Рождение Эйсебио, «Реал» против «Барселоны» и боязливая Румыния
От автора: дорогие читатели, мы продолжаем цикл обзоров, посвященных Кубку европейских чемпионов. На очереди – шестой по счету турнир-1960/1961 годов. Еще больше историй и видеообзор КЕЧ-1960/61 вы найдете у нас в Телеграм.

Мы вас боимся
Почти 65 лет назад, в мае 1960 года, сборная Румынии встречалась со сборной Чехословакии в отборочном матче самого первого чемпионата Европы. Трехцветные, тренируемые Аугустином Ботеску, проиграли со счетом 0:2 в Бухаресте перед 80 000 болельщиков и 0:3 в ответном матче в Братиславе. Реакция коммунистических властей не заставила себя ждать. И когда руководители увидели, что новый чемпион Румынии «Стяуа» будет играть осенью через несколько месяцев именно против чемпиона Чехословакии в еврокубках, они сделали невероятное. Опасаясь позорного вылета, было принято решение не выставлять команду на европейский клубный турнир.
Кубок Европейских Чемпионов-1960/61 и не думал заканчивать со странными историями. Другая приключилась с восточногерманским «Висмутом», персоналу которого британские власти отказали в выдаче виз в Северную Ирландию на поединок с «Гленавоном». В итоге немецкий клуб так и не прибыл, но парадокс заключался в том, что членами УЕФА был наказао «Гленавон».

Не обошлось на старте турнира и без громких игровых сенсаций. Уже в первом раунде сложил оружие считавшийся одним из главных фаворитов туринский «Ювентус». Черно-белые блестяще провели национальный чемпионат, выиграв Скудетто с большим преимуществом, команду пополнили топовые защитники в лице Сарти из «Сампдории» и Червато из «Фиорентины». В атаке же блистала интернациональная тройка: Бониперти-Чарльз-Сивори. Причем капитан команды Бониперти переживал вторую молодость, проведя едва ли не лучший свой сезон. Однако в поединках с софийским армейским клубом ни оборона, ни атака итальянцев должным образом себя не проявили.
В первом раунде вылетела из турнира и пользовавшаяся хорошей репутацией югославская «Црвена Звезда», немного-немало полуфиналистка второго розыгрыша Кубка чемпионов. Подмочил репутацию команды 22-летний полузащитник Драган Шекуларац, уже в этом возрасте успевший провести 24 матча в составе сборной своей страны. Шекуларац был настолько же талантлив, насколько и несдержан. В матче внутреннего чемпионата против «Сараево» он умышленно нанес тяжелую травму (двойной перелом ноги) своему визави Кемалю Джемиджичу. Поскольку подобная история с Шекуларацем произошла уже в четвертый раз, дисциплинарный комитет национальной федерации дисквалифицировал его на 18 месяцев. Отстранение распространялось и на международные матчи, где «Црвена Звезда» по всем статьям уступила соседям из Будапешта. Но Джемиджичу этого показалось мало, и он подал на своего обидчика в суд. Шекуларацу за умышленное нанесение тяжелых телесных повреждений грозило тюремное заключение сроком от шести месяцев до восьми лет. Федерация в этом случае пошла в защиту сборника, и конфликт удалось уладить без привлечения судебных органов.

Уже и Копа не тот
Что касается действующего победителя «Реала» (напомню мадридцы выиграли на тот момент все что только можно – все 5 кубков), то королевский клуб был освобожден от матчей стартового этапа очередного розыгрыша. В то же время «Барселона» получила в соперники бельгийский «Льерс». Забавно, что в победе каталонцев не сомневались даже сами бельгийцы. Домашний поединок они решили провести на более вместительном, чем клубный стадион, столичном «Эйзеле», который собрал полные трибуны и позволил «Льерсу» заметно поправить свои финансовые дела, однако на футбольные результаты количество не повлияло. Общий счет – 5:0 в пользу сине-гранатовых.
В оставшихся парах самым примечательным клубом был французский «Реймс», ряды которого усилил вернувшийся из Испании Раймонд Копа. Правда, уже в первом туре национального чемпионата он получил травму и долгое время не выступал. Травмы преследовали лидеров команды: Фонтена и Пьянтони. В итоге, несмотря на внушительный суммарный разгром люксембуржского «Женесса» на первом этапе, «Реймс» вынужден был уступить в 1/8 финала английскому «Бернли», который в свою очередь в четвертьфинале сложил оружие перед немецким «Гамбургом».

