«Сказал Литве: «Сорри, ошибся я, а в запас задвинули тебя». Монолог Ильи Свинова о «Спартаке» и жизни после
Играет в «Родине» и рвется в РПЛ.

В конце 2021-го «Спартак» подписал нового вратаря – Илью Свинова из «Факела». Из пяти кандидатов голкипера выбрал Артем Ребров. Впечатлили спокойствие, сосредоточенность и хорошая игра на линии.
Вскоре Свинова отправили в аренду в «Факел», но к сезону-2023/24 при Абаскале вернули назад. Испанец доверил Илье три матча подряд: на Кубок с «Пари» (5:4) и в чемпионате с «Уралом» (2:3) и «Зенитом» (1:3).
Самой яркой получилась игра в Екатеринбурге: Свинов потащил пенальти, но при счете 2:2 на 90+ намудрил вместе с Русланом Литвиновым и позволил Эрику Бикфалви забить победный.
Несмотря на ошибку, Свинов в следующем туре сыграл с «Зенитом». Проблем не возникло, но с тех пор вратарь за «Спартак» не выходил. А с появлением Станковича вообще покинул клуб.
Прошлый сезон Свинов провел в Первой лиге. До зимы – в «Балтике», после – в «Уфе». Ни там, ни там Илья почти не играл. Новый сезон начал в «Родине» и тоже встретился с конкуренцией – от бывшего вратаря «Акрона» Сергея Волкова.
Впрочем, Свинов настроен ударно – планирует стать первым и поскорее вернуться в РПЛ. А еще в деталях рассказывает про время в «Спартаке».
Поехали.
Свинова поразили скорости в «Спартаке». Мозес умел все, но ленился, а Шамар казался топ-форвардом
Об интересе «Спартака» узнал из прессы. Агент сказал, что такая вероятность есть, но еще ничего не понятно. Я очень удивился и не особенно верил: думал, в лучшем случае в «Спартак-2» с прицелом на основной состав. Хотя сезон в Воронеже получился классным – и у меня, и у команды («Факел» вышел в РПЛ – Спортс’’).

Конечно, возможность оказаться в «Спартаке» вдохновила еще сильнее. Затем дошло до конкретики. Общался и со спортивным директором, и с агентом. «Факел» хотел меня сохранить, улучшал условия и давал максимум, который мог позволить. Но как отказаться от «Спартака»? Да и помимо статуса, был хороший срок контракта и хорошее предложение.
Когда поехал в Москву, немного приболел. Проходил медобследование и подписывал контракт с температурой. Оттуда – сразу домой. Даже не прошел экскурсию по музею.
Дальше полетел на сбор в Дубай, где быстро осознал новый уровень. Отель, питание, поля – даже свой повар. Ребята заказывали что-то особенное, но меня и так все устраивало. Сразу хорошо начал общаться с Селей и Джикией, жил в одном номере с Денисовым. Да, Саша Селихов довольно закрытый парень, но мы как-то были на одной волне, до сих пор общаемся.

На тренировках сразу почувствовал другие скорости. Помню, как обсуждал это с Ребровым. Говорил, что пока адаптируюсь, немного непривычно. Пару недель привыкал, много смотрел на Максименко и Селихова, пытался что-то почерпнуть для себя. Например, в вопросе игры ногами. Защитники в «Спартаке» часто взаимодействовали с вратарем, а я следил за парнями: когда они катят, а когда – выбивают. Еще смотрел за их стойками, позициями, перемещениями. В общем, учился.
Из полевых меня поначалу больше всех впечатлили Промес и Зобнин. Еще Айртон поразил скоростью – как же он быстро бежал! Мозес, конечно, сумасшедший по силе чудак. Мог с мячом делать все что угодно, но будто не хотел. По моим ощущениям, он тренировался процентов на двадцать. Кажется, он по именам всех не знал. При этом остановит любой мяч, даст пас в любую точку. У него иногда случались моменты просветления – делал красоту.
В то же время появился Шамар – вот кто-кто, а он был очень хорош по первым тренировкам. Думали, что просто топ-напада привезли. Потом то ли требования сбавил, то ли Москва понравилась сильно. Но изначально у Шамара есть все качества.
Свинов переживал, что из-за его ошибки Абаскаль посадил Литвинова на лавку. И извинялся

В первом сезоне за «Спартак» не поиграл и уехал в аренду в «Факел». Очень благодарен руководству, что дали попробовать силы в РПЛ. После аренды думал, что снова куда-то уеду, потому что в «Спартаке» рассчитывали на Селихова и Максименко. Я даже просил еще одну аренду, более того – были варианты. Мне хотелось быть в обойме и играть хотя бы на Кубок, а в «Спартаке» даже на такое сложно рассчитывать.
Возвращаться третьим вратарем после того, как уже поиграл и освоился в РПЛ, сложнее. «Спартак» был готов отдать меня в аренду, но Абаскаль сказал, что двух вратарей ему мало, а в академии никого нет. Поэтому я нужен для подстраховки.
С Абаскалем я ни разу не разговаривал. Он не вызывал пообщаться один на один – просто здоровались. Более того – меня только однажды предупредили, что буду играть. Перед дебютным матчем на Кубок с «Пари».

