В последний раз о Евро
Я предполагал разобрать игру сборной России на Евро. Но сейчас совершенно очевидно, что это уже сделано. До ревности далеко. Тем более что изрядная часть анализа проделана теми, кто еще за месяц до турнира говорил, что ни во что вменяемое, рисуемое и объясняемое сборная не играет. Ну, оказалось, что это не так; разобрались – и молодцы.
Подытоживая эту угловатую дискуссию, скажу: сборная продемонстрировала достаточно завидное многообразие построений. В частности, в атаке. Ключевым решением Гуса Хиддинка, усиливающим атаку, стал отказ от игры в три центральных защитника. Мы на этом подробно останавливались ранее, см. блог. Тогда я не мог предвидеть – и тут снимаю шляпу перед Гусом – перевод Жиркова на позицию левого защитника. Я думал, что переход на «четыре в линию» против «трое в центре плюс двое на крайках» преследует цель освобождения Жиркова... Но оказалось, что приоритетом служит другая цель. Тоже догаданная. Смысл был в том, что игра в три центральных жестко диктовала остальное. Раз три центральных – двоих крайних изволь добавить. В полузащите чистого опорного нет – значит, двоих не хватит, надо троих. И вот все: в итоге на атаку остается два человека. Это мало. Именно ради этого Хиддинк перестраивал оборону, и именно поэтому возврат к игре в три центральных был совершенно невозможен по ходу турнира.
Кто-то удивлялся, что это происходило за месяц до Евро. Ну, тот, кто удивлялся, в футболе точно топор. Потому что именно перед Евро тренеры сборных наигрывают команду. Только там у них есть для этого как минимум три недели. Почти предсезонный сбор... По ходу отборов – нет этого времени и этой возможности. Там – искусство кройки и шитья... Теперь мы понимаем: в матче с Румынией Хиддинк уже пытался обойтись четырьмя игроками обороны, два в центре + два по краям. Но там Жирков играл в полузащите, а на краю остался не очень для этого приспособленный Алексей Березуцкий. Защита сборной в том матче была разобрана. Хиддинк перестроил команду, учтя тот разгромный опыт, так, что наши прошли аж на два шага дальше, чем блестящие румыны. Можно что угодно говорить о том, что у румын была группа смерти, но вообще-то они не смогли переиграть полуторный состав голландцев, а мы вынесли первый. И не в незначимом матче, а в плей-офф. Вот такой рывок мы совершили относительно румын за три месяца. Поди плохо.
Тот, кто говорит, что Хиддинк за месяц, будучи мастером подготовки команд к финальному турниру, сделал из сборной России боеспособный коллектив, тот просто отмазывается. Конечно, трудно признавать собственные ошибки. Тем не менее искажение смысла выявляется легко: чтобы провести месяц с игроками и сочинить с ними ту модификацию игры, которая принесла бы успех – надо было этих игроков как минимум ЗНАТЬ. И не только их; надо ж было их из большого количества отобрать. Это было сделано. И это сделал мастер своего дела, который видел цель с самого начала, другого ответа здесь быть просто не может.
Я это говорю как человек, который, к примеру, всеми силами души хотел, чтобы сыграл на Евро Керж. Но я могу объяснить, почему этого не случилось. Потому не случилось, что Керж – игрок довольно сложного амплуа. Он не чистый центрфорвард. Сборная же России в силу ряда причин не понимала в полном своем составе, как играть без центрфорварда. Кержа надо на поле искать – в отличие от Погребняка и с блеском заменившего его Павлюченко. Потому ему Адамова и предпочли. Но центр был необходим. И работоспособный. Чтоб сковывать минимум одного, а лучше трех. Павлюку это удавалось...
Хиддинка сравнивают с Лобановским. По-моему, сравнение крайне поверхностное. Базируется оно на двух вещах, сколько я мог судить по дискуссии. Во-первых, команда Хиддинка провалила первый матч, прекрасно сыграв впоследствии, и это напоминает вроде бы то, как готовил сборную к большим турнирам Валерий Васильевич: команда могла показывать выдающиеся физические кондиции на протяжении определенного срока, и на весь турнир его не хватало, и поэтому первый матч или два команда должна была проходить еще на фоне усталости. И второе сходство – даже не сходство, а ассоциация: своей игрой нынешняя команда заслужила сравнение с прежней успешной – 1988 года, созданной именно Лобановским.
Никаким первым матчем команда Хиддинка не жертвовала. Начнем с того, что испанцам мы проиграли дважды – причем на совершенно разных стадиях турнира, где физическое состояние команды могло оказаться сходным только по какому-то фантастическому стечению обстоятельств. Вспомним, что концовка первой игры с испанцами оставалась в общем-то за нашими – забили один гол, могли забить другой... Уставшая команда в концовке никогда не прибавляет, это просто исключено. Наконец, поведение главного тренера во время и после матча, которое мы легко выясняем у очевидцев, никак не совпадает с готовностью пожертвовать игрой. В перерыве, например, по словам игроков, Хиддинк устроил им чуть ли не самый жуткий разнос за все время совместной работы...
