Талант против усердия. Пау Марти: «В детском футболе одного таланта недостаточно»

Он сделал первые шаги в структуре «Барселоны» более двадцати лет назад. С тех пор успел поработать в Гонконге, Австралии и возглавить сборную Малайзии. Сегодня Пау Марти Висенте (Барселона, 1983) вновь трудится в клубе: с 2017 года он вернулся в систему и теперь занимает должность академического директора футбольного направления Barça Innovation Hub.
По его словам, талант — это необходимое условие для успеха в футболе, но сам по себе он ничего не гарантирует. Главная задача тренера — направить этот талант в нужное русло и создать такие условия, чтобы он по-настоящему проявился на поле.
В научных исследованиях, посвящённых спорту, часто отмечается, что помимо таланта, игроков, которые доходят до профессионального уровня, отличает способность постоянно прилагать усилия, ставить цели и, в определённой мере, сохранять удовольствие от игры. Вы согласны с этим?
— Талант важен, но его недостаточно. Все, кто попадает сюда, уже обладают талантом — это очевидно, особенно в юношеских командах или в «Барса Атлетик». До этого момента лучшие игроки почти всегда выступали — иногда даже за возрастом старше своего. Но когда они доходят до этого уровня, в одной команде сходятся три-четыре поколения, и уже не все получают игровое время. Это становится первым столкновением с реальностью: они начинают понимать, что быть лучшим в своей категории или даже играть за юношескую сборную — недостаточно.
Вот здесь и начинается наша работа как тренеров — проводить «постоянное возвращение к реальности». Мы должны донести, что важно только то, что происходит на поле, то, что они могут контролировать сами, то, что зависит от них. Многие из этих ребят живут в окружении людей, которые их хвалят и обещают блестящее будущее в элите. Но наша задача — напомнить, что ничего не гарантировано: что самое важное — хорошо тренироваться, следить за собой, сохранять концентрацию и не поддаваться соблазнам, которые появляются, когда о тебе начинают говорить.
Кроме того, всех нужно оценивать одинаково и быть справедливым: играет тот, кто в лучшей форме. Внутренняя конкуренция очень высока, и хотя она порой вызывает трения или зависть, почти всегда повышает общий уровень команды.
Что касается креативности, то она часто рождается не из регламентированных тренировок, а из спонтанной игры. Есть исследования, которые показывают: разница между тем, кто доходит до вершины, и тем, кто теряется по дороге, часто кроется не в академических годах, а в количестве часов, проведённых в уличном футболе — во дворе, в парке, дома, где ребёнок играет свободно, импровизирует и сам принимает решения.
В детском футболе распознать талант довольно просто, но вот предсказать, кто действительно станет профессионалом, куда сложнее. Ведь это зависит скорее от характера и силы воли, которые проявляются только на заключительном этапе подросткового развития. Как вы работаете с этим аспектом?
— Именно поэтому работа, которая ведётся в Ла Масии, имеет огромное значение. Там игроки получают всестороннее развитие: помимо тренировок, они учатся, имеют наставников, психологов и постоянную поддержку тренеров. Всё это направлено на то, чтобы оградить их от типичных отвлекающих факторов их возраста и помочь сосредоточиться на выбранном пути — пути профессионального футбола.
Идея проста: если игрок не достигает вершины, то только из-за уровня игры или конкуренции, но не из-за внешних обстоятельств, которые могли бы сбить его с пути. Поэтому сопровождение и поддержка на этом этапе критически важны.
Начиная с юношеской категории B, практически все футболисты уже живут в Ла Масии. Это позволяет работать с ними намного глубже и эффективнее: совместная жизнь помогает лучше защищать, направлять и поддерживать баланс между футболом и учёбой. Главная цель в том, чтобы их будущее определялось исключительно их уровнем и спортивной конкуренцией, а не внешними, семейными или бытовыми факторами.

В клубе существует целая инфраструктура специалистов: психологи, методисты, тренеры, аналитики, наставники, преподаватели, технологическая поддержка, врачи... Вся эта система знаний направлена на профилактику травм и развитие игроков. Насколько всё это действительно решающе в профессиональном футболе? Помню, вы как-то говорили, что если бы подобная база существовала в Азии, то благодаря численности населения они доминировали бы в футболе. Считаете ли вы, что именно структурное «ноу-хау» делает игрока профессионалом?
