«Лепить клеймо «позор» не стоит». РПЛ правда обсуждает сезон на 15 клубов – и расширение
Главное от президента – в репортаже Ярослава Сусова.
У российского футбола давно не было такой плотности скандалов и проблем. За эти три месяца, концовка сезона-2024/25 и июнь, уже:
● «Химки» обанкротились и закрылись.
● Две недели после стыковых матчей никто точно не знал состава участников на новый сезон, а в итоге РПЛ вернула «Пари НН», проигравших стык.
● На владельца и инвестора «Торпедо» завели уголовное дело из-за подкупа судей
● Игрока «Сочи» Владимира Писарского обвинили в ставке на стыковой матч своей команды, он получил там красную.

За три недели до старта сезона-2025/26 лига оказалась в уникальной турбулентности. До сих пор возникают инсайды о том, что «Торпедо» может не начать сезон, пошли слухи об отстранении «Сочи» из-за влияния Писарского на стык. Вариант проводить чемпионат на 15 команд – тоже существует.
Так что на общем собрании РПЛ руководители клубов общались долго и с тревогой.
Вопросы, которые были бы ключевыми и самыми острыми раньше – новая стратегия развития, распределение денег – теперь обсудили быстро, потому что намного важнее насущное.
Гендиректор ЦСКА Роман Бабаев в этой должности с 2007-го, а юридическим отделом клуба руководит вообще с 2001-го, после собрания он первым вышел общаться и звучал неспокойно:
«Не припомню такого тяжелого времени. За все время в футболе… На российский футбол свалилось много проблем, нестандартных ситуаций. Мы обсуждали, что делать, если вдруг будут основания для самого строгого решения… В таком случае останется 15 команд. Все придерживаются мнения, что этого допустить нельзя. Это основная проблема, которая сейчас всех волнует».
Да, с «Торпедо» могут снять очки или вообще исключить. Так что в лиге правда напряжены.
Похоже, «Сочи» ничего не грозит. А вот «Торпедо» действительно могут исключить или заменить (скорее всего, на «Оренбург»)
Послушаем босса лиги.
– Скажу честно и откровенно: это самое сложное межсезонье, – начал президент РПЛ Александр Алаев. – Надеюсь, оно поскорее закончится, и начнется чемпионат. И все мы переключимся на футбол.
– Роман Бабаев сказал, что это самый тяжелый месяц российского футбола, который он помнит.
– Я с ним полностью согласен. И мы с ним это обсуждали. Последние три месяца были турбулентными по разным причинам. Нам, всем субъектам футбола, надо сделать выводы, чтобы фон вокруг футбола стабилизировался.

– Какое из событий вокруг футбола вас расстроило больше остальных?
– Не хочу все перечислять. Самый острый вопрос – вокруг участников чемпионата и «Торпедо». Нам всем надо его решить.
– Что больше угрожает целостности лиги: ситуация вокруг «Сочи» и ставок Писарского или «Торпедо» и уголовного дела?
– Для ответа нужно быть знакомым с материалами уголовного дела. Я знаком со всем по открытым источникам, у меня нет доступа к материалам дела и комментариям Писарского. Но ситуация вокруг «Торпедо» тревожная.
– Уголовное дело может идти год или даже больше.
– Вы правы, уголовное дело может идти годами. Но я не специалист в области уголовного права. А есть дисциплинарное дело в РФС, которое может решиться проведением комиссии КДК. К тому же здесь есть прецедент клуба «Чайка». Разница между решениями КДК и уголовного суда составила более трех лет.
И здесь есть уголовное дело, которым занимаются компетентные органы, а есть дисциплинарное, которым занимается КДК. КДК примет решение, а мы, исходя из него и в соответствии с регламентом, примем решения, если будет необходимо.
– Каковы самые вероятные сценарии?
– Есть угроза целостности соревнования. Я не юрист и не видел материалов дела, не знаю, какое может быть решение – понижение или снятие очков. Но такой риск есть. Возможны разные варианты. Не хочу забегать вперед. С точки зрения коммерческих вопросов и репутации лиги важно, чтобы состоялись все 240 матчей.
Сложное решение по замене участника может быть. Рассматриваем все сценарии. Но ждем решения КДК. Коллеги понимают: важно, чтобы заседание состоялось до старта чемпионата. Мы обсуждали, что есть крайне негативный сценарий, при котором придется принимать решение по ходу сезона.
В КДК работают здравые люди, они понимают: чем быстрее примут решение, тем быстрее все участники подготовятся к чемпионату. Зная руководителя и членов КДК, [уверен], они примут решение, как только появится фактура.