Немцы ни в какую не соглашались встречаться с британцами зимой. Однако представители «Бернли», среднего клуба по тем временам, настаивали на своем. В итоге УЕФА постановил провести первую встречу на поле англичан 18 января. На плохом поле, в жесткой силовой борьбе в середине второго тайма хозяева вели в счете 3:0 и, казалось, имеют все основания для оптимизма. Однако в конце встречи левый крайний Дерфель один мяч отыграл, а дома доминировал уже «Гамбург» (победа 4:1).

Представители последнего вновь постарались отодвинуть встречу на как можно более поздний срок, мотивируя отсрочку установкой на стадионе системы освещения. К 15 марта, то есть к той дате, на которую был назначен ответный поединок, освещение так и не было подключено и встречу пришлось начинать днем. К удовольствию хозяев, англичане прибыли на игру без своего левого крайнего Пилкингтона, дважды отличившегося в первом матче. Оказалось, что руководители «Бернли» просто решили продать его в другой клуб. Атаку гостей это, естественно, не усилило. Испытывали гости проблемы и в обороне, хотя именно ей и уделили первостепенное внимание. Решающим стал точный удар на последних минутах Уве Зеелера, лучшего форварда страны, которым усиленно интересовалась итальянская «Фиорентина».
В полуфинале немецкому чемпиону пришлось скрестить шпаги с «Барселоной», ранее сотворившей самую громкую сенсацию розыгрыша.
Долгожданное Класико, прервавшее доминацию «Реала»
«Барселона» и «Реал». Эти два названия осенью 1960 года звучали в футбольном контексте чаще всего. Сможет ли мадридский суперклуб удержаться на континентальном троне? Достаточно ли сил у «Барселоны», чтобы прервать гегемонию своего главного конкурента? Ответов на эти вопросы оставалось ждать недолго.
Первый матч по жребию выпало играть в Мадриде. В лагерях обоих соперников шли тщательные приготовления. «Реал», потеряв Копа, в срочном порядке приобрел шведа Симонссона, который должен был стать дублером Ди Стефано. Годы уже не позволяли последнему действовать в полную силу на протяжении всего матча. 120 тысяч зрителей собрались в столице, чтобы стать свидетелями напряженной, бескомпромиссной борьбы, в которой соперники разошлись миром 2:2. Уже на третьей минуте Матеос открыл счет. В середине первого тайма Суарес восстановил равновесие. Однако незадолю до перерыва Хенто вновь вывел хозяев поля вперед. Этот результат держался почти до конца встречи. Только на 87-й минуте бразилец Эваристо, пройдя к воротам почти с центра поля и обыграв по ходу нескольких игроков «Реала», был остановлен в штрафной площадке недозволенным приемом. Английский судья Эллис без колебаний указал на одиннадцатиметровую отметку, и Суарес забил свой второй гол в этом матче.

27 ноября в Барселоне состоялась ответная игра. Этот день стал историческим. Проиграв каталонцам 1:2, мадридский «Реал» впервые с начала соревнований оказался за их бортом.
Практически никто не сомневался в том, что правопреемницей мадридцев станет «Барселона». Тем более, что состав участников очередного розыгрыша заметно поредел. Пожалуй, только «Гамбург» привлекал внимание своей игрой. Что касается «Бенфики», то ее относили к коллективам среднего класса, которым по плечу сотворить сенсацию локального масштаба, но уж никак не претендовать на титул сильнейшего клуба континента.

