В «Арсенале» есть 19-летний вратарь с российским паспортом. Мы поймали его в Сингапуре
В Сингапуре в воскресенье был спортивный бум. И виноват не водный чемпионат мира.
В городе проходил фестиваль футбола, в начале недели «Арсенал» играл с «Миланом» (1:0), а потом с «Ньюкаслом» (3:2).
Я слышал, что в Азии с ума сходят по европейским топ-командам, но не думал, что настолько. Люди в футболках «Арсенала» начали собираться у стадиона с утра, часов за 10 до матча. Ближе к игре их были тысячи. Сингапур и так хорошо помнит Англию, но тут просто превратился в северный Лондон.
Во всей этой футболомании варился не чужой нам человек – 19-летний вратарь Алексей Рохас Федорущенко. Возможно, вы про него уже читали.

Если нет, коротко пробежимся по биографии.
Мама Алексея из России, папа колумбиец, а сам он родился в Англии. У человека три паспорта.
С детства фанател от футбола, прошел через центр развития «Челси», но в 2019-м оказался в «Арсенале».
С клубом-то все понятно, а вот по сборной долго вопрос висел открытым. Алекс приезжал в английскую U-15, потом пробивал дорогу в Россию: сам написал в РФС, прикрепил видеонарезку – и это сработало! Его звали на несколько сборов, но из-за ковида все отменилось. В 2022-м добрался-таки до товарищеских матчей за команду U-17 в Хорватии, но там Рохаса Федорущенко так ни на минуту и не выпустили.
Потом случилось отстранение России. А на фоне этого пришел вызов из Колумбии. В январе 2025-го Алексей взял со сборной бронзу на Копе U-20, причем отыграл классный матч против Бразилии (1:0).
Наших (даже полунаших) в клубах АПЛ не было давно. Ситуация понятна: надо идти в микст и ловить парня.
Тогда я еще не знал, что там придется в ожидании провести весь вечер. Оказалось, тем, кто не играл с «Ньюкаслом», устроили тренировку после матча – чтобы не расслаблялись.
В микст-зоне, кстати, расслабиться тоже было невозможно. Каким-то образом туда прорвались десятки индусов, которые нон-стоп вели стримы. Когда проходил кто-то из игроков, они начинали толкаться локтями и упрашивали футболистов отбить кулак. Иногда доходило до криков. Но хотя бы без танцев и драк.
К счастью, Алексей оказался им не так интересен. И после двух часов этого Болливуда мы с ним встретились.

Алексей копал картошку под Челябинском, но за Россию уже не сыграет 😬
– У тебя три паспорта. Есть хоть одна страна мира, куда нужно получать визу?
– Ха-ха, специально не искал, но пока да – везде попадаю без виз.
– Где особенно нравится?
– Да везде нахожу что-то хорошее. Вот в Англии ужасная погода, а в Колумбии – классная. Но ты же хочешь услышать про Россию? Я много раз там был. Особенно в Челябинске. Там у меня бабушка с дедушкой.
– Не чужой и для меня город.
– О, да? Там много индустрии. Ну, заводов. Но мы чаще бывали на даче. Там красивейшие леса, озера. Всегда любил приезжать. Сад нравился. Дедушка заставлял копать картошку. Жуков этих полосатых собирали. Малина, яблоки – красота.
А, еще же метеорит упал недалеко от Челябинска, да?
– Точно. Если тебе так все нравится, может подумать про контракт с «Челябинском»? Они в Первую лигу вышли.
– Ха-ха. Знаешь, никогда не говори никогда. Никто не знает, что может произойти в будущем.
– Зимой ты был на Копе U-20. Первый матч за сборную на таком уровне, да еще против Бразилии – и на ноль. Вы выиграли, а тебя признали лучшим игроком матча.
– Это был просто офигенный день. Одна из лучших игр в карьере пока. Выйти против Бразилии, выиграть 1:0. Причем я помогал, приносил пользу, где-то спасал. Вау! Я счастлив, что у меня был такой день.
– Как получилось, что после такого тебя больше не выпускали на турнире?
– Решение принимает тренер, всегда надо это уважать. Мое дело – быть готовым к новому шансу.
– Давай прямо: теперь уже вариантов сыграть за сборную России нет? Только Колумбия.
– Слушай, я хотел играть за Россию. Писал письма. Приезжал на товарищеские игры в сборную U-17. Но тогда, в Хорватии, мне так и не дали сыграть.
Потом сильно поменялась политическая ситуация. И в меня поверили в Колумбии. Там давали шансы, я чувствовал себя уютно, меня были рады видеть. Выбор очевиден.