– Возможен ли чемпионат с 15 командами?
– Не хочу даже обсуждать такой вариант.
– Но это возможно?
– Возможны разные сценарии. Есть презумпция невиновности. Пока вина не доказана – возможно, оснований нет. Второй сценарий – замена участника (по словам Алаева, преимущество в такой ситуации у «Оренбурга» – Спортс’’). Третий – уйдет время на разбирательство и, возможно, придется снять участника. Это самый негативный вариант.
– А «Сочи» что-то угрожает?
– Я могу дать только экспертную оценку. Я не видел материалов дела. Комитет по этике рассматривает дело одного из футболистов, которого подозревают в ставках. По предыдущей практике я вижу больше рисков для физического лица, [чем для клуба]. У «Сочи» не такая тревожная ситуация, как у «Торпедо».
– На первой пресс-конференции вы сказали, что пришли навести порядок. Разве то, что сейчас происходит в российском футболе – не беспорядок и позор?
– Позор – громко.
– Но беспорядок – точно.
– Другую формулировку выберу – турбулентность. Она присутствует, причем по разным причинам, в том числе объективным. Есть вопросы по регламенту – отчасти это безответственность отдельных сотрудников. Есть ситуация с отдельными клубами и лицензированием – безответственность, один из акционеров не мог управлять. Но брать и лепить клеймо «позор» не стоит.
Я призываю всех успокоиться. Сейчас сложный период. Мы же любим футбол? Здорово накидать на вентилятор, но давайте разберемся в каждом отдельном случае – в регламенте, стыках, дисциплинарных нарушениях. А потом будем делать выводы, а не вешать клеймо «позор».

– Вам не кажется, что имидж лиги значительно просел? Кейс вокруг судейства, «Крыльев Советов» и губернатора Федорищева, «Химки», «Торпедо», «Сочи»…
– Мы проходим самый сложный этап. Не РПЛ, а весь российский футбол. Это факт. Но главное – футбольный продукт, и с ним все неплохо. Не буду даже говорить про рейтинги, концовку сезона, посещаемость. Сейчас, понятно, все сконцентрированы на негативе. Понятно, все это бьет по имиджу всего футбола.
– Это бьет по коммерческим доходам лиги?
– У нас действующие контракты, по ним нет переживаний. По новым есть рабочая группа, следующий цикл начинается в следующем году. Понятно, что ситуация не улучшается, но я уверен, что с ними все будет в порядке.
– Почему вокруг российского футбола так турбулентно? Дырки в регламенте? Политические моменты?
– Идеальный шторм (ситуация, когда неблагоприятные факторы накладываются, и общая сила заметно растет – Спортс’’). Бывает так.
– Вот просто «так бывает»?
– Каждую причину можно разобрать. Но сейчас я не хочу этим заниматься.
При все этом опять всплыла идея… расширения РПЛ. От кого?
Да, несмотря на проблему у «Торпедо», смерть «Химок», подозрения Писарского и проблемы со стадионом «Черноморца», в РПЛ опять говорят о расширении.
Этот разговор жив с середины 2010-х. Но экономических предпосылок так и не появилось, а клубы умирали.
В 2022-м дискуссия вспыхнула вновь. За расширение до 18 клубов выступали Шамиль Газизов («Уфа»), Григорий Иванов («Урал»), Гурам Аджоев («Арсенал» Тула), Роман Терюшков («Химки») и Владимир Хашиг («Краснодар»). И тогда к принятию решения было максимально близко.
В конце марта 2022-го на фоне отстранения из еврокубков, экономических и политических проблем клубы опять проголосовали за расширение (10 – за, 5 – против, «Спартак» воздержался). Но РФС снова заблокировал это решение, как и раньше.