Тогда Селя получил травму, поэтому вторым стал я. Макси играл в чемпионате, а мне дней за пять до матча сказали, что, скорее всего, выйду на Кубок.
Волнения не было. Я вообще это чувство редко испытываю, а всерьез волновался только один раз в карьере – когда играл за «Факел» с «Енисеем» в стыках. Духота, манеж, обстановка какая-то странная – и в ней решается, кто останется в РПЛ на будущий сезон.
К сожалению, в дебютной игре за «Спартак» с «Пари» пропустил четыре мяча. Хотя матч был фантастическим: Зиньковский забил в девятку, но гол отменили и поставили в наши ворота пенальти. Конечно, здорово, что мы победили 5:4, но ждал другого дебюта на домашнем стадионе и немного расстроился. Кстати, после игры никогда сразу не смотрю моменты – только на следующий день.
После Кубка ко мне никто не подходил и ни о чем не предупреждал. Два часа до матча с «Уралом», показывают состав – я в старте. Удивился сначала, но обрадовался, конечно. Все-таки Екатеринбург, классный стадион, выезд – особая атмосфера.

В начале матча получилось отбить пенальти. Готовились, изучали и примерно знали, как они бьют с точки. Мишкич долго смотрит на вратаря, но в последний момент опускает голову и обычно пуляет в левый угол. Решил, что качну его в правую сторону, а сам пойду в другую. Так и сделал – ну и потащил.
Был и менее приятный момент с третьим голом, из-за которого мы проиграли. Считаю, это моя ошибка, а не Литвинова. Руслан ставил корпус, я сказал, что играю, но остановился. Неверное действие – надо было идти до конца на всей скорости и ни о чем не думать. А я заметил, что Бикфалви уже почти бьет, и принял какое-то полурешение. Зря скомандовал – если бы не полез, то Литва спокойно вынес мяч и закончили бы 2:2.
Самое неприятное, что после матча Литвинова задвинули в запас. Я переживал. Даже подошел и сказал: «Сорри, Литва. Ошибся я, а убрали тебя». Он ответил: «Да ничего, прорвемся».
Свинов за два часа до «Зенита» узнал, что будет в старте. Всю неделю ему ничего не говорили
Следующий матч был с «Зенитом». Я снова только за два часа до игры узнал, что буду в старте. Удивился еще сильнее, но и счастлив был еще больше. Наверное, никогда не хотел выиграть так сильно. Такие матчи – самое приятное в карьере футболиста.
Играть против «Зенита» за «Факел» и «Спартак» – разные вещи. За «Факел» ты только обороняешься, а «Спартак» старается действовать открыто. И мне больше нравится второй вариант, хотя, наверное, вратарю против топов психологически проще за «Факел».
Честно говоря, после «Зенита» уже не думал, что продолжу в старте. Все-таки за три игры десять пропущенных. Никого не виню, но все же было не очень, что со мной никто не разговаривал. Ни главный тренер, ни тренер вратарей. Тем не менее благодарен, что удалось сыграть хотя бы три матча за «Спартак».

Я вообще спокойно относился к тем матчам, не переоценивал себя. И не загонялся, когда после них перестал играть. Не было мыслей по ночам: «Как же так, у меня был шанс, но я не воспользовался им». Вышел, старался дать максимум, что-то получилось, что-то не получилось. Поэтому просто продолжал работать на тренировках.
Да и как можно убиваться, если обладаешь такой привилегией – профессионально играть в футбол? Я рос в Тольятти и видел, как людям тяжело даются деньги, как пашут на заводах и производствах. Мой отец, например, собирает мебель. Много раз бывал у него в цехе и видел, какой сложный труд. А здесь ты добился возможности зарабатывать футболом – и в такой ситуации еще грустить о чем-то? Старайся, работай, доказывай – что мешает?
Конечно, в конце при Абаскале атмосфера была так себе. Он себя уже странно вел, был не особо вовлеченным. Разборы стали другими, тренировки не те. В команде, по моим ощущениям, не было взаимопонимания между игроками и тренером. При этом пацаны говорили, что в первый год Абаскаль был просто лучшим тренером.
Свинов две недели тренировался у Станковича. Даже успел обняться
Летом 2024-го попросил отпустить, потому что хотелось играть. Предлагали еще продлиться, но меня не устраивало дальше сидеть в запасе. И спасибо «Спартаку», что на этот раз отпустили. Кстати, успел пару недель потренироваться со Станковичем. Дядька отличный, добродушный, со всеми обнимается. Штаб классный, атмосфера приятная.

