7 мин.

США – футбольная страна?

Разбор Ярослава Сусова.

Клубный чемпионат мира в США пока противоречив. Больше всего разочаровывают полупустые трибуны даже на относительных топ-матчах.

Например, «Челси» победил «Лос-Анджелес» при 22 тысячах зрителей (на 71-тысячном стадионе «Атланты Юнайтед» это смотрелось грустно). 

С менее яркими афишами еще хуже.

«Ривер Плейт» – «Урава Ред Даймондс» – 11 974 зрителя (стадион в Сиэтле на 69 тысяч).

«Пачука» – «Ред Булл Зальцбург» – 5 282 зрителя (стадион в Цинциннати вмещает 26 тысяч).

«Ульсан ХД» – «Мамелоди Сандаунз» – 3 412 человек (из 25 тысяч).

На групповом этапе прошлогоднего Копа Америка, который тоже проводился в США, 50+ тысяч собирали только матчи Аргентины и Мексики (из-за Месси и огромного мексиканского комьюнити). Даже США и Бразилия не взяли эту планку! При этом показатели Копы превосходят КЧМ. Например, матчи вроде Коста-Рика – Парагвай и Боливия – Панама собирали по 12-15 тысяч, такой уровень в играх середняков и аутсайдеров клубного турнира ФИФА – только в добрых снах Джанни Инфантино.

А какой спорт в США самый популярный?

США – футбольная страна. Только главный вид спорта – не привычный нам футбол, а американский.

По данным Nielsen (крупная независимая американская компания, которая занимается маркетинговыми исследованиями), в 2023 году 93 трансляции в топ-100 самых популярных заняли матчи НФЛ. Остальное: 3 – студенческий амфут, 1 – политика, 1 – парад на День благодарения, 1 – премия «Оскар», 1 – реалити-шоу с Гордоном Рамзи Next Level Chef.

Причем американский футбол прибавляет. В 2020-м в топ-100 было только 72 трансляции этого вида, в 2022-м – 82.

Супербоул (матч за титул чемпиона НФЛ) – стабильно главная трансляция года в США. С 2023-го она ежегодно бьет рекорды: в 2023-м – 115 млн человек, в 2024-м – 123, а в 2025-м – 127 (!) миллионов.

Поэтому телеконтракт НФЛ стоит 10 миллиардов долларов в год, а клубы НФЛ зарабатывают по миллиарду ежегодно и стоят дороже футбольных.

Для сравнения: за пределами американского футбола только один эфир в истории американского телевидения пробил 100 миллионов зрителей – финальная серия сериала «МЭШ» про американский хирургический госпиталь во время Корейской войны. В 1983-м ее посмотрели 105 миллионов человек, рекорд держался до 2010-го, и его побил Супербоул.

А что с футболом (соккером)?

Финал ЧМ-2022 (Аргентина – Франция) в США посмотрели 25,78 миллиона человек – уровень топ-матча регулярки НФЛ или финала студенческого чемпионата по американскому футболу. Это 38-я трансляция года по популярности, остальное в топ-50: НФЛ, политика, одна трансляция ОИ-2022 и финал школьного чемпионата по амфуту. 

Да, на фоне других трансляций в США показатели футбола скромные. Но в самой Франции финал ЧМ-2022 посмотрели 24 миллиона человек. Так что Штаты сильно превосходят другие рынки по аудитории – просто из-за населения в 340 млн человек.

Соккер по интересу в США уступает не только американскому футболу, но и, например, баскетболу с бейсболом. 

В свежем опросе S&P Global (компания занимается сбором и предоставлением финансовой и аналитической информации) только 14 процентов (из 2500 человек) ответили, что смотрят футбол – седьмое место в США после бейсбола, баскетбола, футбола и хоккея, а также зимних и летних Олимпийских игр.

Сравнить популярность видов спорта в поисковиках по данным Google Trends затруднительно из-за разного написания футбола американскими пользователями (football, soccer, association football или вообще fútbol). Поэтому изучим внимание к турнирам. В большинстве случаев интерес к лиге отражает интерес к виду спорта, но с соккером сложнее. Оценивать внимание к нему только по МЛС некорректно, ведь в США смотрят еще и АПЛ, чемпионат Мексики, Ла Лигу. 