Прошло три года. Новые и новые клубы умирают, президент лиги серьезно говорит про риск начать с 15 командами, но Шамиль Газизов, босс махачкалинского «Динамо» и один из главных сторонников расширения, снова поднял тему: «У меня есть большие работы по этому поводу. Если что, готов предоставить вариант».
Инициативу пока поддерживать, судя по всему, не собираются.
«Расширение – очень сложный вопрос, один из коллег предложил эту тему обсудить, но никаких комментариев и обсуждения не было, – прокомментировал Роман Бабаев. – Это просто одна из идей. На мой личный взгляд, мы пока не готовы. Все видим, какие есть логистические и экономические сложности. Не уверен, что сейчас время для расширения».
Александр Алаев четче и лаконичнее: «Сейчас это неуместно».
«Пари НН» будет играть не дома, приняли проект стратегии, показом на «Матче» довольны
И еще несколько тем, важных для нового и следующих сезонов в лиге.
«Пари НН», похоже, проведет часть матчей в Саранске. Алаев назвал выставку компании «Росатом», которая займет нижегородский стадион, «объективным ограничением» и добавил, что в Мордовии еще только предстоит модернизировать систему для работы FanID, чтобы там можно было проводить матчи РПЛ – «Пари НН» вложит в это свои деньги.

Клубы приняли проект новой стратегии развития РПЛ. Прошлая была написана в 2014-м – и не выполнена. Кроме того, подтвердили, что система распределения денег сохранится: посещаемость и соцсети продолжат учитывать. С сезона-2024/25 в РПЛ 555 миллионов рублей из призового фонда делят по маркетинговым очкам. Клубы единогласно согласились сохранить систему и попросили лигу подумать, как учитывать еще и использование молодых футболистов.
Лига довольна работой с «Матч ТВ». Александр Алаев отметил, что рейтинги РПЛ растут: «Нам нужно выполнять KPI. Базовый – рейтинги в определенной категории на федеральном канале. Без привязки к другим турнирам и сравнения с европейскими чемпионатами. Мы в этом сделали шаг вперед, рейтинги растут. Сравнивать РПЛ на федеральном канале и европейский футбол на Okko не совсем корректно. Мы довольны взаимодействием с «Матч ТВ» по показу РПЛ. Теперь есть конкуренция в преддверии следующих циклов. И это хорошо. РПЛ ведет работу с консультантами по реализации коммерческих прав».
Скоро сможем оценить, к чему это приведет: сезон-2025/26 – последний по действующему контракту с «Матч ТВ» как эксклюзивным вещателем.
Разыгрываем призы за участие в опросе. Ждем ваше мнение!
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Алексей Филиппов, Виталий Невар, Владимир Астапкович, Михаил Сербин; ФК «Торпедо»
взрыв это хлопок.
пожар это задымление.
позор это турбулентноть.
Утверждается план развития лиги — его не выполняют
Требуют проводить матчи в домашних регионах — сами переносят клубы в другие
То пускают, то не пускают, то принимают, то отчисляют команды от участия в рпл
Воистину лига приколов!
всё хорошо
бухтеть не надо
мы развиваемся (с) Михаил Газзаев
"– Позор – громко."
"Я призываю всех успокоиться."
"Мы же любим футбол?"
"Но главное – футбольный продукт, и с ним все неплохо."
"– Идеальный шторм (ситуация, когда неблагоприятные факторы накладываются, и общая сила заметно растет – Спортс’’). Бывает так."
"– Каждую причину можно разобрать. Но сейчас я не хочу этим заниматься."
Только уберите уже этот идиотский формат кубка с групповым этапом, который убивает саму идею кубковых соревнований. Он и так придуман тупо для того, чтобы матчей было больше, раз уж еврокубков нет - ну вот пусть дополнительные четыре тура каждый год это и компенсирует. И пусть Кубок снова играется одним матчем навылет, как и положено.
А, и требование 10-тысячного стадиона надо сделать хотя бы 7-8. Все остальное можно оставить.