Получили травму на футболе с мужиками – что делать? Рассказывает Безуглов
Любительский футбол – одно из самых популярных спортивных развлечений среди мужского населения страны (возможно, и планеты). К сожалению, сама игра устроена так, что кто-то из участников гарантированно получит травму. Причем, играя в футбол «раз в неделю с мужиками», вы можете травмироваться на уровне профессионального игрока: порвать связки, сломать кость, получить трещину или сильный ушиб. Отличие будет в том, что к вам не выбежит врач, и в следующие часы, недели и месяцы не появится команды людей, которые будут делать все, чтобы вы восстановились как можно быстрее. Зато появятся травмпункты, рентгены, квоты, мази и советы друзей.
Как вести себя любителю игры в футбол, если ему вдруг стало больно до, вовремя и после игры? Об этом мы поговорили с врачом, руководителем медико-экспертного совета при президенте РПЛ и главой медицинского департамента и департамента науки и развития ПФК ЦСКА Эдуардом Безугловым.

– Начнем с базы: после стыка кто-то падает и кричит: «###! Нога». Можно ли считать крик и падение рекомендацией закончить игру прямо сейчас?
– Если речь про ушиб или растяжение связок крупных суставов, то ничего страшного не произойдет, даже если продолжить. Другой вопрос, кто и как определит, что это всего лишь небольшие ушиб или растяжение. Иной раз даже опытные врачи в соревновательных играх не всегда могут определить тяжесть травмы. Что уж говорить про самодиагностику у любителей. Поэтому я бы в любом случае после травмы брал паузу и прекращал тренировку на 15-20 минут, а затем решал, можно ли продолжить.
– Есть ощущение, что любители играют для удовольствия, поэтому им очень хочется продолжать почти в любой ситуации.
– Я бы точно прекращал тренировку в трех случаях. Во-первых, если во время бега резко возникает дискомфорт в мышцах бедра и голени или при ударе по мячу – в передней поверхности бедра. Во-вторых, при подвороте стопы в наружную сторону: так случаются очень неприятные авульсионные переломы наружной лодыжки. И, в-третьих, при любой бесконтактной травме коленного сустава, когда нога неестественно «на вроде бы ровном месте» уходит в сторону или переразгибается. Бесконтактные травмы коленных суставов самые коварные и неприятные.
– Допустим, я травмировался. Пришел домой, интуитивно чувствую, что со временем пройдет, но прямо сейчас болит. Как в таком случае застраховать себя от преждевременного возвращения? Потому что я сталкивался с таким, что нормально ходишь, нормально бегаешь трусцой, но начинаешь играть – и снова болит.
– В первые часы и дни после получения травмы главное не паниковать. Но при травмах суставов и ушибах мягких тканей в области длинных трубчатых костей лучше сразу сделать рентгенографию – она точно позволит исключить переломы костей со смещением.
Если перелома со смещением нет, то советовал бы действовать строго по протоколу POLICE (Protection, Optimal Loading, Ice, Compression, Elevation / защита, оптимальная нагрузка, лед, компрессия, высота). Конечно, если человек может самостоятельно ходить и осевая нагрузка на поврежденный сустав возможна. В противном случае необходимо все же доехать до специалиста еще раз.
– Я слышал, что МРТ может дать ответы на все вопросы, но потом так же слышал, что обязательно нужен хороший аппарат и хороший специалист, который расшифрует результаты. Как в итоге поступаем с МРТ?
– Если говорить о диагностике, то не во всех острых ситуациях аппарат МРТ можно считать панацеей. Поэтому использовать такое исследование лучше по показаниям. К ним в первую очередь относятся повреждения мягких тканей (мышц и сухожилий), капсульно-связочного аппарата, крупных суставов, стрессовые или усталостные переломы костей. А вот травмы костной ткани в острый период лучше диагностировать с использованием компьютерной томографии.
Что касается стоимости, то здесь сложно угадать – многое зависит от корректности протокола сканирования и опыта радиолога, который интерпретирует результаты.
В местах, где мы чаще всего делаем МРТ, одна зона стоит не менее 10000 рублей. При этом мы всегда делаем две стороны (поврежденную и неповрежденную), чтобы их сравнить, а радиологи используют протоколы, которые нас устраивают. Описываю МРТ всегда я сам – потому что только я могу сопоставить клинику, анамнез и данные МРТ.
Мы недавно проводили исследование, в котором сравнили описание МРТ мышечных травм футболистов ведущих команд, сделанных обычными радиологами в клиниках, – и радиологами, которые давно и активно работают со спортсменами. В 60% случаев обычные радиологи даже локализацию описывали некорректно. Практически всегда они не указывали степень повреждения по наиболее часто используемой в мире классификации, а без этого и срок лечения спрогнозировать просто невозможно.

