11 мин.

Футбольно-телевизионные вопросы

Неделя не слишком событийна, и я хочу воспользоваться этим, чтобы рассказать о накопившихся событиях в области телепоказа нашей премьер-лиги. Самый популярный здесь вопрос в последнее время – двухчасовые трансляции, проходящие в максимальную жару, впридачу частенько – на лужниковском поле-сковородке.

Это, конечно, тяжело. Я вот комментировал финал Кубка России и даже в комментаторской кабине и то устал от духоты. А ведь там все-таки есть кондиционер. Должен был встретиться с одним человеком футбольным после матча (он сидел на трибуне – как пропустить финал-то), и отменилась встреча, потому что и товарищ мой был абсолютно истощен трех- почти часовым сидением на трибуне. И мы ведь при этом не играли! Так что это тяжело. Даже очень.

Тем не менее то, что говорят на эту тему футболисты, – в основном, конечно – глупости. И вот почему. Не стоит демонизировать в данном случае роль телевидения. Можно и отказаться от показа в два часа дня. Тут практически все в руках футболистов. Матчи на Первом канале являются главным гарантом рекламных поступлений. Из примерно двадцати миллионов в год трансляции на «Первом» приносят порядка 80 процентов бюджета (средства, которые платит «НТВ-Плюс», не деньги за рекламу – это деньги за обладание правами, это другое). Но вот от рекламы эти самые дневные матчи приносят, таким образом, 16 миллионов долларов. Если от них отказаться, потерю бюджета премьер-лиги (а эти деньги делятся между клубами) должно что-то компенсировать. Главные траты любого футбольного клуба – расходы на зарплату игрокам. Таким образом, если футболистам невтерпеж играть днем, требуется всего лишь покрыть дефицитную сумму.

Можно пойти и по другому пути. Можно купить на том же «Первом» время подороже. Ну, к примеру, в четыре часа дня. Кстати, оно иногда и так предоставляется. Опять же – это время будет дороже, и доходы от рекламы сократятся. Рейтинг-то трансляций не факт, что увеличится, а значит, у канала будут потери – в соответствии с рейтингом продается на канале реклама. Тоже деньги. Тоже приходится пойти на сокращение зарплат.

Если те, кто жалуется на погоду, готовы на это пойти – что ж, это отлично. А если нет – мы бы тоже с удовольствием смотрели центральные матчи в более комфортных условиях, но приходится мириться.

Другого механизма решения этого вопроса нет. Заметьте – клубные руководители никогда не жалуются на слишком раннее начало матчей.

Другой больной вопрос – это проблема качества трансляций. Берясь за показ национального чемпионата, мы на «Плюсе» обещали улучшить «картинку». С тех пор вопрос о том, когда это улучшение станет заметным, является одним из наиболее популярных. Во всяком случае, у меня на конфе или на форуме футбольного канала «НТВ-Плюс».

Что тут сказать? Это большая проблема. Главнейшая из них – состояние техники, которая привлекается к показу футбола, в разных городах страны. Эта техника называется ПТС – передвижная телевизионная станция. Другая проблема – это проблема кадров. Собственно, в спортивных СМИ она существует практически в каждом аспекте. Есть ведь и проблемы с комментаторами. Есть проблема с достаточным количеством квалифицированных журналистов в пишущих СМИ. Это все очевидно – еще десять лет назад в нашей стране был один спортивный телеканал, причем едва образованный, и полторы спортивные газеты. Ну, еще еженедельник «Футбол». А сейчас? Ну, а люди откуда взяться могут?

В чем заключается и как может быть решена техническая проблема? Вот почему трудно просто сделать так, чтобы в разных городах появились качественные ПТС-ки? Давайте разберемся, почему они есть в Москве (и в Питере). Да потому, что для них здесь огромное количество работы. Сегодня такая ПТС-ка работает на футболе, завтра – еще на каком-нибудь спортивном мероприятии, послезавтра – на концерте, послепослезавтра она загоняется в какой-нибудь телепавильон, в которые сейчас переоборудовано с десяток потерявших рентабельность заводов в Москве, и на неделю встает снимать цикл каких-нибудь развлекательных программ. Она получает огромную загрузку. Купить ПТС для того, чтобы она работала в, скажем, Самаре, крайне сложно. Ей не найдется аналогичной загрузки, и она устареет, не успев окупиться. Местному телевидению она не нужна. Без местного телевидения организовать трансляцию будет невозможно.