Наконец, ассоциацию с командой Лобановского и ее циклом готовности усматривать тем трогательнее, что это в общем-то параллель не между главными тренерами, а между Раймондом Верхейном и профессором Зеленцовым (сожалею, не припоминаю имени-отчества). За двадцать лет наука о физподготовке, назовем ее так, ушла вперед радикально. Во всех отношениях. И методики восьмидесятых сегодня – в полном смысле слова прошлый век, какими бы революционными они ни были тогда.
Нет, Хиддинк не так строил свою команду и не так ее вел. Я помню прекрасно, что Лобановский, например, ставил перед сборной СССР задачу выйти в финал. Меня эта задача удивляла тогда до глубины души, потому что как же это – вот мы решили свою задачу, вышли в финал, а там, что же – проиграли? Странная идея... Сейчас-то мы понимаем, что то было другое время, и максимальные требования, выставленные тренером, после турнира могли обернуться против него же. И тем не менее немыслимо, чтобы подобным образом формулировал задачу Гус. С запрограммированным поражением в конце.
Нет. В привычном нам образном противопоставлении Хиддинк достаточно далек от Лобановского. У него куда больше сходства с Бесковым. Вот та же история – команда собирается не до конца понятно, из кого. Открываются новые возможности игроков. Исходит Хиддинк не столько из строгой схемы, сколько из образа игры, который сразу же, без существенных компромиссов, начинает прививать команде. Отсутствие чистых разрушителей в середине, требование к каждому игроку на поле суметь сыграть в пас, суметь поддержать атаку... Бесков. Это бесковские черты, это бесковские ценности, никак не лобановские.
Впрочем, это о прошлом. Куда интереснее, что будет с нашей командой дальше.
И здесь начнем с того, что тревога за умы наших футболистов, а именно – не сорвет ли крышу такой ошеломительный успех, является неизбежной частью наших настроений. Но это не столько реальная проблема, сколько симптом. Разновидность посттравматического стресса, только вместо травмы тут выступает победа. Эта тревога и нас ведь тоже характеризует, эта тревога еще и про то, как долго мы все этого ждали и как боимся, что оно, это долгожданное, улетучится также мимолетно, как и пришло!
Ну, и что? Какой мы из этого вывод-то сделаем? Что играть надо хуже, что успехи вредны, поскольку непривычны и тревожны? Смешно же. Нет же! И мы привыкнем, потому что к хорошему быстро привыкаешь, и команда в случае чего обойдется без любого игрока, у которого вдруг унесет крышу. Такое, конечно, возможно.
Однако, дорожа каждым футболистом и сознавая, что классных или перспективных игроков у нас сравнительно немного, тем не менее мы знаем – в том числе на примере этой уже команды – что она способна обойтись без любого. Наша сборная в отборочном цикле осталась без вратаря накануне решающих матчей; наша сборная начинала Евро без ведущего игрока атаки. И справилась. Да, мы в отборочном турнире, откуда выходит напрямую одна команда, и при этом мы в группе с Германией. Да, это крайне сложный, для нас еще и исторический сложный соперник (кстати, точно так же это очень страшный соперник всегда был для голландцев). Ну, так что ж? Мы всяко сильнее, чем были вчера. Любой новичок, который появится в команде, знает, как и во что она играет. И любой новичок знает, что играть команда будет на победу.
Если вы хотите гарантий, то их нет. Их нет никогда. Волнуетесь? Волнуйтесь! Именно эти волнения, вложенные в команду, и возвращаются к нам тем огромным счастьем, которое испытали, без ложной скромности, миллионы людей этим июнем. Но в качестве ответа на ваши волнения просто знайте, что мы обрели команду вовсе не в лице конкретной группы игроков, которую нам теперь следует оберегать, как фарфор. Нет. Мы получили команду, собранную в нашем чемпионате. А два года до чемпионата мира – большой срок, в него многое может уместиться. Может быть, у нас за это время объявится опорник огромного таланта. Это так, для примера...
А способных футболистов у нас будет больше и больше. Точка пикового кадрового голода пройдена. И сборная на Евро-2008, уйдя в историю (ушла уже, все, новый отсчет, да-да), остается колоссальным раздражителем для тех, кто хочет в неё попасть. Любой из нас с вами назовет без разгона десяток игроков, которые вполне могли бы в ней играть уже и сейчас – при некоторых обстоятельствах.
Так это и есть надежда. Ведь тот, кто делает из способных игроков отличную команду, у нас есть.
У меня наоборот сразу после евро была мысль - это не просто костяк новой сбороной, это фактически все игроки в России, способные в ней играть.
Даже к основному составу (не 11 человек если брать, а 14-15, то есть включая тех, кто постоянно выходил на замену вроде Билла и Торбинского) я мог бы добавить только Погреба, Сыча (если выйдет на свой уровень), Быстрова и Янбаева (если подрастет чуть).
Больше никого не вижу.
Ну я бы к нему добавил ещё Кобелева и Слуцкого. Не могу пройти мимо их фундаментализма в построении команды. Красножан очень импонирует своим стремлением учиться чему-то новому, выходить из самых критических ситуаций, надеюсь никто не будет спорить, что Нальчик очень слабая команда по подбору игроков, а в таблице находится наверху.
