8 мин.

Тренер ушел из «Суонси» и стал стюардом в аэропорту – встает в 4 утра и возит людей на колясках

Красивая история Люка Уильямса.

Каждое утро Люк Уильямс встает в четыре утра. В 4:45 автобус из Ньюпорта в Бристоль. Ехать ровно час – и опоздать никак нельзя. Смена в аэропорту начинается в 6:00. 

Люк надевает зеленый жилет и направляется к пассажиру с ограниченными возможностями. Подходит к коляске сзади и везет к выходу для приоритетной посадки, чтобы не задерживать вылет самолета главного британского лоукостера EasyJet.

Однажды Люка окликнули.

Три молодых парня подошли к лысому сотруднику аэропорта и спросили: «А вам никогда не говорили, что вы похожи на этого человека? Он раньше тренировал «Суиндон».

Уильямс не стал придумывать. Честно признался, что мужчина на фото – и есть он.

Коллега расслышала только слово «Суиндон» – и то не совсем правильно. Спросила: «А ты что, был пловцом (swim – «плавать» на английском)?» 

Люк улыбнулся: «Нет, я не пловец. Я тренировал команду, за которую болеет один из этих парней».

Коллега буднично кивнула: «А, ну понятно».

Через пару дней фотографию с Уильямсом выложили в Х. Она собрала 1,8 миллиона просмотров, а про Люка написали все британские таблоиды. А коллеги из аэропорта наконец поняли, с кем работают.

Дело в том, что еще четыре месяца назад Люк тренировал «Суонси» из Чемпионшипа и зарабатывал, вероятно, больше, чем директор аэропорта Бристоля, а посмотреть на его работу приходили по 15 тысяч человек.

Уильямс окончил школу со справкой. А когда с футболом не вышло, работал грузчиком и водителем

Люк Уильямс с детства был убежден, что станет футболистом.

Он тренировался в академии «Норвича», думал только о футболе и совсем не учился. Окончил школу со справкой, без аттестата.

«Вообще, после окончания школы я толком не умел ни читать, ни писать, – рассказывал Уильямс The Athletic. – У меня не было не просто ни одной пятерки – даже троек. Мне стыдно об этом говорить, но я ни разу не сдал домашнее задание. А потом еще и не пришел на большую часть экзаменов.

Позже я перешел в академию «Бристоль Роверс» – и меня отправили в колледж на направление «Туризм и развлечения». В конце года учитель попросил показать конспекты, чтобы проверить, не пропустил ли кто-то какую-то тему. У меня не было вообще ни одного – я ничего не понимал».

В 19 Люк все еще надеялся, что заиграет, но получил тяжелую травму колена. А потом еще попал в жуткую аварию – сломал череп и бедро. С 19 до 23 Уильямс восстанавливался – и прошел пять операций на колене. Не играл и терял время. 

И тут оказалось, что он уже во взрослом мире  – совсем без образования и увлечений. С футболом ничего не вышло.

«Я резко осознал, что жизнь будет борьбой за существование, – рассказывал Уильямс The Guardian. – Что жизнь будет тяжелой, а мир – враждебным Для пацана из рабочего класса без образования и знакомств. 

Но включилось желание и необходимость кормить себя. Я понял, что готов ко всему, главное – чтобы была крыша над головой и хотя бы что-то из еды. И это меня мотивировало».

Люк брался буквально за любую работу. Он загружал грузовики в британском «Ашане» и водил микроавтобус – развозил строителей на олимпийские объекты, пассажиров – в аэропорт и из ночных клубов.

«Иногда я работал 20 часов, потом спал три или четыре – и снова на работу, – делился Уильямс с The Guardian. – Мы с братом нашли жилье, которое не может быть жилым ни по каким правилам. Но заплатить больше мы не могли. У нас не было горячей воды – бойлер не работал. Окно – с одним стеклом, так что зимой изнутри намерзал лед. Мы спали в верхней одежде, шапках и шарфах. 

Платили наличкой – просто оставляли ее на камине, а хозяин потом забирал. Но я все равно с теплотой вспоминаю то время. Верьте или нет. Мы знали, что это ужасно. Но это было нашим».

Параллельно Уильямс тренировал. Эта работа почти не приносила денег, зато давала чувство из прошлого – удовольствие. 

«Главное – какой я человек, а не тренер». Уильямс работал с детьми и нарушителями закона и ищет любой новый опыт – на курсах электриков или работе в аэропорту

Люк начал тренировать еще в 19 – начал сразу после травмы. Попросился работать с детьми в «Лейтон Ориент». За каждого ребенка в группе платили по три фунта,  поэтому он искал способы, как увеличить количество детей. Иногда на тренировки приходило по 40-50 человек.