Итак, выводы на основе статистики запросов в гугле.

● Самая популярная лига США – НФЛ. На втором месте НБА, на третьем – бейсбольная МЛБ.

● НХЛ обходит футбольные лиги в 33 штатах из 51 (50 штатов и округ Колумбия). В остальных чаще ищут АПЛ или чемпионат Мексики.

● Суммарно АПЛ, чемпионат Мексики, Ла Лигу и МЛС гуглят больше НХЛ почти во всех штатах. Но однозначный вывод, что футбол популярнее хоккея, делать нельзя, потому что искать информацию о трех лигах может один человек.

Важно, что соккер все еще прибавляет в США. По данным Nielsen, финал Евро-2024 Испания – Англия в США посмотрели 6,43 миллиона человек – рекорд популярности в истории чемпионатов Европы. В среднем рейтинги Евро за три года выросли на 34%.

Копа Америка тоже все популярнее. В 2024-м финал турнира (проходил в США) смотрели 6,02 миллиона человек – тоже рекорд. По сравнению с Копа-2016 (тоже проходила в США) средняя телеаудитория выросла на 44%.

Это отражается и на МЛС. 

Благодаря «эффекту Месси» аудитория соцсетей «Интер Майами» еще к середине 2023-го выросла в 12 раз, МЛС – на треть. По количеству подписчиков клуб входит в топ-5 спортивных клубов США и в топ-25 футбольных клубов мира.

Это сказывается и на доходах: МЛС подписала новый контракт с Apple на 250 миллионов долларов в год (шестое место по сумме после европейских топ-5), а клубы стали зарабатывать больше и значительно выросли в цене. По оценке Forbes «Лос-Анджелес» и «Интер Майами» стоят дороже миланского «Интера», «Лос-Анджелес Гэлакси» и «Атланта Юнайтед» – «Астон Виллы», «Нью-Йорк Сити» – «Брайтона», а «Остин» – «Ромы».

Посещаемость МЛС стабильно растет. В конце 90-х на матчи приходили в среднем по 14 тысяч человек, в нулевые – 15-16 тысяч, перед ковидом – 21 тысяча человек.

После подписания Месси и появления новых крепких команд со стадионами НФЛ (например, «Атланты Юнайтед», главного бустера зрительского интереса со средней аудиторией в 44 тысячи человек) посещаемость выросла до 23 тысяч человек на матч. 

В футбольном мире из внутренних лиг больше собирают только топ-5 (и второй Бундеслиги), чемпионатов Бразилии, Аргентины и Китая (в текущем сезоне-2025). 

Но по меркам североамериканских лиг посещаемость невысокая. Больше и в МЛБ (приходят в среднем 29 тысяч человек), и в НФЛ (67 тысяч). НБА и НХЛ собирают меньше 24 тысяч, но там показатель упирается во вместимость арен.

МЛС пока проигрывает и внутрифутбольную борьбу за американского зрителя. В большинстве штатов США в поиске все еще популярнее не только АПЛ, но и чемпионат Мексики. 

А телевизионные рейтинги главной соккер-лиги США – загадка. Новый бродкастер Apple их просто не раскрывает, а последний финал чемпионата между «Лос Анджелес Гэлакси» и «Нью-Йорк Ред Буллз» на обещедоступных каналах Fox и Fox Deportes посмотрели всего 468 тысяч человек – вдвое меньше, чем 890 тысяч в 2023-м, и в пять раз меньше, чем в 2022-м (2,2 миллиона человек). По сравнению с финалами других американских турниров (и особенно матчами НФЛ) очень грустно.

Так что Америка – более футбольная страна, чем многие. Посещаемость МЛС – чуть ниже, чем в топ-5, финалы крупных турниров смотрят десятки миллионов человек.

Но внутри США соккер существенно уступает традиционным североамериканским видам. 

Телеграм-канал Ярослава Сусова

Фото: Gettyimages.ru/Leonardo Fernandez, Todd Kirkland, Steph Chambers, Mike Lawrie