— На мой взгляд, решающим фактором является культура. В Барселоне существует футбольная культура, которая, например, в Азии ещё не настолько укоренилась. Здесь мальчишки и девчонки играют с самого детства, в каждом районе есть свои команды, существуют лиги разных уровней, а футбол — это часть повседневной жизни: его постоянно показывают по телевизору, обсуждают в новостях и в обычных разговорах. Эта среда формирует очень многое.
В Азии могут быть хорошие специалисты, инфраструктура и даже талант, но всё это пока выглядит несколько искусственно. Им не хватает именно футбольной культуры, которая здесь чувствуется буквально в воздухе. И она влияет не только на игроков, но и на тренеров. Наставники, выросшие в подобной среде, приносят с собой страсть, опыт и инструменты. В Каталонии, например, уровень детско-юношеского футбола просто впечатляющий: тренеры хорошо подготовлены, постоянно учатся, планируют занятия с огромной отдачей, будто от этого зависит их жизнь.
А в странах, где нет такой культурной базы, всё даётся труднее.
Проблема некоторых слишком жёстких методик в том, что они путают порядок с эффективностью. Со стороны тренировка, где всё строго и чётко, может показаться идеальной, а хаотичная — плохой. Но реальный футбол — хаотичен и непредсказуем. Если пытаться воспроизводить игру с помощью строевых упражнений, наказаний и ограничений, можно добиться дисциплины, но при этом легко задушить свободу игрока.
Получается, что одного таланта, инфраструктуры, технологий и науки недостаточно? Нужна ещё и последняя «нога стола» — культура, традиции, история, чтобы завершить процесс?
— Да, именно так. Футбол там присутствует, люди ходят на стадионы, но он сосуществует со многими другими видами спорта. Европейские лиги продолжают своё развитие, и болельщики принимают их команды как «свои», тогда как здесь, у нас, идентификация идёт на местном уровне: ты либо за один клуб, либо за другой, без полутонов. Это и создаёт культурную разницу, которую мне удалось наблюдать.
В Японии уровень футбола уже достаточно высокий, в Корее тоже, но всё ещё нет той глубокой футбольной культуры, которая есть у нас. Посмотрим, как будет дальше — со временем эта база может укрепиться, и тогда, возможно, начнут появляться по-настоящему сильные команды в странах, где пока нет традиций, сравнимых с теми, что существуют в Европе или Южной Америке.
Тактическая культура обычно сводится к правильному позиционированию для получения преимуществ и качественному принятию решений. Как это соотносится с креативностью? Ведь, согласно спортивной литературе, есть исследования, которые утверждают, что чрезмерная жёсткость и наказания (например, отжимания) в детско-юношеских категориях могут подавлять творческое мышление.
— Это действительно ключевое различие. Креативность чаще всего рождается из спонтанной игры, а не из строго регламентированных тренировок. Есть исследования, которые показывают, что разница между игроком, который доходит до профессионального уровня, и тем, кто остаётся на полпути, не всегда определяется академическими годами, а скорее часами «уличного футбола»: играми во дворе, в парке, дома. Именно эта база импровизации формирует технику и творческое мышление.
Позже, конечно, тренировки на командном уровне структурируют игру, оттачивают детали и помогают принимать решения, но без этой первоначальной основы многое теряется.
Проблема некоторых жёстких методик в том, что они путают порядок с эффективностью. Со стороны может показаться, что идеальная, дисциплинированная тренировка — это хорошо, а «хаотичная» — плохо. Но реальный футбол — хаотичен и непредсказуем. Если пытаться воспроизвести игру через строгие построения, наказания и ограничения, можно добиться дисциплины, да, но при этом ограничить свободу игрока.
Задача тренера — разрабатывать упражнения, которые воссоздают естественный хаос футбола, но при этом имеют чёткую цель: стимулировать обводку, пас, или принятие решения в конкретной игровой ситуации.
Так рождается креативность — без потери структуры, но и без подавления инициативы.

Чтобы развивать креативность, часто говорят, что игрокам нужно позволять использовать собственные приёмы без жёстких ограничений — например, бить мяч носком или искать свой способ выхода из-под давления.
— Тренировки должны не только формировать техническую базу, но и развивать гибкость мышления, чтобы, столкнувшись с проблемой, игрок мог придумать решение сам.
В «Барсе» жить с риском — часть стиля. От футболистов требуют смелости, умения не прятаться, знать, что делать с мячом в любой ситуации. А это значит — принимать ошибки как часть процесса.
