Трибуна
11 мин.

Рождение Эйсебио, «Реал» против «Барселоны» и боязливая Румыния

От автора: дорогие читатели, мы продолжаем цикл обзоров, посвященных Кубку европейских чемпионов. На очереди – шестой по счету турнир-1960/1961 годов. Еще больше историй и видеообзор КЕЧ-1960/61 вы найдете у нас в Телеграм.

Picture background

Мы вас боимся

Почти 65 лет назад, в мае 1960 года, сборная Румынии встречалась со сборной Чехословакии в отборочном матче самого первого чемпионата Европы. Трехцветные, тренируемые Аугустином Ботеску, проиграли со счетом 0:2 в Бухаресте перед 80 000 болельщиков и 0:3 в ответном матче в Братиславе. Реакция коммунистических властей не заставила себя ждать. И когда руководители увидели, что новый чемпион Румынии «Стяуа» будет играть осенью через несколько месяцев именно против чемпиона Чехословакии в еврокубках, они сделали невероятное. Опасаясь позорного вылета, было принято решение не выставлять команду на европейский клубный турнир.

Кубок Европейских Чемпионов-1960/61 и не думал заканчивать со странными историями. Другая приключилась с восточногерманским «Висмутом», персоналу которого британские власти отказали в выдаче виз в Северную Ирландию на поединок с «Гленавоном». В итоге немецкий клуб так и не прибыл, но парадокс заключался в том, что членами УЕФА был наказао «Гленавон».

Не обошлось на старте турнира и без громких игровых сенсаций. Уже в первом раунде сложил оружие считавшийся одним из главных фаворитов туринский «Ювентус». Черно-белые блестяще провели национальный чемпионат, выиграв Скудетто с большим преимуществом, команду пополнили топовые защитники в лице Сарти из «Сампдории» и Червато из «Фиорентины». В атаке же блистала интернациональная тройка: Бониперти-Чарльз-Сивори. Причем капитан команды Бониперти переживал вторую молодость, проведя едва ли не лучший свой сезон. Однако в поединках с софийским армейским клубом ни оборона, ни атака итальянцев должным образом себя не проявили.

В первом раунде вылетела из турнира и пользовавшаяся хорошей репутацией югославская «Црвена Звезда», немного-немало полуфиналистка второго розыгрыша Кубка чемпионов. Подмочил репутацию команды 22-летний полузащитник Драган Шекуларац, уже в этом возрасте успевший провести 24 матча в составе сборной своей страны. Шекуларац был настолько же талантлив, насколько и несдержан. В матче внутреннего чемпионата против «Сараево» он умышленно нанес тяжелую травму (двойной перелом ноги) своему визави Кемалю Джемиджичу. Поскольку подобная история с Шекуларацем произошла уже в четвертый раз, дисциплинарный комитет национальной федерации дисквалифицировал его на 18 месяцев. Отстранение распространялось и на международные матчи, где «Црвена Звезда» по всем статьям уступила соседям из Будапешта. Но Джемиджичу этого показалось мало, и он подал на своего обидчика в суд. Шекуларацу за умышленное нанесение тяжелых телесных повреждений грозило тюремное заключение сроком от шести месяцев до восьми лет. Федерация в этом случае пошла в защиту сборника, и конфликт удалось уладить без привлечения судебных органов.

Picture background
Драган Шекуларац

Уже и Копа не тот

Что касается действующего победителя «Реала» (напомню мадридцы выиграли на тот момент все что только можно – все 5 кубков), то королевский клуб был освобожден от матчей стартового этапа очередного розыгрыша. В то же время «Барселона» получила в соперники бельгийский «Льерс». Забавно, что в победе каталонцев не сомневались даже сами бельгийцы. Домашний поединок они решили провести на более вместительном, чем клубный стадион, столичном «Эйзеле», который собрал полные трибуны и позволил «Льерсу» заметно поправить свои финансовые дела, однако на футбольные результаты количество не повлияло. Общий счет – 5:0 в пользу сине-гранатовых.

