссии на эту тему уже и сконцентрировались на этом вопросе, причем в первых рядах – вот интересно мне все-таки, как устроен мыслительный процесс у этого человека – Михаил Данилович Гершкович. Человек, который тренировал только в те времена, когда у его друга Пал Палыча Бородина были власть и деньги, а у РФС денег не было, а с тех пор безработный; человек, который пять лет помогал совмещать работу в «Спартаке» и в сборной Олегу Романцеву, теперь оказывается отчаянным противником этого события. Ну, ей-Богу, это даже не мысли, а какое-то ковыряние в носу. Когда-то Михаил Данилович одного человека, а именно своего босса, не убедил во вреде совмещения; а теперь хочет убедить в этом весь мир. Лицемерие Гершковича беспрецедентно.

Я сам не противник и не сторонник совмещений. История нашей сборной единственно верного ответа на этот вопрос не дает. Считаю, что здесь все зависит от того, кто совмещает и в какой ситуации. А что касается критики совмещения, то в последние годы существования российской сборной львиная доля ее сосредотачивалась на вреде протекционизма, который оказывал, по мнению критикующих (и основания говорить об этом, как правило, были), тренер-совместитель игрокам из своего клуба. Ну, это точно не про историю совмещения Хиддинка. Не говоря уже о том, что продлится оно очень непродолжительное время, в которое у сборной два достаточно простых матча.

Я бы с интересом почитал предметные чьи-то соображения о том, почему именно Хиддинку и именно сейчас не стоит этого делать. Пока же опыт работы Гуса в сборной Австралии и ПСВ накануне чемпионата мира в Германии (к этому стоит добавить, кстати, что Гус уже знал, что далее ни там, ни сям работать не будет – в то же время он еще вдобавок вел переговоры о работе в России), а также отсутствие в работе со сборной стратегических надобностей – состав сбалансирован, игра поставлена, в ближайшие три месяца ничего существенного с этим производить не придется, особенно в матчах с неистовым Азербайджаном и Тенштейном, который, как известно, лих – в общем, все это в моих глазах куда убедительнее. Да и то, что помощники Хиддинка в сборной у него вовсе не для проформы и отлично справляются с текущей работой, тоже работает на реалистичность трехмесячного совместительства.

Не говоря уже о том, что Гус говорит о своей самой главной мотивации в этой истории: надо помочь Роману. Это благородно и по-мужски, а эти качества я тоже в Гусе привык ценить – их так не хватало на посту тренера сборной подавляющему большинству его непосредственных предшественников. Никто не сделал для российского футбола столько, сколько Роман. Никто. Абрамовича в России не слишком-то любят, однако в данном случае не поспорить: отчеты о работе Национальной академии футбола ежегодно публикуются, каждый неленивый может с ними ознакомиться и сравнить. А всякий сколько-то сведущий в футболе журналист скажет вам, что эта помощь как айсберг – видно от силы четверть. Если тренер сборной России поможет Роману в трудную минуту, это справедливо.

Тем не менее, шаг, конечно, рискованный. Почему? Ну, а что такое риск? Перед тем, как приступить к важному делу, мы называем степенью риска сравнение того, что будет в лучшем случае, с тем, что будет в худшем.

В лучшем случае Гус поработает в сверхплотном режиме три месяца. Мы сможем смотреть на его работу без придыханий, а просто и предметно. Его квалификация снова будет испытана в самом горячем горниле. В случае успеха он пополнит свою коллекцию трофеев и с новым воодушевлением вернется к работе с нашей сборной.

В худшем случае Хиддинк может потерпеть сильное разочарование. Очень сильное. И это может иметь свои последствия – ведь Гус тренер, опирающийся во многом на создание правильного психологического климата в команде, а для этого нужно быть очень уверенным в собственных силах. Но может, впрочем, и подхлестнуть.

Каковы шансы на первый или второй сценарий? А когда тренер в качестве пожарного принимает команду с задачами, то всегда фифти-фифти. Между прочим, свое последнее и, пожалуй, единственное в карьере чувствительное поражение Хиддинк потерпел в ситуации сходной. Когда моментально после чемпионата мира-98 возглавил мадридский »Реал». Так что лично у меня чувства, в общем, смешанные. А впрочем, еще больше генезис той неудачи голландца похож на теперешний провал Сколари: тут почти что точь-в-точь. 

Нам остается пожелать Гусу успеха – если, конечно, это не противоречит клубным пристрастиям в Англии.

P.S. Вы странные люди – те, кто говорит «а вдруг у Гуса получится, тогда его навсегда заберут». Странные. Когда Гус вам врал? Он говорит: только на три месяца. Почему вообще он сейчас идет на эту работу? Почему его зовут? Если бы «Челси» нужен был Хиддинк, его и раньше забрали бы (или постарались сделать это). Но сейчас, в феврале, свободного тренера уровня «Челси» в принципе нету. А летом будет рынок, до лета времени куча. Ну, как же можно этого не понимать... Это же какой-то пещерный уровень дискуссии. Неужели он идет проигрывать в три месяца все подряд? Нет же. Тогда он и не нужен. А если он это понимает, то почему однозначно говорит: на три месяца? Ээх..)) Дерёвня...))