– В Хорватии тебе объяснили, почему не дали сыграть даже тайм?
– Мне никогда ничего на этот счет не объясняли. Было обидно, но я понимаю, что это часть футбола. Одни тренеры дают тебе возможности, другие – нет. Это нормально. И это надо уважать. У меня ни к кому никаких претензий нет. Каждый ищет лучшее для себя.
– В Колумбии ощущаешь себя своим или пока еще легионером?
– Точно своим. Болельщики постоянно пишут теплые слова и говорят, что хотят видеть меня в основной сборной. Понятно, что вторым-третьим вратарем, но чтобы я набирался опыта. В Колумбии безумно любят футбол. Играть там – это всегда хорошие эмоции.
– Гимн Колумбии выучил?
– Конечно. Хочешь послушать? Ха-ха. Я много раз его пел. Это вообще одно из самых классных ощущений – выйти на поле, перед тобой полный стадион, и вы всей командой перед игрой поете гимн.
– Английский и русский гимны тоже знаешь?
– Английский, честно, нет. А вот русский я учил. Как раз когда ехал на матчи в Хорватию. Готовился. А то странно же – выйду на поле и буду стоять с закрытым ртом? Но сейчас уже не помню.
– Насколько следишь за тем, что происходит в России?
– Если ты про политику, то никак. За новостями вообще смотрю мало. Долетает только, если мама что-то рассказывает, ну или случайно попадается в сети.
– Но за футболом-то поглядываешь?
– Честно? Нет. Знаю только, что в России играют колумбийцы, ну и вообще южноамериканцы. Вратари какие-то на слуху. В первую очередь это Матвей Сафонов, который сейчас в «ПСЖ». Конечно же, Акинфеев. Еще помню Гильерме и Шунина.
Но самый известный – Лев Яшин. Мой дедушка даже когда-то дарил мне книгу про него. Пару лет назад прочитал, интересная. Ну и вообще он же единственный вратарь в истории, кто выигрывал «Золотой мяч». Сейчас кубок лучшему голкиперу мира носит его имя, и это говорит о том, какое влияние он оказал на футбол. В свое время он поменял представление об игре вратаря.
– В Колумбии Яшина знают?
– Ха-ха. Это же Лев Яшин! Его везде знают! Хоть в Южной Америке, хоть в Англии.
– Самый известный футболист из России?
– Думаю, да.
Хотя вот именно в «Арсенале» хорошо помнят и Андрея Аршавина. Про него сих пор иногда говорят, хотя когда он играл – лет 15 назад? Но болельщики считают его очень важным игроком в те времена.
«Арсенал»: с Зинченко говорят по-русски, а самый бешеный удар в команде – у Троссарда и Нванери