В других моделях риск переносят подальше от ворот, чтобы не подвергать себя опасности. А у нас риск — это элемент обучения.
Поэтому нельзя воспитать только послушных футболистов. Со стороны может показаться, что проще иметь двадцать игроков, которые идеально выполняют указания. Но в матче тебе нужен тот, кто умеет нарушить шаблон, обмануть соперника, найти лазейку в установленной структуре.
Задача тренера — поощрять «умное непослушание»: хвалить игрока, который выходит за рамки, если это помогает создать момент или забить гол.
В конце концов, именно игроки заставляют тренера расти. Из опыта могу сказать: если ты забыл прописать какое-то правило в упражнении, всегда найдётся тот, кто использует пробел себе во благо. И это хорошо — значит, он понимает игру, ищет преимущество, знает, где границы. Это и есть тот тип футболиста, который со временем делает разницу.
В «Барсе» удивительно, что уже в 16–20 лет игроки имеют доступ к той же структуре, что и профессионалы элитного уровня: врачи, аналитики, программы по профилактике травм, тактический анализ, контроль нагрузок с помощью GPS…
Всё это интегрировано в систему Ла Масии.
Всё чаще говорят о модели «тренера-партнёра», в отличие от подхода «тренер-полицейский». Что это значит?
— Роль тренера — не диктовать истину, а создавать контексты, в которых игрок сам находит решения. Задача наставника — помочь футболисту раскрыть свой потенциал, а не навязать ему единственно правильный путь.
Если с самого начала ограничить количество ответов, ты сам устанавливаешь потолок развития игрока.
Главное — предлагать задачи, такие как ситуации предпочтительного моделирования, которые разработал Пако Сейрульо. Они позволяют футболисту исследовать свои способности, искать собственные варианты решения.
А уже тренер корректирует процесс: иногда нужно сузить рамки, чтобы направить внимание, а иногда наоборот — расширить, чтобы дать больше стимулов для роста.
Поэтому фигура «тренера-сотрудника» (или партнёра) так важна: он сопровождает игрока, помогает максимально раскрыть его возможности и оптимизировать потенциал.
Речь не о том, чтобы ограничивать футболиста технологиями или данными, а о том, чтобы использовать их как инструмент поддержки в процессе, где главный герой — сам игрок.
Тактические аналитики, технологии, данные GPS — как они меняют футбол?
— Изменения колоссальные, особенно с появлением видеоанализа. Раньше изучение соперников строилось на отчётах, интуиции и обрывочной информации, которую было трудно собрать и ещё труднее донести до игрока.
С появлением видео всё изменилось: подготовка к матчам вышла на новый уровень. Сначала тренеры, а затем и сами футболисты получили доступ к чётким визуальным материалам, показывающим, как действует соперник и как ведёт себя собственная команда. Это открыло новое измерение анализа.
Сегодня большинство игроков получают такие визуальные данные, хотя каждый воспринимает их по-своему: кто-то хочет видеть всё в деталях, а кто-то предпочитает минимум информации. Всё зависит от контекста и культуры клуба, но никто не сомневается, что появление видеоаналитиков полностью изменило процесс подготовки и вывело его на уровень высоких стандартов производительности.
Параллельно развивается анализ данных. Штабы команд уже прекрасно владеют множеством игровых переменных, и взаимодействие между аналитиками и тренерами становится всё эффективнее.
GPS-технологии, например, позволили контролировать физические нагрузки, предотвращать травмы и удлинять время пребывания игроков на поле на высокой интенсивности. Конечно, травмы по-прежнему случаются, но их профилактика и управление стали гораздо более точными.
Главная задача сейчас — донести всю эту информацию до футболиста в наиболее полезной и понятной форме. Важно не просто собирать или фильтровать данные, а переводить их в ясные, простые и практичные сигналы.
В конце концов, величие тренера — в умении донести до команды суть, не позволяя технологиям превратиться в информационный шум.
Если ты инвестируешь огромные деньги в игроков, нельзя позволить себе, чтобы они ломались. Дешевле создать вокруг команды группу специалистов, чем подписывать замену, когда ключевой футболист выбыл на два месяца. Именно это понимание и лежит в основе происходящих изменений.
Как вся информация из тактического анализа фильтруется, прежде чем дойти до игрока?
— Открытости становится всё больше, но фильтр по-прежнему огромный. От полного анализа матча или тактической ситуации до того, что в итоге передаётся тренеру, а затем — игроку, по пути теряется очень многое.
