Опрокинувшие небо. «Болонья» выиграла Кубок Италии
Алексей Логинов — об исторической победе «россоблу».

Сразу после финального свистка арбитра Маурицио Мариани комментатор Mediaset Массимо Каллегари воскликнул: «Ну все. Теперь „Олимпико“ превратился в „Ренато Далл’Ара“!» Да, римский стадион стал местом исторического триумфа «Болоньи», которая завоевала свой первый крупный трофей за 51 год.
Один мой итальянский друг, в прошлом преданный тифозо «Милана», после матча сказал тихо, почти шепотом: «Хорошо, что Сильвио Берлускони не видит всего происходящего». И в этих словах, как ни странно, звучала не ирония, а горечь. Потому что было действительно больно — видеть на трибуне Франко Барези, Даниэле Массаро и других символов великого «Милана», которые, глядя на поле, вряд ли узнавали в этой команде хоть что-то родное. Камера несколько раз ловила взгляд Адриано Галлиани — человека, который для «россонери» значит больше, чем все нынешнее руководство клуба, возведенное в тысячную степень. Можно было не сомневаться — его мысли в тот момент совпадали с фразой моего друга.
Когда огласили стартовый состав «Милана», это особенно точно резонировало с исполнением гимна Мамелли, который традиционно звучит перед финалом Кубка Италии. На этот раз его пела Кьяра Гальяццо — и, похоже, установила рекорд, не попав практически ни в одну ноту этой короткой и простой песни.
И в этом был свой символизм. «Милан» сегодня — это португало-югославский базарчик, собранный из футболистов, которые в нормальной футбольной реальности не имели бы никакого отношения к большому клубу. Как и сейчас не имеют никакого отношения ни к городу Милану, ни к Италии. Они — инородное тело, пожирающее кальчо изнутри.

Даже в «Болонье» сегодня больше красно-черной крови, чем в нынешнем «Милане». В команде Итальяно остался кристраж — частичка души пусть и потрепанного проходимцами, но все еще настоящего «Милана». Капитан Калабрия. После финального свистка он, конечно, радовался вместе с остальными, но сдержанно — как человек, который не мог не отдать дань уважения своим тифози.
Я имел несчастье несколько раз сталкиваться с Рафаэлем Леау и его «свитой» в Милане. Самое забавное — эти люди искренне убеждены, что, находясь в столице моды, автоматически становятся частью какого-то тренда. Хотя на деле их внешний вид и поведение вызывают скорее жалость. Над ними посмеялись бы даже в нулевых — если бы на них случайно наткнулись главный редактор GQ Николай Усков и редактор отдела моды Игорь Гаранин. Эта толпа выглядит настолько нелепо, что в какой-то момент ловишь себя на чувстве стыда — за то, что все это до сих пор якобы представляет «Милан».

Впрочем, я уверен — страдания настоящих болельщиков «Милана» не бесконечны. И клубу не грозят похороны на подобие тех, которые недавно устроили фанаты «Дженоа» для вылетающей в серию C «Сампдории». Скоро нынешнее руководство «россонери» растворится в небытие — как это уже случалось не раз в истории. И однажды в Миланелло вновь прилетит обаятельный человек на вертолете. Он с улыбкой скажет, что вновь сделает «Милан» лучшим клубом мира, пригласит самого революционного тренера. И, конечно же, купит... нет, не Ибрагимовича — а нового Ван Бастена. Потому что великий клуб интересует только первый сорт.
«Болонья» победила абсолютно заслуженно — и даже сделала это с определенной легкостью. Без драматичных сюжетных поворотов, без страданий, даже несмотря на легкую нервозность в концовке. Команда Винченцо Итальяно победила в матче, где вера в собственные принципы позволила сохранять контроль над игрой почти на всем протяжении встречи — против «Милана», который так и не сумел реализовать даже те немногие идеи, что у него были.
Оба тренера обошлись без сюрпризов в стартовых составах по сравнению с последними матчами. «Милан» сохранил схему 3-4-3, которая принесла определенные плоды в предыдущих турах. Хименес занял позицию правого эстерно, а тройку в защите составили Томори, Габбия и Павлович. В полузащиту, по сравнению с матчем прошедшей субботы, вернулись Фофана и Рейндерс. В группе атаки на месте левого треквартисты вместо Жоау Феликса, разумеется, вышел Леау, который расположился чуть ближе к центру, освобождая фланг для подключений Тео Эрнандеса.
Расстановка «Болоньи» варьировалась от 4-2-3-1 к 4-3-3, но по сравнению с привычным составом было одно изменение — с первых минут появился Фаббиан, который перемещался между зонами треквартисты и левого медзалы. В атаке же Кастро вернулся на свое место в линии нападения.