«Бенфика» – так называется северо-западная часть португальской столицы. Там в 1904 году и родился клуб с одноименным названием. В главном клубном турнире Европы «Бенфика» дебютировала в 1957 году под руководством бразильского тренера Отто Глории, но в первом же раунде уступила «Севилье. Три года жизни посвятил Глория созданию боеспособного коллектива. С удивительной последовательностью и настырностью он занимался поисками футбольных талантов в африканских Анголе и Мозамбике, фактически остававшимися португальскими колониями. В 1957-м в Мозамбике он разыскал Жоакима Сантану и Марио Колуну. В 1959-м в Анголе Жозе Агуаша. А еще через некоторое время спустя в Португалии появился Эйсебио да Силва Феррейра.
«Расправиться с «черными обезьянами»? Как «Бенфику» приняли в Европе?
Осенью 1960 года «Бенфику» уже можно было назвать грозным коллективом. Однако большинство специалистов даже не подозревали, что к весне будущего года она станет великой командой. За шаг до финала португальцы на своем поле без проблем взяли верх над «Рапидом». Австрийцы прибыли в Лиссабон лишь за несколько часов до начала поединка: воздушные бури, бушевавшие над Европой, задержали вылет самолета. Кроме того, «Рапид избрал несвойственную себе оборонительную тактику. Казалось, повторный поединок превратится в пустую формальность. Ничего подобного. На первый план вышла не сама игра, а поведение фанатов австрийского клуба. Трибуны стадиона в Вене пестрели плакатами с призывами расправиться с «чернокожими обезьянами» (в составе «Бенфики» выступали четыре выходца из Африки). Перед игрой было совершено нападение на группу португальских болельщиков, многие из них не смогли попасть на стадион. Трудно приходилось и арбитру. Он постоянно вынужден был останавливать игру, поскольку на газон летели бутылки, овощи, другие предметы.
Не имея возможности сдержать атаки гостей, откровенно грязно стали играть футболисты «Рапида». Вызывающий цинизм с их стороны, желание не навлечь еще большей беды заставили судью прекратить матч на 88-й минуте. После этого на трибунах вспыхнула драка, сотни зрителей ринулись на поле. Полиция в течение двух часов успокаивала всбесновавшуюся толпу. УЕФА даже специально собрался для рассмотрения этого инцидента. «Бенфика» была названа полноценным победителем пары, австрийцы же подверглись штрафным санкциям.
Не менее напряженно сложились отношения и в другом полуфинале. Лишь в дополнительном матче в Брюсселе «Барселона», которой предрекали победу в турнире, смогла преодолеть сопротивление «Гамбурга». На эту встречу прибыло немало болельщиков из обеих стран. Стороны были настроены воинственно. Немцы появились на стадионе с унизительными для испанцев надписями на транспарантах. Испанцы ответили кулаками. В итоге все закончилось массовыми потасовками, многие из гостей бельгийской столицы были арестованы.
Финальный матч поначалу было решено провести в Риме, однако итальянская столица отказалась от такой почести, мотивировав отказ неготовностью стадиона. УЕФА перенес поединок в Берн, что вызвало негодование барселонцев. Они были возмущены небольшой вместимостью «Ванкдорфа» и соглашались даже сыграть на поле своего извечного врага мадридского «Реала», лишь бы гарантировать себе максимальную прибыль. Однако УЕФА отменять свое решение не стал.

Перед финалом стало понятно, что Кубок чемпионов и на этот раз не покинет Пиренейский полуостров. Но останется ли он в Испании? Большинство прогнозов сводилось к тому, что обладателем трофея станет все же «Барселона». Но в итоге матч выиграла «Бенфика», хотя Кочиш и открыл счет. В дальнейшем на поле доминировали португальцы, возглавляемые к тому времени уже другим тренером Белой Гуттманном, который несколько месяцев назад сменил Отто Глорию. Гуттманн был венгром по происхождению, австрийцем по паспорту и специалистом с большой буквы по призванию. Он сумел усовершенствовать игру, фундамент которой заложил Глория, сумел мобилизовать усилия игроков, придать действиям команды шарм, позволивший ей стать любимицей болельщиков многих стран. При всем этом в резерве у Гуттманна оставался еще Эйсебио футболист, который станет легендой лиссабонского клуба и которого Бела Гуттманн пока не решился выставить в таком ответственном и непредсказуемом поединке.

Время Эйсебио придет несколько позже. Пока же и без него «Бенфика» завоевала самый престижный из континентальных трофеев. Ее результативная игра, заряженность на атаку, высокая техническая оснащенность импонировали многим.