– Сколько с «Арсеналом» приехало вратарей в Сингапур?
– Четыре.
– У вас есть Кепа и Давид Райя. И сейчас как будто все начинается раньше: Доннарумма в 16 дебютировал за «Милан», есть Ямаль, у вас играет Итан Нванери, который в АПЛ вышел в 15. Насколько в 19 лет тебе комфортно в этой ситуации?
– Для меня очень на пользу идет возможность работать с Кепой и Давидом Райя. Это топ-вратари, я по полной стараюсь учиться у них. Им в любой момент можно задать какой-то вопрос, посоветоваться. Плюс я вижу, как они тренируются, и понимаю, куда мне нужно стремиться.
Да вообще не так давно работаю с основной командой – и мне это все точно на пользу. За последний год я реально многому научился.
– Но при таких вратарях сыграть в АПЛ же не получится.
– Сложно, согласен. И вот ты называл тех, кто начал играть рано, но надо понимать, что молодые вратари – все равно редкость. Посмотри АПЛ: там в основе выходят голкиперы, которым не меньше 24-25 лет.
Пока я пытаюсь извлечь максимум из тренировок с «Арсеналом» и должен быть готов к любой маленькой возможности – в какой-то момент она может появиться, и я не хочу ее упустить.
– Что такое тренировки с основой «Арсенала»? Каково это, когда тебе лупят Эдегор и Сака?
– О, первые недели – это, с одной стороны, восторг, а с другой – ощущение, что я никогда прежде не играл в футбол и впервые встал в ворота. Забивают все – и ты ничего не можешь сделать.
Лишь через пару недель я стал привыкать к этому уровню и что-то тянуть. Зато, когда после этого играл за U-21 или в молодежке сборной Колумбии, было ощутимо проще.
– У кого самый страшный удар в «Арсенале»?
– Леандро Троссард и Итан Нванери. Постоянно забивают.

– Нванери – жесткий?
– Безумный талант. У нас многие могут ударить невероятно сильно, но обычно всем надо три-четыре шага. А Итану достаточно одного. Просто непонятно, как он это делает.
– Кто самый веселый?
– Алекс Зинченко. Всегда на позитиве, очень хорошо шутит и у него очень классная энергия.
– Вы с ним на русском или на английском?
– Конечно, на русском. Он очень хороший и веселый парень.
– Как лидеры «Арсенала» вообще реагируют на молодых?
– Если ты не звезда, которую подписывают из другого клуба, тебя медленно готовят к работой с основой. Сначала зовут на какую-то тренировку, потом это может происходить раз в неделю, и так постепенно частота увеличивается. В какой-то момент привыкаешь и ты, и к тебе. Какие-то игроки становятся больше друзьями, тренер уже четко говорит, чего именно от тебя хочет, общения становится все больше.
К молодым вообще всегда относятся позитивно. Потому что каждый через это сам проходил.
Что дальше? Алексей мечтает об АПЛ

– С Артетой у тебя личный разговор был?
– На тренировках общаемся, но прям большого разговора тет-а-тет не было. Вообще, больше держу коммуникацию с Инаки Канье, тренером вратарей.
– «Арсенал» когда-нибудь наконец выиграет АПЛ?
– Очень хотелось бы в этом сезоне. Мы все к этому стремимся. Понимаем, что это очень близко, возможно, и работаем с мыслями об этом каждый день.
– Когда у тебя заканчивается контракт?
– В июне 2026-го. В течение этого сезона буду думать, что дальше. Рассматриваю разные варианты. Для меня важно играть и развиваться. В целом, готов ехать куда угодно: Англия, Европа. Мне нужен опыт игр, чтобы люди меня видели и могли посмотреть меня в деле.
Глобальная цель: быть лучшим вратарем в мире, играть в АПЛ и за сборную Колумбии.
– В АПЛ, но не обязательно за «Арсенал»?
– Это лучший вариант. Но вообще любая команда в АПЛ – это было бы отлично!
Алексей Рохас Федорущенко – полуроссийский вратарь «Арсенала». Уже взял трофей с основой!

Фото: Gettyimages/Justin Setterfield / Staff, Ryan Hiscott / Stringer, Alex Davidson / Stringer, Richard Heathcote / Staff; instagram.com/alexeirojas1
10 лет назад мне довелось быть в США, жил я экономно, поездка была такой же. Нужно было из Нью-Йорка добраться до Провидэнс, самый дешевый вариант - автобус. Вообще там не очень уж далеко, но со всеми остановками, в т.ч. продолжительными, получилось около 6 часов в пути.
Ну и как-то разговорился с соседом - дядечкой лет 60, приехал дочь навестить, колумбиец. Ладно что Яшина, он половину РПЛ знал. Говорил, что вообще страна очень футбольная и за российским футболом вполне себе следят.