Белые выжали африканцев с их любимой дистанции на ЧМ. Но в России лыжник бежал быстрее
Чемпионаты мира по легкой атлетике проводятся с 1983 года, и на первом, в Хельсинки, десятку выиграл итальянец Альберто Кова. Тогда африканцы редко выезжали на старты – за победу Кова бился с немцами.
Но уже начиная с Рима-1987 в стайерских бегах наступила их эра: 38 лет на 10 000 м правили африканцы. Да, в 2010-х под британским паспортом феерил Мо Фара, но не секрет, что он родился в Сомали. Белых же парней на подиумах чемпионатов мира не было с тех самых Хельсинки-1983.
И долгое время казалось, что по-другому и быть не может – это константа. У них гены, предрасположенность и все такое.
Но что мы видим в Токио-2025: побеждает француз Джимми Грессье, а замыкает тройку швед Андреас Альмгрен.

Оставьте африканцам хотя бы марафоны!
Произошедшее на чемпионате мира – сенсация. Но не сказать, что к ней не было никаких предпосылок:
● Мы еще по Юрию Борзаковскому хорошо помним, что на 800 м белым по силам многое.
● С восхождением Якоба Ингебригтсена стало понятно, что и 1500/5000 – вполне реальная для европейцев история. Норвежец пробил эту дверь – и туда хлынули еще с десяток спортсменов. Фаворит Токио на «полторашке», например, 20-летний голландец Нильс Ларос.
● В стипле недавний финал «Бриллиантовой лиги» остался за немцем Фредериком Руппертом.
● Летом летели европейские рекорды на 5000 м. И первые три времени в мировом топ-листе сезона – у шведа и парней из США.
● Американец Грант Фишер зимой установил мировой рекорд в манежах на 3000 и 5000 м. Предыдущий на пятерке простоял 21 год и принадлежал самому Кенинису Бекеле.

Подтверждаются слова тренера Шубенкова Сергея Клевцова, который на протяжении десятилетий твердит: никакого преимущества у определенной расы в бегах нет, это расизм, просто работать надо.
«Мы в жопе, выглядываем с перископом. Но это еще не безнадега». Смелый разговор про легкую атлетику
Получается так, что последний островок безопасности (пока?) для парней из Африки в бегах – марафон. Хотя и там в тройке в Токио-2025 немец и итальянец. Но справедливости ради: Аманал Петрос выходец из Эритреи, а Лиас Уани – из Марокко.
Так что за француз выиграл в Токио?
10 000 м в Японии получились историческими.
На чемпионатах мира и Олимпиадах в длинных бегах часто слабые секунды. Потому что забеги тактические, а не на результат. Никто не хочет рисковать и наесться раньше времени. При этом скоростная выносливость у африканцев всегда была на запредельном уровне, и это помогало решать им все вопросы на последних 800 м вне зависимости от темпа.
Но белые стайеры, поверив, что бороться возможно, начали подбирать ключики и к этому.
Так, например, швед Альмгрен, свежий рекордсмен Европы на 5000 м, шесть недель тренировался к этому ЧМ в дополнительной одежде и термокамере – готовил организм к жаре в Японии. Еще шесть недель он провел на высоте, работая над скоростной выносливостью – сразу было понятно, что забег будет тактический и все решит раскладка. Она у Андреаса получилась идеальной. Он взял бронзу. До золота – 0,25. У него была отличная позиция, просто у Кежелчи и Грессье чистая скорость выше.

Грессье 28 лет. Родился в Булони. Его ролевой моделью был Франк Рибери, который вырос в том же районе. Джимми тоже играл в футбол. До 16 лет совмещал его с бегом, выходил по школьникам вместе с Н’Голо Канте. Но потом сосредоточился на легкой атлетике, там прогресс был заметнее.
Начиная с 2019-го француз стал заметным игроком на европейской арене, хотя поверил во что-то большее он только в этом году:
«Когда я выиграл финал «Бриллиантовой лиги» на 3000 м, сначала удивился. Но потом осознал, что могу повторить это в Токио. И вот я – чемпион мира. Невероятно, но мечта детства сбылась».
Взять сразу 2 медали европейцам на африканской территории помог беговой интеллект. Чисто по физическим возможностям нынешние парни из Эфиопии, Кении и Эритреи сильнее. Только в этом сезоне 10 спортсменов из этих стран бежали 10 000 м из 27 минут. И самый рабочий способ побеждать для них – укатывать темпом с самого начала. Но они этого почему-то не делают.
Тактические же забеги на руку белым стайерам. А в Токио темп был необычайно спокойным. Француз победил с 28.55,77. Таких медленных секунд на глобалах (не считая Мехико-1968 на огромной высоте) не было со времен победы Эмиля Затопека в Хельсинки-1952.
Для сравнения: Владимир Куц победил в Мельбурне-1956 с 28.45,6. А личка Беатрис Чебет, взявшей в Токио золото по женщинам, – 28.54,14.
Забавно, что пешеходный темп на чемпионате мира напрямую отразился и на российских бегунах. ВФЛА придумала мотивацию на чемпионат России: тем, кто показывает результаты лучше, чем на ЧМ-2025, будет выплачено по 1,5 млн рублей.
Казалось, риски минимальные. Но прилетело откуда не ждали. В Казани парни бежали десятку на результат, Владимир Никитин летел на рекорд страны, и получилось так, что сразу четверо показали секунды лучше, чем у Грессье в Париже. Включая бывшего лыжника Сергея Шарова – у него 4-е место с 28.54,25.

Теперь можно говорить, что даже лыжники в России бегают 10 000 м быстрее чемпионов мира по легкой атлетике.
А если серьезно, ждем 5000 м в Токио. Такое нельзя пропускать. Тем более, что там помимо Грессье и Альмгрема должны выйти Якоб Ингебригтсен и Нильс Ларос.
Чемпионат мира по легкой атлетике-2025
Токио, Япония
Мужчины
10 000 м
1. Джимми Грессье (Франция) – 28.55,77
2. Йомиф Кейелча (Эфиопия) – 28.55,83
3. Андреас Альмгрен (Швеция) – 28.56,02
Фото: Kenjiro Matsuo/AFLO, Jia Haocheng/XinHua/Global Look Press; vk.com/rusaf_official; Gettyimages.ru/Patrick Smith
Утончнил это, потому что хоть в заголовке обозначено про географию, в статье явно расовое деление идет.