Тактический рисунок матча был понятен задолго до его начала. «Болонья» предпочла высокое давление с персональным прессингом, тогда как «Милан» играл со средним баричентро, пытаясь перекрыть центральные зоны.
Нельзя сказать, что «Милан» был статичен — во время позиционных атак «Болоньи» схема команды Консейсау трансформировалась в модуль 4-2-4. Хименес становился правым ала, Леау — левым ала, а Пулишич и Йович превращались в центрфорвардов. В обороне Томори сдвигался направо и становился правым терцино, Габбия и Павлович оставались в центре, а Тео занимал позицию левого терцино.
То, что «Милан» регулярно откатывался назад и перестраивался на более глубокую схему, — не случайность. Это происходило на протяжении всего матча, потому что «Болонья» постоянно вынуждала «россонери» садиться ниже. И в этом ей активно помог сам «Милан». Консейсау с самого начала отказался от агрессивного прессинга. В результате защитники «Болоньи» спокойно разыгрывали мяч в начальной фазе владения.
Особенно показательно это было на левом фланге — Леау пытался атаковать центрального защитника Бекема, но тому достаточно было просто сыграть в сторону на Хольма, и «Милану» приходилось пятиться, потому что при таком расположении португальца Хольм оставался совершенно свободным.
Итальяно переиграл оппонента не прибегая к изощренным трюкам. Следите за руками. Ндойе и Орсолини располагались максимально высоко и близко к бровке, так что терцини «Милана» — Тео и Томори — не могли сыграть агрессивнее, им приходилось отступать. Два центральных полузащитника в схеме 4-2-4 не успевали страховать фланги, и «Болонья» получила полное территориальное преимущество — розыгрыш по флангу завершался на Орсолини или Ндойе, которые шли в обводку и загоняли оборону «Милана» все глубже, почти к самой штрафной.
Человек финалов. Наследник Земана. Сицилиец, рожденный в Германии. В чем феномен Винченцо Итальяно?
Территориальное преимущество принесло результат уже через несколько минут после начала второго тайма. После неудачно завершенной атаки «Милан» вместо контрпрессинга предпочел медленно перестроиться в оборону — и за это мгновенно поплатился. Пока Леау неторопливо возвращался назад, а Тео был занят Орсолини, Фройлер сместился ближе к флангу и получил передачу от Фергюсона, оказавшись абсолютно свободным.

В этот момент «Болонья» перевела мяч диагональю на противоположный фланг, и Ндойе, атакуя Хименеса, вынудил «россонери» откатиться глубоко, практически к линии собственной штрафной. Как это уже не раз происходило в первом тайме, «Болонья» попыталась подать с фланга, защита отбила мяч, но «россоблу» без труда подобрали его и всей группой атаки поднялись на подступы к штрафной.
Мяч снова вернулся на правый фланг, где Фройлер начал продвигаться вперед. Рейндерс попытался его встретить, но швейцарец сыграл на противоходе. В результате перед линией защиты остался только Фофана, рядом с которым уже появлялся Фаббиан.
Когда Фаббиан развернулся с мячом, в левой части обороны «Милана» находились Кастро и Орсолини — последний расположился между Павловичем и Тео. Габбия, как и полагается, собирался выйти на Кастро, и в таком случае Орсолини переходил под опеку Павловича. Но серб, как мы уже не раз замечали по ходу сезона, ориентируется исключительно на игрока, полностью игнорируя мяч и пространство — и в этот раз он тоже бросился на Кастро. В результате за его спиной остался совершенно свободный Орсолини.
Когда мяч просочился к Орсолини, Тео успел выполнить подкат, но мяч отскочил прямо к Ндойе. С ледяным спокойствием, от которого наверняка замерли сердца всех болельщиков «россоблу», швейцарец принял, спокойно подработал и пробил в створ. И вошел в историю.