И именно в этом проявляется величие тренера: он должен уметь собрать всё это огромное количество данных и превратить их в ясное, понятное послание.
Кроме того, игрок хочет услышать финальные указания именно от тренера, а не от аналитика или из обезличенного отчёта.
Управлять этим процессом, когда в составе 25 футболистов, — непросто.
Поэтому главный вызов сегодня — создать культуру, в которой игроки с юных лет привыкают работать с подобной информацией. Только в этом случае она станет естественной частью их подготовки и соревновательного процесса.

Будет ли для тренеров будущего жизненно необходимо владеть всеми этими направлениями — технологиями, анализом, данными?
— Да, безусловно. Сегодня эти дисциплины уже входят в программы подготовки тренеров, и постепенно становится заметен переход между поколениями.
Футбол — это вид спорта, где 18-летних игроков могут тренировать специалисты в возрасте 65 лет, и этот разрыв колоссален.
Но интерес в том, что молодые тренеры уже обучаются в новом контексте, тогда как ветеранам, даже очень талантливым, приходится окружать себя специалистами, потому что профессия радикально изменилась по сравнению с тем, какой она была 50 лет назад.
В «Барсе» поразительно то, что игроки 16–20 лет уже располагают той же структурой, что и профессионалы самого высокого уровня: врачи, аналитики, программы по профилактике травм, тактический анализ, контроль нагрузок с помощью GPS…
Всё это интегрировано в систему Ла Масии.
Для них уже не новость, что при входе в команду им показывают видео с анализом матча или делятся их персональными данными по производительности — они выросли с этим.
Это и есть направление, в котором будет развиваться футбол будущего: мультидисциплинарные команды на всех уровнях.
Если у кого-то их нет — значит, он просто не может их позволить, а не потому что не хочет.
В конце концов, футбол — это про результат и эффективность, и если клуб инвестирует большие деньги в игроков, он не может позволить себе их травмировать.
Гораздо дешевле иметь широкую команду специалистов, чем подписывать замену, потому что основной игрок выбыл на два месяца.
Именно это осознание и укрепляет нынешние перемены.
Видео- и дата-скаутинг чрезвычайно полезны для первичного отбора, но затем всё равно требуется «ремесленная» работа — живое наблюдение и анализ.
Все эти перемены произошли меньше чем за десять лет: ещё в 2018 году всё это казалось научной фантастикой, а сейчас стало нормой. Но в случае с Data-driven scouting — скаутингом, основанным на данных, — у нас есть все события и метрики игрока. До какой степени можно с помощью технологий уловить и нематериальные качества?
— Некоторые скажут, что это возможно, но я так не думаю.
Видео позволяет увидеть техническую сторону игры, но есть вещи, которые ускользают от камеры:
📌 коммуникация на поле,
📌 отношение к партнёрам,
📌 поведение в стрессовых ситуациях.
Все эти нюансы можно уловить только вживую.
Кроме того, в данных не хватает информации о человеке и его окружении. В конце концов, ты подписываешь не просто футболиста, а личность, которая будет жить в раздевалке, взаимодействовать с коллективом и представлять твой клуб. И это далеко не всегда отражается в цифрах и статистике.
Скаутинг, основанный на видео и данных, очень полезен на этапе фильтрации, помогает быстро отсеять кандидатов.
Но после этого всё равно необходима «ремесленная» работа — личное наблюдение, разговоры, анализ.
При этом действительно существуют команды, которые принимают до 90 % решений, опираясь исключительно на данные.
Если игрок потом не приживается, они считают, что ставка всё равно была оправданной — ведь числа говорили, что всё должно было сработать.
А в обратном случае? Может ли анализ данных помочь выявить склонность игрока к раннему уходу из футбола, чтобы вовремя вмешаться и предотвратить это?
— Есть молодые футболисты, которые бросают спорт, потому что давление не компенсирует усилий или они не готовы принять ту степень самоотдачи, которую требует футбол. В странах, где спортивная культура строится вокруг одного-единственного вида спорта, это только усиливает отток: если ребёнок не попадает в основную команду или не играет в элитной лиге, он часто решает, что «раз не лучший — значит, это не моё» и полностью уходит из футбола.
Такое часто случается и в Испании: стоит спуститься уровнем ниже — и многие говорят: «Не хочу больше играть» — и бросают всё. В других системах, где спорт не замыкается на футболе, всё проходит мягче: можно уйти из футбола, но остаться в спорте, выбрав другую дисциплину. Такой гибкий подход помогает избежать радикальных решений.