Подпроблема в данном случае – состояние стадионов и коммуникаций в нашей стране. Печально знаменита картинка из Самары, в частности. Но при всей устарелости местной ПТС главная потеря качества идет от того, что сигнал передается оттуда «по земле» – линии релейной связи. Другого способа доставки сигнала из Самары сейчас нет. Во всяком случае, на постоянной основе. Или в Ростове, например – оттуда вообще до этого года были невозможны прямые трансляции, кроме тех случаев, когда на центральные матчи из Москвы или Питера (а возможно, и с юга – там кое-где есть такие устройства, но не в Ростове) приезжали специальные машины, которые на телесленге называются «флайвэями». Такие машины могут передавать сигнал прямо на спутник. В этом году в Ростове протянули оптоволоконную линию от стадиона к тамошнему телецентру, и прямые трансляции стали возможны без дополнительных прибамбасов.

А состояние стадионов вот тут какое значение имеет. Для сравнения возьмем обычную квартиру. В ней ведь все пронизано электропроводами; но мы их не видим – для удобства эксплуатации, для нашей же безопасности все коммуникации внутри. В стене.

На современных стадионах – в Лужниках, на Локомотиве, в Раменском – все сделано так же. Все коммуникации спрятаны внутрь, телевидение приезжает и подключается в нужных местах. Но на большинстве стадионов телевидение вынуждено разматывать кабели прямо по дорожкам, мимо трибун, по земле. Хорошо, если хорошая погода. А в дождь, да и в ту же жару такие «поверхностные» коммуникации начинают элементарно глючить. Не говоря уже о том, что на них элементарно наступают самые разнообразные люди, спотыкаются об них, дергают. Мелочь? Но факт...

Кстати, именно по этой причине «глюки» случаются при трансляциях из Химок. Хотя, казалось бы, практически Москва.

Все это нужно делать. Как? Коммуникации в стране – проблема, увы, не наша. Это предельно постепенный вопрос. В общем, с каждым годом что-то тут становится лучше. Коммуникации на стадионах – думаю, это проблема, которую телевидение должно решать совместно с лигой. Да, стадионы не везде принадлежат клубам, там вообще вопрос с собственностью запутан порой, но: положить современные кабели – это ведь означает возможность нам же, телевизионщикам, сдавать эти коммуникации в аренду на трансляции. Это окупится, если не за один год, то за чуть более долгий срок. Сделали же на стадионах современные ремонты раздевалок, поставили же когда-то пластиковые кресла – несмотря на права собственников! Нашли какой-то компромисс. То же, думаю, и с сооружением на стадионах в правильных местах платформ для телекамер. Например, проблемы с показом в Нальчике и Владивостоке отчасти связаны и с этим. Помните, там картинка периодически «прыгает»? Ну, это от расположения камер в том числе.

Но главная проблема – это, конечно, современные ПТС. Мы их закупаем. Подробности их разумной эксплуатации мне пока до конца неизвестны, то есть как они будут перемещаться между городами, где базироваться (в общем, логистика). Но это произойдет по идее к следующему году. Может быть, кто-то скажет, что надо было делать раньше. Очень хорошо – но к чему были бы такие вложения, если не в рамках контракта с РФПЛ? И как они вернутся, если не работая в рамках этого проекта?

Нужно помнить, что контракт заключен на четыре года. Качественное улучшение картинки – это стратегическая задача, она не может быть решена по хлопку ладоней.

Что мы делаем сейчас?

Ну, во-первых, мы постарались улучшить контент. То есть содержание трансляций. Мы начинаем их раньше (когда есть такая возможность по времени и матчи не упираются один в другой), мы показываем приезд команд, разминку. Начинаем трансляцию из-под трибуны. На москивских трансляциях, многие заметили, стараемся получать бОльшую отдачу от шумовых микрофонов, ловя на них реплики тренеров со скамейки. Каждый комментатор знает, что вот такой крупный план тренера может быть чреват тем, что он сейчас заговорит, и тогда оперативно нужно замолчать, чтобы все услышали эту реплику. В перерывах, до и после наиболее значимых игр у нас работают эксперты.

Все это не идеально. Но и здесь очень важен фактор времени. Многие наши корреспонденты, которые сейчас берут интервью около поля, прежде не работали в эфире и в кадре. Никак в теории подготовить для этого людей нельзя. Только на практике. Сейчас у них появился опыт. Работа с экспертами дает тот же самый опыт, но уже фактически работы ведущего, другим нашим ребятам. Думаю, прогресс заметен и здесь. Наконец, сами эксперты – до недавнего времени рассчитывать, что к вам на передачу может прийти футбольный человек и долго, при этом интересно и некосноязычно будет говорить о футболе, просто-таки не приходилось. Сейчас и тут есть определенный прогресс. Постепенно. Медленно мелют эти мельницы.

