«Он на 10 лет опережал всех». 76 дней Моуринью в «Бенфике»-2000
10 матчей хватило, чтобы сверкнуть.
«В конце матча я думал о 25 годах, которые пролетели, но не изменили мою природу, мою страсть, мой образ жизни. Эти 25 лет вообще ничего не изменили», – философствовал Жозе Моуринью, когда победил АВС (3:0) в первом матче после возвращения в «Бенфику».
Жозе здесь уже работал – четверть века назад. Коротко (продержался три месяца), но ярко.

Рассорился с боссами из-за навязанного помощника
В конце мая 2000 года «Барселону» покинул Луи ван Гал, а вскоре его примеру последовал помощник Жозе Моуринью. Ситуацией воспользовался Бобби Робсон, который тоже работал с Жозе в «Барсе», и тут же позвал бывшего ассистента в «Ньюкасл».
Но это уже не соответствовало амбициям 37-летнего Жозе. Он жаждал сольной карьеры, о чем позднее писал в автобиографии: «Бобби подозревал, что я не приму его предложение, поэтому сказал мне, что я побуду помощником год-два, а затем стану главным. Но он забыл, что я работал с ним много лет, и поэтому хорошо его знал. Немыслимо представить его в роли менеджера, наблюдающего с трибун. Я не принял предложение, зная, что рано или поздно придет мое время».
Время Жозе наступило уже в сентябре: «Бенфика» уволила Юппа Хайнкеса и пришла за перспективным соотечественником. К слову, лиссабонцы и раньше приглашали Моуринью, но ассистентом. Тогда он отказался, прислушавшись к совету Ван Гала: «Он сказал: «Нет, не стоит. Скажи «Бенфике», что согласен, если они позовут тебя главным, но если помощником – откажись»

И «Бенфика» вернулась с предложением, от которого Моуринью уже не смог отказаться. Правда, контракт дали всего на шесть месяцев: с продлением на два года в случае победы президента клуба Жоау Вале-и-Азеведу на выборах. Шаткие условия, которые в итоге предопределили быстрый уход Жозе.
Но сначала молодой тренер разругался с советом директоров, когда отказался брать в помощники тренера молодежной сборной Португалии Жезуалду Феррейру. Впервые они пересеклись в лиссабонском институте физической культуры, где Моуринью в 1980-х учился, а Феррейра – преподавал. А в начале 1990-х Жозе ассистировал опытному коллеге в португальской «Эштреле».
И, похоже, Моуринью остался не лучшего мнения о Феррейре. В 2005-м он разнес Жезуалду в колонке журнала Record – имен не назвал, но намек считывался: Жозе после победы в ЛЧ уже шел к первому титулу АПЛ, а «Брага» Феррейры на той неделе потеряла лидерство в Португалии, неожиданно проиграв в дерби «Витории».
Вот тот самый отрывок из колонки: «Один тренер с 30-летней карьерой, другой – с трехлетней. Тот, кто потратил 30 лет, никогда ничего не добивался. Тот, кому хватило трех лет, выиграл много. Тот, у кого 30-летняя карьера, будет забыт сразу после ее завершения. Тот, у кого три года карьеры, может закончить ее прямо сейчас, и его никогда не смогут стереть из истории. Это может быть история осла, который работал 30 лет, но так и не стал лошадью».
Жестковатое описание для коллеги, который на 17 лет тебя старше.