В оставшихся парах самым примечательным клубом был французский «Реймс», ряды которого усилил вернувшийся из Испании Раймонд Копа. Правда, уже в первом туре национального чемпионата он получил травму и долгое время не выступал. Травмы преследовали лидеров команды: Фонтена и Пьянтони. В итоге, несмотря на внушительный суммарный разгром люксембуржского «Женесса» на первом этапе, «Реймс» вынужден был уступить в 1/8 финала английскому «Бернли», который в свою очередь в четвертьфинале сложил оружие перед немецким «Гамбургом».

Немцы ни в какую не соглашались встречаться с британцами зимой. Однако представители «Бернли», среднего клуба по тем временам, настаивали на своем. В итоге УЕФА постановил провести первую встречу на поле англичан 18 января. На плохом поле, в жесткой силовой борьбе в середине второго тайма хозяева вели в счете 3:0 и, казалось, имеют все основания для оптимизма. Однако в конце встречи левый крайний Дерфель один мяч отыграл, а дома доминировал уже «Гамбург» (победа 4:1).

Представители последнего вновь постарались отодвинуть встречу на как можно более поздний срок, мотивируя отсрочку установкой на стадионе системы освещения. К 15 марта, то есть к той дате, на которую был назначен ответный поединок, освещение так и не было подключено и встречу пришлось начинать днем. К удовольствию хозяев, англичане прибыли на игру без своего левого крайнего Пилкингтона, дважды отличившегося в первом матче. Оказалось, что руководители «Бернли» просто решили продать его в другой клуб. Атаку гостей это, естественно, не усилило. Испытывали гости проблемы и в обороне, хотя именно ей и уделили первостепенное внимание. Решающим стал точный удар на последних минутах Уве Зеелера, лучшего форварда страны, которым усиленно интересовалась итальянская «Фиорентина».

В полуфинале немецкому чемпиону пришлось скрестить шпаги с «Барселоной», ранее сотворившей самую громкую сенсацию розыгрыша.

Долгожданное Класико, прервавшее доминацию «Реала»

«Барселона» и «Реал». Эти два названия осенью 1960 года звучали в футбольном контексте чаще всего. Сможет ли мадридский суперклуб удержаться на континентальном троне? Достаточно ли сил у «Барселоны», чтобы прервать гегемонию своего главного конкурента? Ответов на эти вопросы оставалось ждать недолго.

Первый матч по жребию выпало играть в Мадриде. В лагерях обоих соперников шли тщательные приготовления. «Реал», потеряв Копа, в срочном порядке приобрел шведа Симонссона, который должен был стать дублером Ди Стефано. Годы уже не позволяли последнему действовать в полную силу на протяжении всего матча. 120 тысяч зрителей собрались в столице, чтобы стать свидетелями напряженной, бескомпромиссной борьбы, в которой соперники разошлись миром 2:2. Уже на третьей минуте Матеос открыл счет. В середине первого тайма Суарес восстановил равновесие. Однако незадолю до перерыва Хенто вновь вывел хозяев поля вперед. Этот результат держался почти до конца встречи. Только на 87-й минуте бразилец Эваристо, пройдя к воротам почти с центра поля и обыграв по ходу нескольких игроков «Реала», был остановлен в штрафной площадке недозволенным приемом. Английский судья Эллис без колебаний указал на одиннадцатиметровую отметку, и Суарес забил свой второй гол в этом матче.

27 ноября в Барселоне состоялась ответная игра. Этот день стал историческим. Проиграв каталонцам 1:2, мадридский «Реал» впервые с начала соревнований оказался за их бортом.

Практически никто не сомневался в том, что правопреемницей мадридцев станет «Барселона». Тем более, что состав участников очередного розыгрыша заметно поредел. Пожалуй, только «Гамбург» привлекал внимание своей игрой. Что касается «Бенфики», то ее относили к коллективам среднего класса, которым по плечу сотворить сенсацию локального масштаба, но уж никак не претендовать на титул сильнейшего клуба континента.

«Бенфика» – так называется северо-западная часть португальской столицы. Там в 1904 году и родился клуб с одноименным названием. В главном клубном турнире Европы «Бенфика» дебютировала в 1957 году под руководством бразильского тренера Отто Глории, но в первом же раунде уступила «Севилье. Три года жизни посвятил Глория созданию боеспособного коллектива. С удивительной последовательностью и настырностью он занимался поисками футбольных талантов в африканских Анголе и Мозамбике, фактически остававшимися португальскими колониями. В 1957-м в Мозамбике он разыскал Жоакима Сантану и Марио Колуну. В 1959-м в Анголе Жозе Агуаша. А еще через некоторое время спустя в Португалии появился Эйсебио да Силва Феррейра.