Предлагали перейти в «Акрон», но выбрал «Балтику». Наверное, неправильное решение. Не было уверенности, что окажусь в старте «Акрона», а в «Балтике» сказали, что видят меня первым номером.
Пришел Андрей Викторович Талалаев, выиграли первый матч, а второй – проиграли. Поговорили с тренером, он сказал, что ему больше нравится [другой вратарь] Бориско. Видимо, Талалаеву в принципе больше нравятся габаритные вратари. Он сказал: «Ты работай, все нормально». Я ответил, что у меня сейчас такой период, что надо играть. И договорились, что если до зимы не начну, то ищем аренду. Так и сделали – уехал в «Уфу». Правда, это оказалось огромной ошибкой. Самой большой в карьере.

Я в два раза падал в деньгах, но мне обещали, что железно буду первым номером. На деле получилось совсем иначе – на меня вообще не рассчитывали. На сборах было шесть матчей – я вышел на поле только один раз. И это с обещанием, что точно буду первым. В итоге сказали, что тренировался как-то не так, а Олег Баклов выглядит лучше.
Просто по факту Баклова никто и не собирался убирать. Он вице-капитан и основной вратарь, к нему вообще никаких вопросов. Олег действительно надежно играл, мы прекрасно общались. И сейчас с ним в хороших отношениях.
Ладно, «Уфа» закончилась, оставался год контракта с «Балтикой». Думал, вернусь в РПЛ. Да, Бориско провел хороший сезон, он классный вратарь и первый номер, но я готов конкурировать и доказывать. Но никто связывается, тишина. Позвонил тренеру вратарей и попросил честно сказать, что и как. Он дал понять, что на меня не рассчитывают, ставка на Бориско.
Мне написал спортивный директор «Балтики» и предложил полететь в Калининград, чтобы работать с тренером по физподготовке. Я ничего не ответил, позвонил агенту и сказал: «Если начну отвечать, ничем хорошим не кончится, делов наделаю. Давайте дальше вы сами».
«Балтика» еще и расторгать контракт не хотела по обоюдному. Странно: я им вообще не нужен, но не отпускают. К счастью, все-таки договорились и нашли вариант с «Родиной». Я вообще не думал и даже не торговался по зарплате. Подписал и все. Просто хотелось играть в футбол.
Правда, будет непросто. Среди конкурентов – Серега Айдаров и Серега Волков. С Волковым давно знакомы, оба из Тольятти. Посмотрим, как сложится конкуренция.
В «Родине» сейчас вообще классная команда, много опытных ребят с бэкграундом в РПЛ.

Приятно видеть, что в России, где все клубы в основном государственные, есть частная «Родина» – с хорошей академией и высокими целями. Мы неважно стартовали в этом сезоне (после 8 туров 13 очков и 9-е место), но сейчас все потихоньку налаживается. Надеюсь, в этом году удастся выйти в РПЛ. Если честно, соскучился по Премьер-лиге.
Изменился ли я с того момента, как перешел в «Спартак»? Очень сильно. Стал больше следить за питанием, за сном. Раньше мог играть в контр-страйк до 2-3 часов ночи. Сейчас играю, но позже часа не ложусь.
Перестал смотреть на других. Раньше постоянно оценивал: «Как этот играет в Премьер-лиге? Он же вообще мешок!» Теперь занимаюсь собой – вообще без разницы, кто там и что там.
Мечта – вернуться в РПЛ. А ближайшая цель – просто играть в футбол за «Родину».
И буду к ней идти всеми силами.
Рейтинг капитанов «Спартака» в XXI веке: первый Титов, Глушаков или Джикия?
👉 Создавайте свою команду в Фэнтези Лиги чемпионов. Следить за новым сезоном будет еще интереснее!

Фото: Stupnikov Alexander/spartak.com/Global Look Press; vk.com/ufafc; vk.com/fc_rodina; РИА Новости/Александр Вильф, Григорий Сысоев, Владимир Астапкович
Тут повествование от первого лица, а не интервью или какой-нибудь фильм о вратарях или Спартаке
Все трансферы смотрелись более-менее адекватно на момент переходов: перспективный Хлусевич с 1,5 качественными сезонами в Туле, паспортист Классен за копейки, паспортист Свинов на скамейку и Шамар, который провел очень сильные полсезона в Бельгии. Так Николсон еще и неплохо начал: 8+2 в 16 матчах. Хлусевич тоже моментами смотрелся хорошо. Остальные - так и не в основу брались, очевидно.
И это была зимняя кампания - для усиления в середине сезона очень даже. Так что сейчас, спустя почти пять лет можно сказать, что это провал (ну или близко к этому), но на тот момент - точно нет.