Позднее Феррейра все же заменит Моуринью в «Бенфике», а затем подхватит и «Порту», выиграв с ним в конце 2000-х три титула подряд. Достижение, которое ранее португальским тренерам не покорялось. После этих успехов Феррейру позвали в Ла Лигу, куда тем же летом перебрался Моуринью.
И в 2010-м Жозе уже опровергал конфликт: «Позор, что пишут такие вещи. Я спорил, ругался со многими тренерами, но только не с ним. Я его уважаю, и никогда то, что написано в прессе, нас не рассорит. Жезуалду – отличный тренер, испанский футбол только выиграет от того, что он сюда приехал. Я знаю, что он хочет, чтобы «Реал» стал чемпионом, а я болею за «Малагу» во всех играх, за исключением их матчей с нами. Я могу назвать его другом».
Но вернемся в 2000-й, где уже через месяц после прихода Моуринью в «Бенфике» сменилась власть. Новым президентом стал Мануэль Виларинью. Кстати, сейчас история может повториться – новые выборы в клубе намечены на октябрь.
Виларинью был одним из тех, кто навязывал Жозе в помощники Феррейру: «Мы встречались дважды – и оба раза не достигли соглашения. На второй встрече Моуринью сказал мне: «А что если на тренировках мне придется использовать слово на букву «ф»? Мне было бы стыдно сказать такое перед профессором». Но, конечно, это было лишь оправданием. Он просто не хотел работать с Жезуалду».
Ситуацию осложняло еще и то, что по ходу выборов Виларинью обещал позвать на место Жозе популярного у болельщиков Тони, который много раз выигрывал чемпионат за «Бенфику» в качестве игрока и тренера.
Напряжение между Моуринью и Виларинью нарастало.
Инновационные тренировки и раздевалка-крепость
Период с середины 1990-х до почти середины 2000-х – самое темное время в истории «Бенфики». В то время клуб ничего не выигрывал и лишь накапливал долги. В биографии 2005 года описываются первые впечатления Моуринью от доставшегося ему состава: «Слабая команда без амбиций <...> Кучка игроков, которые привыкли проигрывать, мало работали и проявляли безразличие».

Жозе начал с поражения (0:1 с «Боавиштой») и двух ничьих. Но потом полетел: лишь одно поражение в следующих семи матчах – при пяти победах.
В первую очередь Моуринью определил костяк лидеров, на которых мог опереться: нападающий Пьер ван Хойдонк, полузащитник Манише, вратарь Роберт Энке. Считалось, что у Ван Хойдонка непростой характер, но с Жозе они сработались: португалец ценил игрока за менталитет победителя, который так искал в команде. А Манише позднее последовал за тренером в «Порту» и даже в «Челси».
Зато египетский полузащитник Абдель Саттар Сабри присел на лавку – за то, что слишком долго завязывал шнурки, когда его собирались выпустить на замену.
Поднятый Моуринью из академии защитник Диогу Луиш рассказывал в интервью Sky Sports: «На следующий день, когда Сабри вошел в раздевалку, Жозе сказал ему: «Знаешь, как долго ты завязывал шнурки? Семь минут. Знаешь, когда ты снова будешь играть у меня, если у тебя такой менталитет? Никогда.
С тех пор мы стали сильнее как команда, потому что знали – Моуринью замечает каждую деталь. Мы поняли, что тренер ко всем относится одинаково. Если есть парень, который думает, что он лучше остальных, он быстро вылетит. С таким подходом Жозе быстро завоевал раздевалку».
«Бенфика» стала первым полигоном, где Моуринью использовал психологию осажденной крепости. Раздевалка, куда ранее захаживали директора клуба, закрылась. Любая критика извне использовалась в качестве топлива для мотивации.
«Мы начали доверять ему, потому что понимали – он защищает нас, – вспоминал Луиш. – Мы не чувствовали того же в отношении совета директоров, представители которого постоянно выступали в прессе».