Помню проект в Канаде, который произвёл на меня впечатление: там специализация происходила позже, за счёт чего формировалась более прочная координационная база и, главное, сохранялась любовь к спорту, что снижало уровень отказов. В итоге важно не только готовить профессиональных футболистов, но и поддерживать у молодых людей устойчивую связь с физической активностью.
Если посмотреть матчи 1980-х, то поля были просторнее, технические ошибки не так наказывались. Сегодня пространства стало меньше, время на принятие решений сократилось, скорость выросла, команды действуют компактно, активно прессингуют. Контекст полностью изменился — и нагрузка на юных игроков стала намного выше.

Считаете ли вы, что мультидисциплинарный подход в детском спорте — когда дети пробуют себя в баскетболе, гандболе, футболе — помогает улучшить результаты в каждом из видов спорта?
— У меня двоякое мнение. Думаю, это стоит изучать на основе данных: нужно понять, в каком возрасте профессиональные спортсмены начинали специализацию. Очевидно, что прирождённые таланты очень рано выбирают свой путь и редко с него сворачивают. В теннисе, гольфе, баскетболе или футболе есть множество примеров детей, которые уже в 3–4 года выглядели как будущие профессионалы. Такая ранняя специализация существует и действительно стала ключевой для многих успешных карьер.
А вот если говорить не о лучших в мире, а просто о профессиональных спортсменах, то более широкий спортивный опыт идёт на пользу. С точки зрения моторики и координации, занятия разными видами спорта в детстве дают более богатую и прочную базу. Позже каждый делает свой выбор, но мультиспортивная подготовка оставляет позитивный след.
Показателен пример Карлеса Пуйоля. Он пришёл в Ла Масию в 18 лет, играл на разных позициях, а в первой команде при Луи ван Гале начал как фланговый защитник и позже стал центральным. В итоге закрепился в центре обороны и в «Барселоне», и в сборной Испании на долгие годы. Да, он с детства занимался футболом, но в его развитии были и другие спортивные опыты. Его никто специально не учил в детстве, как действовать в центре защиты, и всё же он стал одним из лучших в стране.
Исследования показывают, что игровые пространства сегодня сильно сузились, а команды действуют как единый блок. У этого есть плюсы, но и ограничения. В конце концов, выше всего по-прежнему ценится талант, который осмеливается выйти за рамки установленного порядка.
Похоже, что в современном футболе главная тенденция — свести к минимуму количество ошибок. Если посмотреть матч 80-х, видно больше дерзости, но и постоянные потери. Можно ли сказать, что именно это — главное отличие сегодняшней игры?
— Да, думаю, сегодня команды действуют гораздо осторожнее, потому что лучше понимают, чем может обернуться ошибка. Кроме того, игровые структуры стали более жёсткими. Если пересмотреть матчи 80-х, можно заметить, что тогда на поле было больше пространства, действий без строгого порядка — и ошибки не так наказывались. Сейчас пространство сократилось, времени на принятие решений меньше, скорость выше, прессинг интенсивнее, команды двигаются компактными блоками, словно аккордеон. Это полностью меняет контекст.
Исследования показывают, что игровые зоны стали заметно меньше, а команды действуют как единый механизм. У этого подхода есть плюсы, но он накладывает и ограничения. В конечном счёте, по-прежнему больше всего ценится талант — способность идти против порядка, делать что-то неожиданное. Именно такие игроки и решают исход матчей, именно за них платят больше всего.
Тем не менее, индивидуальное творчество нуждается в поддержке — в игроках, которые обеспечивают баланс и порядок, создают вокруг таланта структуру, компенсирующую риск. В этом равновесии между креативностью и организацией, пожалуй, и заключается суть современного футбола.
Перевод: Евгений «Takkeda» Большаков
Источник: Barça Innovation Hub

Рекомендуем почитать:
Айтана Бонмати: «Да, у меня есть три «Золотых мяча», но по сути ничего не изменилось» Интервью футболистки «Барселоны» для испанского издания La Vanguardia.
Отчет | «Барселона» - «ПСЖ»: наказание в концовке
Гол Гонсалу Рамуша на 90-й минуте принёс сине-гранатовым первое поражение в сезоне.
«Барселона» — ПСЖ: дуэль мечты с оттенком недосказанности Есть мнение? Кликай и обсуждай с нами.