6 мин.

Страшно интересный финал

Ну что ж, финал! Мне не приходится объяснять, на чьей стороне мои симпатии (редкий случай). Я работаю на испанском чемпионате двенадцать сезонов и могу при желании вспомнить дебют в нем любого игрока нынешней команды, за исключением разве что Палопа. Так что никуда не денешься – я за Фурию... Поэтому о ней я буду говорить чуть больше. Не обессудьте.

Для Испании это исторический шанс. Всегда испанцам что-то мешает – таково общее мнение. Вот-де они всегда в кругу фаворитов, а потом в четвертьфинале... Знакомая история.

Так вот это заблуждение. Испанцы никогда не бывают фаворитами в настоящем смысле этого слова. Они – сильная команда, это правда; они – часть футбольной истории, у них есть свой исторический почерк... Но не были они фаворитами чемпионата мира на уровне немцев или бразильцев никогда в последние годы. И на Евро, что ни вспомни, уступали они командам, их превосходящим.

Более или менее к настоящим фаворитам испанцев можно было отнести разве что здесь. Но тем не менее бессмысленно рассматривать их выход в финал 24 года спустя как реализацию удачного расклада сил. У их успеха есть и собственные причины.

Испанская сборная всегда обладала хрупкой психикой. Задергаешься, если живешь в стране великого футбола! Реальные достижения клубов заставляют сборную всегда жить в атмосфере завышенных ожиданий. Это еще и при том, что спортивная пресса в Испании влиятельна, как, пожалуй, нигде больше. И успех нынешней команды – в удивительной уверенности в себе. Я размышляю над тем, как она сложилась, и прихожу к выводу, что это не стало результатом какой-то целенаправленной работы по плану. Вот это – характер сборной – безусловно, главное произведение Арагонеса. Но сотворил он его шаг за шагом, используя естественно открывающиеся козыри и укрепляя их собственной волей.

Началось все с отборочного турнира, где, провалив старт, испанцы играли чуть ли не год без права на ошибку. Там были матчи, прямо скажем, противоречивого качества; но задача была – победа любой ценой, гол можно не забивать – можно заковырять, затолкать, засунуть, главное – чтобы считалось. Вот так рождалась у Арагонеса новая команда, и так он сам жил в ней, как неторопливый строитель в красивом, с историей, но подобветшавшем доме. И понемножку, разбирая, какая балка подгнила, а какая, наоборот, еще послужит, он не торопился приступать к внешней отделке.

Молодость команды стала ее козырем. Мы говорим о молодости лидеров в первую очередь. А как это сложилось? А сложилось это у Арагонеса с помощью одного случайного обстоятельства и одного, им же придуманного. В команде не стало Альбельды, который остался без игровой практики из-за конфликта в «Валенсии», и Рауля. Тут уже был собственный выбор Луиса.

Вот почему он не взял Рауля? Теперь понятно: чтобы молодые все решали сами. Да, можно сказать, что игрок такого класса не помешал бы на скамейке. И Рауль достаточно дисциплинирован, чтобы играть роль именно игрока резерва. Но – он остается сам собою, он остается ключевой фигурой в раздевалке даже если молчит. А надо, чтобы становились другие. И они стали таковыми.

Еще одним следствием удаления Рауля из команды стало то, что девяносто процентов критических публикаций о команде в период подготовки были посвящены этому делу. Тем самым тренер взял удар на себя. Я не знаю, нарочно ли именно это устроил Дедушка, но если это и вправду расчет – тогда он действительно El Sabio. Настоящий Мудрец.

Главнейшее игровое качество испанцев на турнире – вовсе не физическая готовность и не техника игроков. Все это есть, конечно, просто не главное. А зерно их игры – удивительная синхронность работы. Потому Арагонес и не меняет состав полузащиты, что синхронностью дорожит. Впрочем, я уже писал об этом накануне матча с нашими.

Ведь вы посмотрите: ко многим испанским игрокам были серьезные вопросы по ходу турнира. Пуйоль, например, совершил несколько грубых позиционных ошибок в борьбе с Тони в четвертьфинале; Рамос до полуфинала играл авантюрно и вдобавок вел себя вызывающе; Иньеста робел и не брал на себя много в атаке; Капдевила был слишком пассивен... Но все эти справедливые вопросы не касались одного: той самой синхронности действий. Ошибки Рамоса в атаке оставались без последствий, потому что его страховали. Ошибки Пуйоля потому не возымели действия, что опасные передачи на Тони были тем не менее делом случая – потому что редко делались без помех. Ну, и так далее.

Козырь немцев – атлетизм, конечно. Но пока против Испании это никому не удавалось использовать. А немецкий характер в данном случае, считаю, не должен рассматриваться как железобетонный немецкий аргумент; это, скорее, составная часть интриги, потому что и испанцы здесь демонстрируют стойкость удивительную. Две очень крепкие духом команды встречаются в финале – вот ведь сюжет!

Немцы, в отличие от соперника, еще не сыграли своего лучшего матча на турнире. Я бы не взялся назвать их в достаточной степени организованной командой – в сравнении с испанцами. И вот почему. Критерием такой оценки является, как мне кажется, игра Баллака. Думаю, никто не возьмется оспаривать две вещи: что Баллак, безусловно, лидер и лучший игрок немцев здесь – и при этом что их игра не выстроена вокруг него в должной мере. Команда не облегчает ему задачу, не расчищает для его творчества территорию, наоборот, она порой стоит и ждет, чтобы он что-нибудь придумал.

В то, что Баллак не сыграет, я не верю. Может быть, там и есть повреждение, но он точно выйдет на поле. Я вспоминаю, как Михаэль выходил в свой первый финал Лиги с Леверкузеном, там у него вправду было повреждение накануне матча – и он сказал тогда, что выйдет играть даже с ампутированной ногой. Как-то в этом роде. Это великий боец.

Но я смотрю на расстановку команд и понимаю, что Баллак попадает под Маркоса Сенну. А Сенна здесь в таком бешеном порядке, что он и здорового Баллака один в один здесь перекусил бы. Только тогда сможет быть Михаэль сильнее своего непосредственного опонента, когда ему реально станут помогать партнеры.

И второй ключевой вопрос для немцев – Подольски. Играет он ужасно неровно, впрочем, как и всегда. Но здесь против него оказывается Серхио Рамос. Подольски при поддержке Лама должен сделать все, чтобы каждое подключение Рамоса вперед заканчивалось забросом мяча ему за спину. И атакой. Это его главная задача – чтобы Рамос не ходил вперед. Обыграть этого парня один в один Подольски, конечно, не сможет, но он должен разменять его на себя, сковать. Если это удастся – это будет полдела для немцев. В тактическом отношении это просто главная задача.

А вообще финалы в последнее время часто бывают таковы, что команды в них преображаются. Те же немцы, прихромав в финал чемпионата мира в Азии, в решающем матче сыграли чуть ли не лучше бразилов – и проиграли из-за ошибки Кана. Мне кажется, что в этот раз финал может получиться страшно интересным. Слишком разные в нем команды встречаются, слишком разные у них козыри. Но их ведь мало иметь. Их еще надо суметь пустить в ход.

И вот кому это удастся – знать не дано. Мы можем только решить, за кого болеть. Вот я уже решил. И вам того желаю.