– Если человеку говорят, что нужна операция, сколько нужно услышать мнений, прежде чем на нее соглашаться? И как выбирать хирурга?
– Бывают очень разные ситуации. И совершенно разной может быть патология. Одно дело «острое» повреждение мениска с блокадой у молодого футболиста. Другое – дискомфорт по внутренней поверхности коленного сустава у взрослого человека с лишним весом, у которого уже есть артроз.
В первом случае хватит и компетентного мнения. Во втором – я бы собрал не менее трех мнений и крепко подумал, как быть.
Вообще, когда речь идет о хронических проблемах в крупных суставах, то ориентироваться только на одно мнение точно не стоит. И точно сначала лучше минимизировать все сопутствующие факторы риска: лишний вес, слабые мышцы.
– Есть ли принципиальная разница между частными и государственными клиниками, если мы говорим про операции на колене или на голени. И одинаковая ли в этом плане картина в Москве и в регионах?
– Надо четко понимать, что все топы в частных клиниках начинали в государственных. А некоторые продолжают в них работать. Поэтому разделять врачей по такому критерию неправильно. И там, и там есть очень хорошие хирурги.
Я бы ориентировался на опыт врача в лечении той или иной патологии, постарался бы собрать отзывы. Ну и, как я говорил выше, собрал бы не менее трех мнений.
В регионах, конечно, есть очень крутые врачи, но так сложилось, что лично я чаще взаимодействую с коллегами из Москвы и Санкт-Петербурга и настоятельно рекомендовать врача из других городов на основании личного опыта не могу.
– Три главных ошибки спортсменов-любителей, которые получают травмы и лечат их оперативно или консервативно.
– Первое – это паника и желание все решить максимально быстро. Это точно никогда не помогает. Второе – слишком легкомысленное отношение к лечению. Чем выше уровень физической активности до травмы, тем сложнее будет его вернуть, и от пациента потребуются и мотивация, и дисциплина. В некоторых ситуациях даже приходится менять рабочий и жизненный графики.
Это работает и с операциями, потому что операция важный, но не единственный этап лечения. И, если забить на реабилитацию, то даже самая хорошо выполненная операция не поможет так, как вы ожидали. И еще даже после окончания любого вида лечения вторичной профилактикой травматизма надо заниматься ровно столько сколько пациент продолжает заниматься выбранным видом спорта.
Третье – решение после получения первого же мнения, о чем мы говорили выше. Желательно иметь обоснованное мнение, учитывающее образ жизни пациента, его рабочий график, психотип и требуемый уровень физической нагрузки.

– Есть минимальный набор предметов из аптеки, который стоит приносить любителям на игры вместе с насосом и манишками?
– Брать на тренировки костыли, отрезы или охлаждающие бандажи точно не нужно. Идеальный вариант – это если бы в местах тренировок были костыли, сапожок на голень и небольшой ледогенератор.
– А спрей-заморозка?
– Ее можно использовать, но надо ей пользоваться правильно и технически, и тактически. Мы этому учим молодых врачей, но в острых ситуациях они тоже иногда теряются. Главное запомнить, что морозить лучше через ткань и не направлять струю в одно место, а распылять равномерно по всей зоне травматизации.
– Хочется привести несколько конкретных примеров из жизни. Представим, что был стык голень в голень. Какие есть базовые правила диагностики на поле на предмет наличия трещины или перелома?
– Сначала осматриваем визуально, нет ли деформации и повреждения мягких тканей (как костью изнутри, так и из-за воздействия извне). Параллельно ориентируемся на выраженность боли. Есть сильная боль, есть деформация и рана с повреждением слоев более глубоких, чем кожа, значит, мы не пытаемся ставить человека на ноги: исключаем любое осевое воздействие. В такой ситуации лучше всего наложить шину из подручных средств и отвезти пострадавшего в медицинское учреждение.
Нет деформации, боль терпимая – можно попытаться поднять человека, чтобы он попробовал пройтись, и от этого уже дальше отталкиваться. Вообще, для перелома костей стопы и нижней части голени есть правила Оттавы – они просты и доступны каждому (перечисление простых инструментов диагностики при травмах лодыжки или коленного сустава).

– Недавно я накрыл удар, играя в защите, мяч очень сильно прижег внутреннюю сторону бедра, и возник синяк размером с две ладони. Есть ли тут какие-то риски, показания (например, гепариновая мазь)? Или просто ждать, пока пройдет?
– Скорее всего, были повреждены одна из мышц, формирующих «гусиную лапку», и/или боковая связка. В первом случае можно и доиграть, во втором же случае есть риск усугубить повреждение, что значимо усложнит лечение и увеличит его длительность.
– Допустим, два игрока столкнулись головами, и один рассек бровь.
– Любая травма головы в любительском футболе – это повод для посещения медицинского учреждения, потому что корректно оценить симптоматику вряд ли кто сможет, а последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Если после столкновения есть симптомы сотрясения, точно надо ехать к врачам.
– Мячом «попало по яйцам». Обоснованы ли народные методы: попрыгать на пятках и поприседать, чтобы купировать болевой синдром?
– Можно и попрыгать, и поприседать, но данных об эффективности таких способов купирования боли еще нет и вряд ли будут в будущем. Смотреть же надо, как бы ни звучало двусмысленно, на яйца. Чтобы не было гематомы, которая может очень быстро набежать. Тогда это может стать экстренной ситуацией.
– Мы периодически читаем, как на футболе кто-то упал без сознания и умер из-за проблем с сердцем. От этого нельзя застраховаться?
– Регулярные хорошо переносимые занятия спортом снижают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, и футбол не исключение. Но любой из нас, особенно при достижении сорока лет, должен регулярно проверяться и делать это вдумчиво и тщательно – тогда риск развития опасных для жизни состояний будет минимизирован. Но не исключен полностью.
Внезапная кардиальная смерть, к сожалению, встречается часто, и исключить ее полностью нельзя. РПЛ в этом году сделала специальные ролики по этой теме – их показывают перед всеми матчами. Я бы ориентировался прямо на них.
Фото: РИА Новости/Станислав Красильников, Сергей Мамонтов