5 мин.

Про Олимпиаду в Сочи

Я никогда не пойму людей, которые кривят лицо при известии о том, что Россия получила право на Олимпийские Игры. Я даже выбросил из этой фразы слова «право провести», потому что это для документов и резолюций. Мы с вами эту Олимпиаду проводить не будем. Мы просто на ней будем. Зрителями, журналистами, участниками, сочувствующими и так далее. Все. Она – наша.

Ни копейки, ни грана не стоят ровно все аргументы против. Объясню по пунктам.

Вот говорят – показуха. Так любая Олимпиада показуха. Мы с вами гостей в дом приглашаем – это ведь тоже показуха, вы же не суп из пакета им предложите. Нет, сходите в магазинчик, пожарите-попарите что-то на сковородочке, бутылочку в морозилку за полчаса впихнете. Разбросанные вещи, которые в обычной жизни не доставляют вам никакого дискомфорта и даже создают особого рода уют – соберете и куда-нибудь денете...

Олимпиада – безусловно, показуха. Только она является таковой всегда и везде. Весь вопрос в том, что показывать, а что скрывать. Наша страна проведет Олимпиаду через семь лет. Этот период времени, между прочим, включает в себя среди прочего две пары всеобщих выборов – в Госдуму и президентских. Если кого-то что-то не устраивает, есть масса как минимум времени (возможностей, конечно, меньше) изменить любую ситуацию к лучшей. Политическую, экономическую, ситуацию с детской наркоманией, подростковой преступностью и даже с производством автомобилей – кому какая доставляет больший дискомфорт. Так что не стоит ныть – если кого-то не устраивает характер нашей показухи, не складывайте рук. А Олимпиада тут ни при чем.

Я был на четырех Олимпиадах. Каждая из них, вне сомнения, была показухой. Наименее удачные получились в Атланте и Нагано. В Нагано, например, как выяснилось, есть горы, но нет условий для катания на них – в олимпийское время там сплошные туманы. И так бывает каждый год по причинам особенностей тамошнего климата. Городок Нагано – четыре улицы, схематичное изображение которых напоминает линейки для игры в крестики-нолики. Ничего. Провели. Было здорово.

А греческая и итальянская показуха были очень даже милы. Во всех отношениях.

Дальше.

О деньгах. Провести Олимпиаду дорого. Но это везде и всегда дорого. В нашей стране элементарно нет спортсооружений высокого класса для зимнего спорта. Их необходимо построить. Построить без повода нам трудно. Мы никогда ничего без аврала не делаем. Спортивные объекты, построенные к московской Олимпиаде, прекрасно служат до сих пор, несмотря на всю авральность своего возведения.

Разговоры о размере пенсий в сопоставлении с олимпийскими бюджетами не стоят выеденного яйца. Ни в одном государстве пенсии не выдержат такого сравнения. И на самом деле все это ровно разговоры Полиграфа Полиграфовича Шарикова, который предлагал все поделить. Без спортивных сооружений в стране нет профессионального спорта. Без профессионального спорта как ориентира для наиболее способных людей в стране нет спорта как такового. Если нет спорта как такового, молодежь находит иные способы занять себя. В двух-трех процентах случаев это книги. В девяноста семи – разновидности безделья, от компьютерных игрух до наркоты. И вложения в спорт являются социальными вложениями.

Наворуют денег? Так дело тут не в Олимпиаде. Как будто и без нее не наворуют... Как будто она, бедная и Белая, тут чему-то причина. Воруют у нас не потому, что проводятся или нет Олимпиады, а потому, что соблюдать законы в стране не обязательно. С олимпийским девизом «быстрее, выше, сильнее» эта проблема связана разве что каламбурно...

Покорежат природу? Окей. Два соображения есть на этот счет. Во-первых, я много раз бывал в Сочи, и у меня совершенно не сложилось мнения, что до сих пор ее там рачительно оберегали. А во-вторых, если в этом видится серьезная опасность, самое время природу защищать, все в наших руках. Вперед.

В общем, всем тем, кто любит порассуждать, чем Олимпиада станет для страны, я бы посоветовал просто вспомнить, что происходящее в стране, относиться мы будем к этому с энтузиазмом или же с осуждением, происходит себе и происходит своим чередом. Подумайте, чем Олимпиада станет для нас. Вот это – наше дело.

Я скажу, чем Олимпиада является для меня. Причем неизменно – вне зависимости от характера олимпийской показухи, политической ситуации, положении дел с воровством и так далее в той стране, где она происходит.

Олимпиада дает удивительное чувство причастности к чему-то страшно важному. Спорт на Олимпиаде чрезвычайно важен – за ним смотрит весь мир. Ты оказываешься месте, где огромное количество людей одновременно занимаются делом, которому они так или иначе посвятили жизнь. Люди верующие говорят про свои святыни: намолено. Вот молятся и молятся там люди много лет, и становится место особым. Олимпиада происходит каждый раз на новом месте, но слишком много туда съезжается особенных людей, слишком велика их коцентрация, там сразу получается «намолено».

Для этого не обязательно быть журналистом и работать на телевидении. Когда проводилась Олимпиада в Москве, мне было восемь лет. Я рос в совершенно нормальной семье, скептически относившейся к режиму, в которой говорить можно было о чем угодно совершенно свободно. Сейчас я прекрасно помню, как в школе нам рассказывали какую-то фантастическую муть о том, что у иностранцев ни в коем случае нельзя принимать подарки – там бомбы могут быть, а в жвачке обязательно окажется иголка. Помню, что в магазинах вдруг оказались продукты, которых не было раньше и не появилось после. Теперь знаю (тогда я не мог обратить на это внимание), что на время Олимпиады из Москвы высылали всякий сомнительный с точки зрения советской власти элемент, чтобы не портили картину.

Хорошо ли это было? Да нет, наверное. Да точно нет. Но такой тогда была наша страна. на долго шла к тому, чтобы стать такой, и нескоро из этого тупика выбиралась. Но вот так вышло, что мне было уже восемь лет, страна эта была моей и я любил в ней жить. Чувство, как минимум простительное, правда же? Для меня это был колоссальный праздник. Мои папа и мама купили билеты на соревнования по легкой атлетике, я до сих пор помню, что это было 27 июля. Я помню, кто и что из нас (мы ездили в Лужники всей семьей) говорил в тот день. Латыш Дайнис Кула выиграл соревнования по швырянию копья... Помню, как рыдал, когда улетал в небо олимпийский Мишка.

Это мое детство, в котором нашлось место празднику. А про коммунизм, иностранцев и колбасу я и так все сообразил в свое время.