7 мин.

Президент Сербии не знает имени сына Станковича. Знакомим с Александаром – номинантом Golden Boy

И участником ЛЧ.

В октябре Сербия болезненно проиграла Албании 0:1. После принципиального матча не выдержал даже президент страны Александр Вучич: «Только один футболист из вышедших на поле играет в Лиге чемпионов: молодой парень, сын Станковича. Я даже имени его не знаю, увидел впервые в жизни».

Президент подзабыл, что Душан Влахович из «Юве» и Лазар Самарджич из «Аталанты» тоже играют в ЛЧ. А вот сын Станковича вскоре после такого внимания обрезался в игре с Андоррой (3:1), что привело к пропущенному голу ударом с центра поля.

Это были первые матчи Станковича-младшего за сборную, а еще в этом же месяце 20-летний опорник «Брюгге» попал в финалисты премии Golden Boy, то есть в топ-25 лучших игроков до 21 года вместе с Дезире Дуэ, Эстевао, Пау Кубарси, Кенаном Йылдызом и другими молодыми талантами.

Знакомьтесь, Александар Станкович. Получается, тезка президента.

«Помню как Снейдер нес меня по полю с кубком ЛЧ». Александар родился в Милане, восхищается Чалханоглу и рвется в топ-лиги через Бельгию

У Деяна Станковича трое сыновей – и все прошли через академию «Интера». 

Стефан (2000 г.р.) – играл в опорной зоне, как и отец. Но подняться выше команды U17 у него не вышло, в 2017-м завершил карьеру.

Филип (2002) играет в воротах – и на солидном уровне. Пробиться в основу «Интера» тоже не удалось, хотя какое-то время его рассматривали наследником Яна Зоммера. С 2021 года серб ездил по арендам – нидерландский «Волендам», «Сампдория», «Венеция». В последнем клубе Станкович прижился – в прошлом сезоне был в топе лучших вратарей Серии А по предотвращенным голам (например, не позволил Ромелу Лукаку забить с пенальти). Этим летом «Венеция» активировала опцию выкупа вратаря за 2 миллиона евро. В нынешнем сезоне Серии Б Филип провел все 11 туров без замен – пять из них на ноль.

Александар (2005) – самый перспективный из Станковичей. Родился в Милане и в таком окружении был обречен заниматься футболом. Даже дядя по материнской линии – это экс-игрок сборной Словении Миленко Ачимович.

«Сначала я смотрел на отца, потом на Стефана, затем на Филипа... У меня не было другого выбора. Футбол всегда был на первом месте, – рассказывал Александар в интервью Sportal.rs. – Я гонялся за Филипом по всему двору, бил пенальти и штрафные – он мало что мог отбить. Если серьезно, то я хотел бы когда-нибудь играть с ним в одной команде. Филип – отличный вратарь. К сожалению, он получил травму, когда был одним из лучших в Серии А. Из-за этого не играл несколько месяцев, но я верю, что у него будет отличная карьера».

Первые воспоминания Александара об «Интере» связаны с легендарным 2010-м, когда его отец в составе команды Жозе Моуринью взял требл.

«Я был на стадионе [финала ЛЧ в Мадриде], мне было пять лет, – вспоминает Александар. – Смутно помню, как Уэсли Снейдер нес меня по полю с кубком. Все несли меня. Это не забывается.

В детстве меня звали «Але Вале» в честь итальянского мотогонщика Валентино Росси. Папа и братья были без ума от мотоциклов, я – в меньшей степени. Теперь я предпочитаю просто «Але».

Младший из Станковичей тоже не провел ни одного матча за основу «Интера», но зацепил два трофея: был в заявке в финалах Кубка и Суперкубка Италии в 2023-м. На скамейку запасных в Серии А серб попал еще в октябре 2022-го – в домашней игре с «Ромой». Но в основе ему так и не доверили ни минуты.