В тренировках молодой Моуринью применил принципы тактической периодизации – методологии португальского академика Витора Фрейда, которая предусматривает работу над тактикой, техникой, физикой и психологией в совокупности. Элементы обучения здесь интегрированы в короткие, но более интенсивные занятия.
Луиш говорит, что игроки оценили новшества: «Португальские тренеры хороши, но 20 лет назад Моуринью был на 10 лет впереди всех. До него мы постоянно бегали по полю, но Жозе дал нам главное – мяч. Мы работали час с мячом – и для него больше ничего не было нужно. Прежде мы тренировались два-три часа с длинными перерывами – с ним же у нас была всего одна минутная пауза между упражнениями на водопой. И все. Мы начинали в 10 утра, а в 11 уже возвращались в раздевалку. Вы думаете, что после такого мы не могли играть полные матчи. Но когда наступали игры – мы летали по полю.
Он следил за каждой деталью. Не только с точки зрения тренировок, но и внутреннего состояния. Жозе заставил нас поверить, что мы лучшие в мире.
У него была способность мотивировать весь состав, а не только тех, кто играл в основе.
Еще он очень хорошо анализировал соперников. Сейчас каждый тренер занимается этим, но 20 лет назад такое не считалось нормой. В играх мы знали, что нам нужно делать в каждый конкретный момент. Когда каждый сосредоточен на своей задаче и знает, что собирается делать его противник, это придает уверенности».
Разгромил «Спортинг» и поставил президенту ультиматум
К декабрю «Бенфика» разыгралась – 2:1 с «Фаренсе», 4:0 с «Виторией», 3:0 со «Спортингом». Победа в дерби над действующим чемпионом должна была укрепить позиции Моуринью, но в итоге после нее он попрощался с командой.

Жозе чувствовал напряжение в отношениях с Виларинью и не чувствовал доверия. И ожидал увольнения в случае малейших неудач. Моуринью бесился из-за слухов про Тони и подозревал руководство в саботаже: у команды были проблемы с логистикой и заселением в отели.
Поэтому Моуринью поступил в своем стиле: ушел на пике сам. После победы проигнорировал Виларинью, который хотел зайти к нему в кабинет и поздравить с победой. Тренер вместо этого закинул ноги на стол и демонстративно разговаривал по телефону с женой. А затем заявил боссу, что уйдет, если его контракт не продлят еще на год. Виларинью ожидаемо отказал – и Моуринью подал в отставку.
Оба позднее сожалели о случившемся. Жозе признавал, что должен был повести себя достойнее. Виларинью признал, что не ценил тренера в полной мере: «Если бы это случилось сегодня, Моуринью не покинул бы «Бенфику». Сейчас я бы сделал прямо противоположное – продлил бы его контракт. Только позже я понял, что нельзя ставить свою личность и гордость выше интересов клуба. Позднее я пытался исправить ошибку и заставить его вернуться. Но проблема в том, что Жозе никогда не доверял мне. И это привело его к самозащите, что сделало сделку невозможной».
После Моуринью «Бенфику» подхватил тот самый Тони, а его помощником стал Феррейра. Все как и хотело руководство. Но команда в том сезоне заняла лишь шестое место – худший результат в истории. Тони продержался год, его заменил Феррейра, но и его хватило на тот же срок. Преподавателя Моуринью уволили после домашнего поражения в Кубке от команды третьего дивизиона.
А у Жозе все складывалось прекрасно: сначала он навязал конкуренцию топам со скромной «Униан Лейрией» – зимой команда шла четвертой, опережая «Порту», который переманил перспективного тренера уже в январе 2002-го.
Переманил, чтобы доминировать вместе с Моуринью: два титула, Кубок и Суперкубок, Кубок УЕФА и даже Лига чемпионов.

Дальше тренер пошел выше: успехи в «Челси», «Интере», «Реале».
Интересно, что зимой 2019-го «Бенфика» приходила к Жозе, но тогда он еще не был готов к возвращению туда, откуда стартовал.
И все же в этом клубе у него остались незаконченные дела. В конце концов, кому снимать проклятие Белы Гуттманна, если не Особенному?
«Я особенный». Легендарная фраза Моуринью – как это было
«С «Челси» покончено». Моуринью расставался, плакал, обвинял в предательстве – и обожал
«Ты дерьмо! Причем огромное». Мхитарян разнес Жозе за ад в «МЮ»
Фото: East News/AP Photo/Kin Cheung, AP Photo/Armando Franca; Gettyimages.ru/AllsportUK /Allsport, Shaun Botterill /Allsport, Nuno Correia\Mandatory Credit: Allsport UK/Allsport, Alex Livesey