Кадровая проблема упирается, конечно, и в режиссеров трансляций. Что тут сделано? Начиная с первого тура мы посылали в разные города своих инспекторов – представителей нашего канала, которые составляли на местах досье на технику, которая используется при трансляциях, знакомились с людьми. Опыт мы собираем, стараемся предложить какие-то советы, как и что можно сделать лучше. Но главное – мы провели режиссерский семинар. На неделе, когда играла сборная, то есть была пауза в чемпионате, мы собирали в Москве режиссеров из тех городов, откуда мы показываем футбол. Общались, проводили занятия, рассказывали о том стандарте, который сейчас стараемся внедрить. Разбирали ошибки. Мне тоже предложили провести одно занятие по вопросу о взаимодействии комментатора и режиссера во время трансляции.

В общем, публика оказалась очень разной. Например, питерский режиссер Корташов, думаю, сам кого хочешь научит. Это большой энтузиаст, и с техникой в его городе полный порядок. Не сравнить, к примеру, с Пермью. Или наш коллега из Казани, его зовут Ильдус, а фамилию я, к сожалению, сейчас забыл – он очень опытный человек, ведь из Казани много спорта показывается. И баскет, и хоккей... Есть о чем поговорить. В Перми и Ростове работают совсем молодые ребята. В Томске мы недавно сменили партнера, теперь работаем с компанией ТВ-2 – одной из лучших региональных телекомпаний в стране. Правда, прославились они в основном своими новостями и журналистскими работами, трансляции для них в новинку, зато они хотят и им интересно. А из Краснодара футбол показывает дама. Очень славная дама, кстати.

Очень важно, чтобы при всех технических проблемах и устарелостях все мы работали более или менее в одном стандарте. Наверное, следующим шагом станут командировки региональных режиссеров в Москву, для того, чтобы они могли поработать на нашей технике, с нашими кадрами, лишний раз пообщаться и обсудить проблемы. Это тоже будет шагом вперед. Ведь на начальном этапе очень важно прийти к общему взгляду на показ футбола, освоить его и хотя бы просто научиться избегать ошибок. Вот, например, как сделать, чтобы титр не перекрывал происходящее на поле? Ведь режиссеры, работающие в городах, графики не видят. Она накладывается в Москве. Как тут быть? Ну, есть способ...

У нас тоже, безусловно, не хватает собственных кадров. В Москве свои проблемы: операторам, работающим на спортивных трансляциях, за работу платят меньше, порой существенно меньше, чем, скажем, на студийных передачах. И лучшие кадры уходят, естественно, туда. И оттуда уже не возвращаются. И конкурировать с этим никак невозможно, потому что шоу-программы приносят в данный момент неизмеримо бОльший доход своим производителям, это просто иной уровень конкуренции, до которого мы дотянемся, когда сами переведем свой новый контракт в прибыль, и то не сразу. У нас не хватает опытных режиссеров трансляций – потому, что их не хватает в принципе. И, опять же, профессия режиссера трансляции – это не та профессия, которой можно научиться в полной мере в теории. Никак не избежать ошибок, порой смешных, на начальном этапе. Вот у нас – это было на московской трансляции, никуда не деться – привезли как-то электронную штучку, которая считает, на каком расстоянии от ворот точка штрафного, где стенка стоит... Дебютировала вещица при пробитии одиннадцатиметрового. Отлично нарисовала кружочек вокруг соответствующей отметки.

Но что поделать, если раньше режиссеров было трое (Леонид Гущин и Евгений Гришин – это уже живые классики, у каждого тьма международных наград, свой почерк, своя манера), а теперь их надо раза в два больше? Откуда их взять, если их просто нет? Ответ один: их нужно готовить. Что вы и делаем. Вот недавно дебютировал у нас в этом качестве Владимир Федотов, а до того он объездил всю страну в качестве нашего инспектора. Есть еще Юля Мардмиллович – я, к сожалению, не видел ее первую работу, но все хвалили, а сейчас она, увы, сломала ногу и болеет. Очаровательная девушка, между прочим.

Так что я понимаю бешенство телезрителя, который видит мутные пятна или нервное переключение с камеры на камеру невпопад. И отлично понимаю, что динамика развития качественной пока еще не стала. Однако всему свое время.

Последний из вопросов, который нужно осветить – это трансляция сигнала «НТВ-Плюс» на Дальний Восток. Пока речь может идти исключительно о трансляции туда одного канала «Плюса». Больше невозможно технически. Это, естественно, канал «Наш футбол». Он уже полтора месяца вещает на Дальний Восток в техническом режиме. Он там есть. Так что в данный момент веь вопрос заключается в поиске партнера по распространению. А проблема его поиска, как обычно, в том, что пока гром не грянет – мужик, как известно, не перекрестится. Наш человек устроен так, что все покупает в последний момент. Тем более, что для Дальнего Востока «Плюс» – штука новая. А продаваться реально может пока только канал «Наш футбол».

Так что ситуация вялотекущая. Прорыва здесь следует ожидать, наверное, уже в Новом Году.

Такие дела!