Это был справедливый итог. К этому моменту «Болонья» очень хотела забить и сделала для этого гораздо больше. «Милан» же расплатился за дилетантский подход своего тренера — обороняться ниже не значит обороняться пассивно. А когда ты занимаешь пространство настолько медленно, то просто отдаешь игру в руки соперника.
После гола все зависело от двух вещей — как ответит «Милан» и как «Болонья» сумеет удержать преимущество. С первым не сложилось — «Милан» снова был статичен, действовал без вдохновения — как почти весь этот сезон, особенно при Консейсау. А вот «Болонья» продемонстрировала зрелость, которой от нее, возможно, некоторые и не ждали.
Когда на 70-й минуте Итальяно заменил Орсолини, второй комментатор Массимо Паганин сказал: «Вот сейчас-то „Милан“ будет давить». Так обычно и бывает, когда ты преждевременно снимаешь лучшего игрока. Но «Болонья» не ощутила ни настоящего давления, ни особенных мучений. Да, страх был — в некоторых моментах, отобрав мяч, футболисты Итальяно сразу избавлялись от него или выбивали далеко вперед. Но это нормально для клуба, который играет первый финал за полвека.

В остальном — не было ни малейшего предательства собственных принципов.
И не стоит зацикливаться на переходе на схему с пятью защитниками. Недавно Симоне Индзаги, надеюсь, раз и навсегда доказал — в этих цифрах рядом с расстановкой больше нет ничего архаичного.
Главное — «Болонья» продолжала активно обороняться, даже при более низком расположении, и сохранила высокий уровень движения благодаря заменам. В борьбе за подбор и верховые мячи «Милан» просто не участвовал. Да, Итальяно вел себя осторожнее, чем в концовках других финалов, которые он проигрывал, но на этот раз его не подвели собственные защитники.
А в момент, когда нужно было просто сохранить счет, к командной прочности добавилась мудрость Одгора — датчанин надежно распоряжался мячом, не терялся, выигрывал доли секунды, закрывал корпусом, цеплялся, использовал дриблинг. Все, чтобы снять давление с партнеров.
После финального свистка на поле моментально высыпали игроки и тренеры «Болоньи», а также бывшие звезды клуба, включая Марко Ди Вайо и Джузеппе Синьори. Особое место в праздновании занял легендарный музыкант Джанни Моранди — давний поклонник «Болоньи», который не смог сдержать слез радости. Этот долгожданный успех, спустя более полувека, стал настоящим событием для города двух башен, объединив разные поколения болельщиков.

Особенных поздравлений удостоился мистер Винченцо Итальяно — человек, который до этого проиграл четыре финала подряд и рисковал попасть в список вечных неудачников. Но один из самых инновационных тренеров серии А доказал, что умеет приспосабливаться к постоянно меняющемуся футболу.
Теперь он вместе со своими парнями вошел в пантеон героев «Болоньи». Подобно Фуффо Бернардини, он совершил почти невозможное — прервал гегемонию традиционных грандов, да еще сделал это с позиции интеллекта, смелости и силы.
Так «Болонья» вновь опрокинула небо.
Вчера победил Итальяно.
Победила Италия.
Победили итальянцы.
Подписки:
Просто поддержать проект:
С уходом Мальдини отдали Тонали, Калабрию, Побегу, Салемакерса, Де Кетеларе, Калюлю и др. Все на сегодняшний день играют в более успешных (по результатам) клубах. Это о многом говорит.
А вот про черно белую кровь в статье я что то не понял)