Правда у всех этих тренеров есть пока небольшой минус - неизвестно как они могут добиваться больших побед и могут ли вообще. Тоесть нужна проверка на более высоком уровне, к примеру в КУЕФА, для начала. В России все трое зарекомендовали себя на данный момент отлично, но не были на самом верху, а именно это требуется от топ-тренеров.
Хиддинк не жертовал первым матчам. Но я все равно думаю, что он осознанно держал в уме неоптимальное физическое-игровое состояние команды после нагрузок. Вы считаете по-другому, и нам будт дтрудно друг друга переубедить. Но вот ваши комментарии на этот счет не убедительны. " Испанцам проиграли дважды – ... где физическое состояние команды [не] могло оказаться сходным..." Ну так и проиграли-то по разному. Вы же сами про это и пишете. Проблема в том что вы тоже оцениваете матчи и делаете выводы о состоянии команды по результату. Ты можешь быть отменно готов физически, быть способныи пробежать ого-го сколько,, но вот в игре не будет легкости организм(мышцы) не гототов к тонким действиям. В итоге - много метража, но нет «взрывности», в критические моменты чуть запаздываешь, отсюда «корявость». Поэтому и бежишь во втором тайме, да только пользы мало. Чтобы получить лекгость нужно убрать большие нагрузки и поиграть. Что мы и увидели в последстви. А вот в полуфинале уже была накопленная усталость (эмоциональная тоже), где уже просто не бежишь, и везде опаздываешь.
Мне кажется, что вы основываете свое мнение на факте разноса в перерыве. Но это же разые вещи как команда гототва к игре физически и как она играет. Это же не только от физикие идет. И разнос то был за «детские ошибки», «наивность», то есть за не готовность играть на евроуровне, хотя это то что он впервую очередб пытался научить игроков даже во время отбора. Но это отличный от физической готвоности аспект!
Ничего нового из этой статьи я для себя не подчерпнул. Не хотел же писать статью, так и не писал бы, тем более другие уже написали. Но то, что Уткин еще и трус, это стало для меня откровением. Надо господин Уткин называть фамилии тех, кто ранее проводил анализ игры нашей сброной. Да, да это я про тех, которые говорили, что «ни во что вменяемое, рисуемое и объясняемое сборная не играет». Наверное, они бы Вам ответили. А так, не правда ли, удобно сослаться на некоторых; помните как раньше было.
Кроме этого в сборной существовала своя «камарилья», которой никак не удавалось управлять, именно ОНА управляла сборной. При этом всегда болельщики и специалисты сумасшедшего разряда хаявляли, что сборной нужен «жесткий» тренер. Они его получили. И к чему это привело? Вы знаете - к отстранению некоторых игроков из сборной. Что пережил «дед», это дано не каждому. Но он выдержал весь удар центральной прессы. И я подозреваю, что ваша пренебрежительность к Арагонесу тоже кроется в отстранении из сборной одного из игроков Реала, а может и двух. В частности опять же про-мадридтская пресса, возлагает надежды на Дель Боске, который внесет поправки в состав сборной и «обижанные» могут гипотетически стать чемпионами мира.
Еще один фактор влияющий на предыдущие неудачи этойсборной ситуация вокруг этой команды. В тех же автономиях, о которых я упомянул, сборную едва ли поддерживают 20-30 процентов населения, «исторически» относящие себя к «испанцам», а не «каталонцам-баскам». И постоянные неудачи, включая провальный ЧМ-82 и финал ЧЕ-84 немалую роль сыграли в том, что испанцы просто перестали верить в сборную. Вера осталась только у молодежи, которая спрашивала - «Папа ну как ты можешь не болеь за свою сборную?" Ответ был таким - «Ничего, ты скоро поймешь!". Оказалось, что нет - не поняли. Пришел тот триумф который был нужен. И как вы заметили, Испания это не Греция и не Уругвай. Эо еще не говорит о том, что они выйдут даже в полуфинал, но шансы есть. Учтите и тот факт, что все молодежные сборные этой страны, в последние 10 лет становились неоднократно победителями Евроы и Мира, чего не было у других стран. Хотя вот вчера их Суб-19, довольно талантливая, совершенно бездарно проиграла немцам. Это было их первое поажение с 2005 года.
Эьто я пишу к тому, чтобы вы, лентяй, знали, за что я вас стер и забанил.)) Больше вас тут не будет. Лентяи не нужны.
Мне дико интересно: а наши сборники васин блог читают?
"...Что было киевское Динамо - сборная Украина. Плюс в чемпионате украинские команды просто ложились под них ..безропотно отдавая любого игрока, на кого укажут..."
Так ли уж? ВВЛ собирал сформировавшихся игрков и они делали результат? Не надо ля-ля.
А Шахтер, Днепр, Черноморец так прямо и ложился под ДК? Самые сложными были именно их матчи. И так ли безропотно отдавали Беланова (Черноморец), Протасова, Литовчено (Днепр) ?