5 мин.

Про честность и справедливость

Я цикл обещал – я его начинаю. Самый актуальный вопрос: всё ли по-честному в нашем чемпионате? И стал ли он честнее, и вообще! Молчать!! Я вас слушал, а теперь вы меня послушайте!! Я, ччёрт, сейчас говорю!!!!!

Извините.

Погорячился.

И вот так всегда. Всегда за неделю до конца – как только заговариваешь о честности, пусть даже дома у окна, немедленно переходишь на крик. Коты шарахаются... Что уж говорить о ситуациях, когда говоришь с кем-то? Втроем? Впятером? На интернет-конфе-гостевухе?

Так вот. О честности вообще. Вот идет человек, видишь ты его, может, и не впервые, но не живешь же с ним в одной квартире, чтобы иметь представление обо всей его жизни. Одет вроде бы опрятно. Лицо свежее, глаза ясные.

Согласитесь, если при этом вас посещает мысль о том, что – мало ли, может, он по ночам в лифтах людей режет, то это паранойя.

Так что устроена жизнь наша вообще следующим образом. В честность мы более или менее верим. А вот когда видим нечестность – только видим уж наверняка – мы ее запоминаем, и надолго. А впрочем, кто как устроен.

Извините за длинную преамбулу. Теперь я скажу, почему я считаю, что наш чемпионат стал чище и честнее – на мой взгляд. Вот именно потому, что год назад грязи, слякоти и прочих малоприятных, а то и пахучих, жидкостей в нем я замечал гораздо больше. В этом – я не вижу торопливой сдачи за пятнадцать минут из-за того, что залетел неплановый гол-чудак, не вижу степенного обмена очками по кругу шестеркой сивых середняков. Я вполне допускаю, что много интересного остается под спудом. Ну, так к этому ведь подход нормальный и житейский – помните, как у Карлсона к пыли. Когда он развинтил Малышу пылесос, гордость мамы, он немедленно расчихал высыпавшееся по разным углам и считал дело сделанным, потому что если и есть на свете место пыли, то именно в углах. А не на виду самодовольной кучей.

Вот бы к нам приехал судить какой-нибудь Карлсон. А то все Ханссоны да Мехуты. Впрочем, я отвлекаюсь. Дело ведь и до углов рано или поздно дойдет, дом ещё не идеально чист, он просто прибран.

Сейчас разговоров о хитроумных раскладах, осуществленных, или могших иметь место, или таких, насчёт которых невозможно доказать, что их не было, пик. Сейчас их Эверест. И я вам скажу вот что: у меня нет уверенности, и я никогда не стал бы поручителем, что теперешние лидеры, «Спартак» и «Зенит», игнорировали в нынешнем сезоне подпольные технологии.

Но у меня есть глубокая уверенность, что то, что они имеют, и то, что они получат по итогам сезона, не будет следствием этой возможной «не-до-конца-честности». То, что происходит в таблице сейчас, определилось на футбольном поле. И это я намерен сейчас показать.

«Спартак» отстает от «Зенита» на два очка. Заметим – это при том, что дважды победил его в чемпионате (плюс шесть). Это при том, что в конце августа лидировал в таблице с более чем уверенным заделом. Куда же это все делось? А вот куда: смена тренера, двойная по этому поводу лихорадка (сперва имени Федотова, весной, потом – имени Черчесова, ранней осенью). Не случайно в советско-российской истории есть только один случай, когда сменившая тренера команда стала чемпионом – 90-й год, киевское «Динамо», переданное Лобановским Пузачу. Причем это было «инерционное дохождение», простите неклассический оборот. Общее дело до конца довел многолетний помощник мэтра.

«Спартак» отстает от «Зенита» ровно на те очки, что упустил в матче с ЦСКА – выигранном по всей футбольной сути. «Спартак» отстает от «Зенита» ровно на те очки, которые он упустил в матче с «Локомотивом» – точно так же, из-за несобранности на последних минутах, а вообще-то дважды ведя в счете. «Спартак» отстает от «Зенита» еще и потому, что в матчах с середняками так называемыми (в основном при Владимире Григорьевиче) уж слишком по-доброму делился.

Вот всё это «Спартак», по сути, компенсировал двумя победами над «Зенитом» в личных встречах. Почти компенсировал. Это вполне достаточное объяснение, чтобы при любых подозрениях в адрес соперника – любых! – винить себя. А раз этого достаточно – предъявлять другие муветон. Это спорт, прежде всего спорт.

«Зенит» я видел меньше. Признаюсь вам. Меньше его работал как-то, причем значительно. Поэтому детального анализа событий дать вам не смогу. Да, «Зенит» максимум своих очков собрал именно в матчах с плебейством российского футбола. Но вообще-то это своего рода закон: побеждает тот, кто меньше потеряет «своего». Это работает практически всегда и везде.

Я вижу другое. Я вижу, как к концу года «Зенит», играя по ходу сезона в общем-то серо, выбираясь на мастерстве игроков – просто реализуя неизменно создававшиеся моменты – к концу сезона набрал ход. Я подряд отработал два матча двух претендентов на первенство с «Москвой», и меня впечатлило, что «Спартак» оставлял шансы сопернику на победу. Оставлял... А «Зенит» сыграл с этим соперником образцово, причем в своем установившемся помалу «машинном» стиле: очень уверенно, полностью выиграв середину, сыграв на главной слабости «Москвы» – отсутствии скоростных игроков. Слуцкий выпускал ведь Моралеса от безысходности: парню трудно дается адаптация. Со «Спартаком», хотя трудности в концовке были схожего плана, он его выпустить не рискнул. А тут сделал это. Но и то не помогло.

Ну, и в атаке использовал единственный, созданный, надо сказать, с блеском, шанс.

Но главное – видно, как сейчас «Зенит» реально показывает свою лучшую в сезоне игру. Это означает, что по ходу этого самого сезона работа шла все-таки целенаправленная. Не идеальная, можно, наверное, было сработать тренерскому штабу и лучше. Но тем не менее она обнаружила свою внутреннюю логику.

Если достаточно спортивных объяснений – не имеет смысла заглядывать под ковер. Я руководствуюсь в своих оценках именно этим принципом.

Но самое главное – что все это ситуация на предпоследний тур. И это тоже спортивно и правильно, что именно в последнем туре мы узнаем имя чемпиона. Потому, что «Зенит» ждет как раз то самое испытание (я об этом уже говорил), которое доселе не прошла в чемпионате ни одна команда – обыграть подряд «Москву» и «Сатурн». «Спартак» тоже не сумел этого сделать, причем совсем недавно, уже вполне зная цену этому барьеру. Оказывается, именно это испытание в данный момент и является чемпионским, решающим.

Если «Зенит» сможет – значит, он чемпион. Не сможет, проиграет «Спартаку» – некого ему винить, кроме себя. А уж за что себя винить – тут возможны варианты. Можно за несобранность в концовке. Можно – за два поражения в чемпионате от прямого конкурента. Или ещё за что-нибудь.

Вот кто проиграет, пусть именно с этим разбирается – в чем винить себя. Каждому найдется. К другим переходить строго и исключительно после этого.

Удачи сильнейшему.