Семь, а не шесть
С будущего года предполагается уменьшить количество иностранцев, выходящих на поле в матчах премьер-лиги, с семи до шести. Чему поспособствует эта мера?
Мне кажется, что влияние ее на увеличение количества молодых талантов крайне опосредованно и вообще спорно.
Во-первых, в какую сторону ни посмотри – нет ни единого клуба, который не стремился бы отыскать способного российского футболиста уже сейчас. Они в дефиците. Покажите мне игрока, который загинул без внимания, спросил бы я; и не спрашиваю только потому, что загинувшим можно объявить любого. Не проверишь, что там у него было... Во-вторых, смотрю по сторонам – свои воспитанники у «Спартака», у ЦСКА (и отдельно отметим работу с вратарями в этом клубе), у «Локомотива», у «Динамо». В «Зените» сравнительно давно не появлялось своей молодежи, зато та, что появлялась раньше, почти целиком доросла до национальной сборной. Постепенно нагоняет «Рубин» – вот юноши чемпионами России стали, но им ещё расти... Не бездельничает и «Сатурн», но там слишком большой бардак вообще в клубе, чтобы об этом внимательно судить.
А другая группа клубов, которая все равно никогда не сможет содержать большие конкурентоспособные интернаты, успешно работают с молодыми арендованными футболистами, повышая их мастерство и с помощью этого мастерства собирают в клювик по очечку. Нальчик тут явный лидер.
Вообще, что касается работы с молодежью, есть только одна проблема: явно отстает юг. В Краснодаре, в Ростове, безусловно, можно и должно ставить бОльшие задачи.
Так что плохо-то? У нас в этом сезоне как никогда много молодых проявилось. Кокорин, Чичерин, Смолов в «Динамо», Дзагоев в ЦСКА, Глушаков в «Локомотиве» (и Камболова не забудем), нужно отметить рост Комбаровых и Прудникова, который уже в национальную сборную приглашен, явно вышел на новый уровень после нальчикской аренды зенитовец Файзулин...
Что у нас не так, собственно? Я не понимаю. Причем это ж не просто статичные цифры, это гораздо лучшие показатели, чем раньше. Тут динамика. Дальше. Кто-то станет спорить с тем, что наш чемпионат растёт? В классе, в мастерстве, в конкуренции? Никто не станет спорить. Среди прочего это ведь показывает, что растёт и профессионализм руководителей. Между прочим, содержать футбольную школу в Москве стоит больше трех миллионов евро в год – это к вопросу о том, что свои воспитанники обходятся дешевле; нет, тут не до экономии – своих надо растить вовсе не гонясь за дешевизной, а потому, что собственный с младых ногтей игрок с большей вероятностью окажется не просто обученным профессионалом, а ещё и той самой личностью, которая принесёт пользу родному клубу.
Уменьшение количества легионеров на поле поведет вовсе не к появлению новых талантов. Она поведет в первую очередь к падению конкуренции, к понижению уровня мастерства, с которым ты попадаешь в команду премьер-лиги, она поведет к увеличению цен на молодых российских игроков. Помните, с чего мы начали? Трудно сыскать того, кто загинул по недосмотру. А вот группу тех, кто или притормозил в росте, или уже, кажется, безвозвратно сошел с орбиты молодых талантов ввиду ранних мегазаработков – каждый из нас с места человек десять назовет легко. Фотографиями наших юношей, осваивающих клубы «Рай», «Фэймоз», «Эгоист», а также и иные красивые места, полнятся желтые газеты и Интернет. Вот это – прямое, а не опосредованное, следствие борьбы кошельков за молодых способных игроков, которые получают большие контракты раньше, чем следовало бы. Соответственно и жизнь им удается раньше.
А не надо борьбы кошельков. Это примерно то же, что химические удобрения: получим экстерьер вместо витаминов.
Кстати, ровно о том же говорили два года назад в баскетболе нашем. И тоже пришли к выводу, что ничему более строгий лимит не поспособствует. Кроме как самоуспокоенности той самой перспективной молодежи, которая получает места в составе автоматически, а должна бы – в конкурентной борьбе. А кто у нас выступает за устрожение лимита? Наиболее последовательно делают это чиновники. Фетисов говорил – но я как-то не убежден, что Вячеслав Фетисов вообще хорошо ориентируется в проблематике футбола, а кроме того, слова его почти всегда конъюнктурны. Вот избрался сенатором от Приморья – немедленно сообщил, что сохранить «Луч» в премьер-лиге есть государственно значимый вопрос. Ну, и Виталию Леонтьевичу тоже ведь надо рапортовать наверх, оперируя какими-то краткими и понятными категориями. У нас же главные боссы государственные на футбол не ходят, им очень нужно все кратко и понятно рапортовать.
Лимит «7+4» уже сделал свое дело: он упорядочил рынок, установил правила игры. Теперь пачками возят дешевую рабсилу разве только тонущие борцы за выживание – но рассчитывать, что у таких неспохватливых хозяев вместо этого вдруг зацветут клубные академии тоже как-то не с руки. И ещё за уменьшение количества легионеров выступает Хиддинк. Но, думаю, и он ведь может быть в чем-то неправ. Во всяком случае, ему удалось провести смену поколений в сборной в условиях такого дефицита игроков, которого даже сейчас уже нет. Пик проблемы пройден. У меня складывается впечатление, что Хиддинк видит в уменьшении числа легионеров задел на будущее. Такую лишнюю подпорку для закрепления пройденного.
Дело уже давно не в количестве иностранцев. Собственно, и их рынок растет уже не вширь, а вглубь: более дорогие игроки, чем раньше, к нам не едут, задача тоже искать молодых да талантливых да тут их растить. Все почти ведущие иностранцы в нашем чемпионате сейчас таковы: и Вагнер, и Жо таким был, и Видич, и Домингес, и Данни. Дело в том, что мы выбираем: увеличение конкурентной среды как стимул роста – или протекционизм.
Вопрос: скажите, отечественные автомобили становятся лучше от того, что повышаются таможенные пошлины, которые суть такой же рыночный барьер, что и лимит на легионеров в футболе? Нет. Да и не на это он направлен в автопроме. А направлен он на защиту рынка труда, чтобы десятки тысяч людей не теряли работу на огромных заводах, в городах, которые вокруг этих заводов строились. Это социальная задача. А в футболе ее нету – в футболе это ведет к тому, что нескольким десяткам молодых людей, среди которых пять-шесть человек реально талантливы в масштабах лиги, станут отчаянно переплачивать.
Социальная задача футбола от более конкурентной лиги, от более качественной игры решается куда проще и прямее. Это полные трибуны, это интерес к футболу, и все это – приток детей на те самые поля, которые с упорством открывал по всей стране Виталий Леонтьевич Мутко.
А нынешнее его упорство в сокращении лимита, думаю, достойно лучшего применения.
ЗЫ. Спасибо за уточнение – Файзулин действительно был в Нальчике не в аренде (в отличие от Самсонова), я напутал. Тем не менее суть не меняется: Нальчик стал для него вполне удачным промежуточным этапом в карьере, где он добрал мастерства, превратился из способного игрока в готового выступать за российский топ-клуб. Думаю, что и Самсонов добился заметного прогресса, кстати.
Жирков, Семшов, Торбинский, Колодин, Янбаев, Денисов, Дзагоев, Прудников, Глушаков. Из них 7 в обойме на текущий отборочный цикл. За 2 года - команда обновляется на треть, завоёвывая бронзу Евро по делу.
Я не понимаю, зачем что-то ещё нужно менять, если основной целью лимита является появление молодых игроков для сборной.