Хотя в молодежках «Интера» Александара, игравшего в юношеской ЛЧ, признавали лучшим опорником сезона. Но во взрослый футбол парень попал уже через Швейцарию и Бельгию. В прошлом сезоне отыграл 40 матчей (3 179 минут) в аренде за «Люцерн», где запомнился классным голом со штрафного в ворота «Ивердон-Спорт».

«Честно говоря, я не практикую исполнение штрафных. Даже не подозревал, что так умею», – отреагировал сам Станкович.

Этим летом парня за 10 млн евро выкупил «Брюгге»: подписал сразу до 2029 года. Но миланцы подстраховались, добавив опцию обратного выкупа за 22 млн в 2026 году и 25 млн в 2027-м. За пару месяцев этого сезона Transfermarkt уже добавил Александару несколько миллионов – теперь он оценивается в 13 млн евро.

В этом сезоне Станкович-младший дебютировал в ЛЧ: провел по 90 минут с «Монако», «Аталантой» и «Баварией». Еще четыре игры серб провел в квалификации, в том числе поучаствовал в разносе «Рейнджерс», забив один – 9:1 по сумме двух матчей.

Бельгию футболист рассматривает как трамплин для будущего взлета. В свое время через этот чемпионат в топ-лиги пробились Александар Митрович, Сергей Милинкович-Савич, Миле Свилар. Станкович-младший планирует пойти по пути соотечественников. 

Но есть у него и еще один пример для подражания: «Папа – кумир, в этом нет никаких сомнений. Но я наблюдал за Хаканом Чалханоглу последние два года, тренируясь с первой командой «Интера». То, что он творит на поле, просто необъяснимо».

«Мне предлагали играть за Италию, но я серб». Александар выводил сборную в полуфинал юношеского Евро

Как и отец, Александар носил капитанскую повязку в сборной. Правда, пока в юношеских. В 2022-м он даже выводил команду до 17 лет в полуфинал Евро, где сербы проиграли голландцам только в послематчевой серии (2:2, по пенальти 3:5). Станкович забил с пенальти, но этого для прохода в финал не хватило.

«Мне до сих пор жаль, – вспоминает Станкович. – Каждый раз, когда я думаю о той серии, мне становится нелегко. Горжусь этим поколением. Мы были очень сильны, никто не мог ничего с нами поделать. Рад, что мне выпала честь быть капитаном. Это навсегда останется в моей памяти».

В октябре 2025-го пришел первый вызов из главной сборной. Александар даже получил поздравление от защитника «Интера» Федерико Димарко: «Он сразу же позвонил и поздравил. Мы хорошие друзья. Он очень рад за меня, потому что знает, как много для меня значит это приглашение и как сильно я люблю Сербию. Он гордится мной, как и моя семья. 

Советы Федерико также помогли мне, когда я принимал решение о переходе в «Люцерн». Это было летом прошлого года, у меня были предложения из Серии Б, но Федерико сказал: «Поезжай в Швейцарию, играй, там тебе дадут место». Он играл за «Сьон» и знает уровень футбола. Конечно, уехать из Италии было непросто».

При этом играть за сборную Италии Станкович никогда не хотел, пусть и родился в Милане: «Я выступаю за Сербию с 15 лет. С тех пор я постоянно мечтал о национальной сборной. И вот я здесь. Не могу описать, что я чувствую, это исполнение мечты.

Играя за Сербию, я всегда предельно мотивирован. Да, мне несколько раз предлагали играть за Италию, но ответ всегда был один и тот же. Моя семья из Сербии, я чувствую себя сербом. Есть только одна сборная, за которую я хочу играть».

Деян Станкович провел 103 матча за сборную – какое-то время держал рекорд. Теперь наблюдает за сыном – и сильно переживает.

«Отец сказал мне, чтобы я смотрел на герб Сербии перед тем, как надеть футболку. И всегда ставил его выше фамилии, – говорит Александар. – Я видел его портрет у раздевалок. Когда я стою перед этим портретом и смотрю на него, то мечтаю когда-нибудь приблизиться к отцу по количеству матчей за сборную».

Фото: Maarten Straetemans, Bruno Fahy, IMAGO/Marko Metlas/Global Look Press