4 мин.

Ультиматчики. Фанаты «Спартака» открыли новый сезон борьбы со своим клубом

Взаимоотношения футбольных клубов и болельщиков перешли в новую фазу. Ее можно смело назвать активной: болельщики собираются во все более масштабные объединения и стараются диктовать клубам свою волю. Клубы пытаются противодействовать ультиматумам…

СНАЧАЛА НА ГРАБЛИ НАСТУПИЛ КЛУБ…

Да уж, активная фаза. Зима на дворе, в это время года фанат традиционно сосет лапу с думой о весне, когда можно будет, глядя на игру любимой команды против ненавистных, помечтать, когда зазеленеет травка. Ан нет, выяснение отношений уже в самом разгаре. Популярная в болельщицком Рунете тема – ультиматум болельщиков «Спартака», называющих себя «Фратрией» и заявивших клубу, что не станут покупать сезонные абонементы. Причина – клуб давит на «Фратрию», стремясь сделать ее карманной.

Мне кажется, что сам факт бурных разногласий между клубом «Спартак» и болельщиками емко свидетельствует об упущенных клубом возможностях. Именно при нынешней администрации «Спартак» снова стал добиваться спортивных успехов; именно в эти годы на матчи стало ходить значительно больше народу. Заметьте – я совершенно не имею в виду, что за одно это необходимо клубу быть благодарным. Нет, в данном случае речь идет о другом: эти процессы находились в тесной взаимосвязи, и если бы клуб видел в контакте со своей публикой хотя бы второстепенную (а не десятистепенную) задачу, справиться с ней он мог бы играючи.

Но он не видел. Поэтому сейчас клуб во всех его противоречиях с болельщиками как минимум не жалко.

ПОТОМ БОЛЕЛЬЩИКИ…

Но самое удивительное, что болельщики, являясь новой силой и обладая возможностью анализировать чужой отрицательный опыт, идут в точности по пути клуба. Крайне трудно сообразить, в чем их цель. То есть на словах поговорить об этом каждый горазд, но ведь мы живем в мире не слов, а поступков?

Мне бы хотелось здесь как можно дальше отойти от реального конфликта, потому что типические черты в данном случае куда важнее индивидуальных. Да и как говорить о «Фратрии», не будучи «Фратрией»? Такой организации не существует. В ней нет членства. Она фактически занимается хозяйственной деятельностью, но при этом у нее нет ни расчетного счета, ни ответственности за те или иные траты. И такова сегодня практически любая организация болельщиков. Она существует только в мире понятий: мы скажем, а люди поднимутся. И ведь они поднимутся!

В деловой сфере, войти в которую требует сегодня от всех футбольных клубов и здравый смысл, и РФС (совпадающие далеко не всегда), и конкуренция, царит прозрачность. Должна, во всяком случае, царить. Потому и непонятно, как болельщицкие объединения, в верхушке которых часто фигурируют серьезные бизнесмены, рассчитывают на взаимодействие и взаимопонимание с клубами, если самих объединений не существует в легальном секторе.

А еще непонятнее, как РФС, покровительствуя самому амбициозному (но тоже де-факто не существующему даже в виде официального сайта) Всероссийскому объединению болельщиков, не требует от болельщиков той же прозрачности, которой требует от клубов. Это как минимум несправедливо, а на самом деле просто глупо. Отношения понятийных структур с легальными не так уж и многообразны. Наиболее известная форма – рэкет. Приходят парни, говорят: мы сила. Вы на нашей территории, пока мы с вами – будет у вас все хорошо вот тут-то и вот там-то. С вас столько-то.

Это ровно те отношения, которых добиваются сегодня с клубами «Фратрия» и прочие. Это отношения рэкета.

…И ТЕПЕРЬ БОЛЬНО ВСЕМ

От объединений болельщиков вообще-то можно было ждать большего. Все-таки изначально сила это здоровая. Будет болельщик на трибуне – будут продаваться билеты, абонементы, будут продаваться шарфы и всяческий мерчандайзинг, телетарелки, в общем, все. Будет у болельщика позиция – тем лучше, потому что российский футбольный менеджмент – штука молодая, ей полезно иметь под боком заинтересованную, желающую вникнуть во все детали аудиторию, обсуждающую каждый шаг.

Естественно даже взаимное недовольство. Болельщики всегда будут давить на клуб, клуб всегда будет в чем-то ограничивать болельщиков. И то, и другое правильно. Болельщики не могут управлять клубом; но и управлять клубом не оглядываясь на болельщиков нельзя. Прописная истина.

Но для того чтобы это было продуктивно и двигало футбол вперед, а не погружало в междоусобицы, нужно, чтобы обе стороны понимали: им друг без друга не жить. Им судьба – быть вместе. Браниться – только тешиться; это сказано о супругах, а ведь связь болельщика с любимой командой даже еще теснее, чем у мужа и жены. Еще Хорнби писал, что от любимой супруги, случается, гуляют на сторону, но никогда болельщик «Арсенала» не пойдет, чтоб досадить своей команде, поболеть на месячишко за «Тоттенхэм»…

Такое понимание между конфликтующими сторонами отсутствует. Клуб пытается сделать вид, что болельщиков не существует. Болельщики стараются научить клуб, как ему быть и зачем ему жить. Обе позиции порочны. Обе стороны нежизнеспособны.