А потом оказался еще и в «Вест Хэме». Но нет, даже не в академии. Работал в специальной программе помощи и адаптации неблагополучных детей и нарушителей закона. 

Утром Уильямс тренировал детей в «Лейтон Ориент», вечером – в «Вест Хэме», а иногда еще и в колледже. В школу, от которой Люк так пытался сбежать в детстве, он вернулся физруком.

Зато дела стали постепенно налаживались. Тренер прогрессировал на глазах. Сначала позвали работать с молодежью в «Брайтоне», потом – помощником в «Суиндон Таун» из третьей лиги. Два года вторым тренером – и Уильямса назначили сначала исполняющим обязанности главного, а потом полноценным главным. 

Вот только взлета не случилось. «Суиндон» вылетел из третьей лиги в четвертую, а Уильямса уволили. Он снова работал помощником и тренером молодежных команд в «Бристоле», «МК Донс» и «Суонси». 

После очередного увольнения – в этот раз с поста помощника главного в «Суонси» – Люк не смог быстро найти работу и продал машину. Просто понял, что теперь это недоступная роскошь, без которой можно обойтись. А еще попробовал получить новую профессию.

«Я обратился в компанию Access Training, чтобы узнать, могу ли пройти курс для электриков, – рассказывал Уильямс. – Через полгода я стал главным тренером «Ноттс Каунти». Мне дали футболку клуба для фото на презентации. Смотрю – а спонсор клуба… Access Training. 

Кстати, они до сих пор шлют мне электронные письма на почту. Скидки на курсы электриков первого разряда».

И вот на этом этапе у Уильямса наконец-то получилось. «Ноттс Каунти», один из самых старых клубов Англии, вернулся в четвертую лигу после пяти лет подряд в пятой – и закрепился. 

«В тренерстве есть нищие и выбирающие. Всю карьеру до прихода в «Ноттс» я был нищим, а потом стал выбирающим. И сделаю все, чтобы это продлилось как можно дольше», – объяснял он BBC.

Успех Люка заметили во всей Англии – и переманили в «Суонси» на три лиги выше.

К сожалению, Уильямс не поднял «Суонси» в АПЛ, его уволили через год работы – и до сих пор выплачивают неустойку за расторжение контракта. 

Так он устроился в аэропорт, чтобы вставать на рассвете, ехать час на автобусе в аэропорт Бристоля и помогать людям с ограниченными возможностями.

«Для меня [работа в аэропорту] – не карьера, – говорит Уильямс The Athletic. – Я уже добился успеха в футболе и не хочу менять профессию – собираюсь продолжать и прогрессировать. Не хочу отвлекаться и привлекать внимание. Мне нравится работать в команде, и я многому научился.

Хочу использовать этот опыт для личного роста. Мне кажется, лучше делать что-то полезное, чем сидеть и просто смотреть [футбол] со стороны.

Выйти из зоны комфорта, заняться совершенно другим, познакомиться с новыми людьми, послушать их жалобы и не только. Я и сам выполняю каждую рабочую задачу, а еще слушаю, что ребята говорят про своих менеджеров и пытаюсь понять, кто в их глазах – хороший управленец, а кто – хороший сотрудник.

«Например, посмотри на Серхио (один из самых опытных сотрудников в отделе помощи пассажирам с инвалидностью и болельщик «Наполи», который адаптировал Люка к работе – Спортс’’). Он дает теплую энергию, умен. И ищет способ сделать пассажирский опыт максимально позитивным. Поэтому пассажиры любят его, а руководство считает лучшим. Я очень уважаю и люблю своего нового друга.

В команде он бы всегда играл в старте, потому что он надежный и позитивный – и смотрит на мир не как на угрозу, а как на пространство возможностей.

Можно научиться многому в любом деле. Необязательно работать в футболе и вообще в спорте. Мне очень грустно, что многие люди в индустрии уязвимы и определяют идентичность только через футбол.

Я уже показал себя компетентным тренером, но в первую очередь я – человек. И хочу определять себя не индустрией, в которой работаю, а тем, какой я человек.

Но главное – и это мой девиз: «Если вы будете стараться, то кто-нибудь вас заметит и даст работу, шанс. Просто старайтесь. И неважно, какая работа: разгружать грузовики или тренировать «Суонси».

Телеграм-канал Ярослава Сусова

Фото: Alexander Canillas, Simon Chapman/Global Look PressGettyimages.ru/Mike Hewitt, Dan Istitene