«Расправиться с «черными обезьянами»? Как «Бенфику» приняли в Европе?

Осенью 1960 года «Бенфику» уже можно было назвать грозным коллективом. Однако большинство специалистов даже не подозревали, что к весне будущего года она станет великой командой. За шаг до финала португальцы на своем поле без проблем взяли верх над «Рапидом». Австрийцы прибыли в Лиссабон лишь за несколько часов до начала поединка: воздушные бури, бушевавшие над Европой, задержали вылет самолета. Кроме того, «Рапид избрал несвойственную себе оборонительную тактику. Казалось, повторный поединок превратится в пустую формальность. Ничего подобного. На первый план вышла не сама игра, а поведение фанатов австрийского клуба. Трибуны стадиона в Вене пестрели плакатами с призывами расправиться с «чернокожими обезьянами» (в составе «Бенфики» выступали четыре выходца из Африки). Перед игрой было совершено нападение на группу португальских болельщиков, многие из них не смогли попасть на стадион. Трудно приходилось и арбитру. Он постоянно вынужден был останавливать игру, поскольку на газон летели бутылки, овощи, другие предметы.

Не имея возможности сдержать атаки гостей, откровенно грязно стали играть футболисты «Рапида». Вызывающий цинизм с их стороны, желание не навлечь еще большей беды заставили судью прекратить матч на 88-й минуте. После этого на трибунах вспыхнула драка, сотни зрителей ринулись на поле. Полиция в течение двух часов успокаивала всбесновавшуюся толпу. УЕФА даже специально собрался для рассмотрения этого инцидента. «Бенфика» была названа полноценным победителем пары, австрийцы же подверглись штрафным санкциям.

Не менее напряженно сложились отношения и в другом полуфинале. Лишь в дополнительном матче в Брюсселе «Барселона», которой предрекали победу в турнире, смогла преодолеть сопротивление «Гамбурга». На эту встречу прибыло немало болельщиков из обеих стран. Стороны были настроены воинственно. Немцы появились на стадионе с унизительными для испанцев надписями на транспарантах. Испанцы ответили кулаками. В итоге все закончилось массовыми потасовками, многие из гостей бельгийской столицы были арестованы.

Финальный матч поначалу было решено провести в Риме, однако итальянская столица отказалась от такой почести, мотивировав отказ неготовностью стадиона. УЕФА перенес поединок в Берн, что вызвало негодование барселонцев. Они были возмущены небольшой вместимостью «Ванкдорфа» и соглашались даже сыграть на поле своего извечного врага мадридского «Реала», лишь бы гарантировать себе максимальную прибыль. Однако УЕФА отменять свое решение не стал.

Picture background

Перед финалом стало понятно, что Кубок чемпионов и на этот раз не покинет Пиренейский полуостров. Но останется ли он в Испании? Большинство прогнозов сводилось к тому, что обладателем трофея станет все же «Барселона». Но в итоге матч выиграла «Бенфика», хотя Кочиш и открыл счет. В дальнейшем на поле доминировали португальцы, возглавляемые к тому времени уже другим тренером Белой Гуттманном, который несколько месяцев назад сменил Отто Глорию. Гуттманн был венгром по происхождению, австрийцем по паспорту и специалистом с большой буквы по призванию. Он сумел усовершенствовать игру, фундамент которой заложил Глория, сумел мобилизовать усилия игроков, придать действиям команды шарм, позволивший ей стать любимицей болельщиков многих стран. При всем этом в резерве у Гуттманна оставался еще Эйсебио футболист, который станет легендой лиссабонского клуба и которого Бела Гуттманн пока не решился выставить в таком ответственном и непредсказуемом поединке.

Picture background

Время Эйсебио придет несколько позже. Пока же и без него «Бенфика» завоевала самый престижный из континентальных трофеев. Ее результативная игра, заряженность на атаку, высокая техническая оснащенность импонировали многим.