Кукурелья – в топе бомбардиров «Челси»-2025. И это проблема
Признает даже Мареска.
Один главных парадоксов «Челси» в 2025-м: Марк Кукурелья – лучший бомбардир.

АПЛ: три мяча – столько же только у Педру Нету.
Все турниры: четыре гола – как у Нони Мадуэке.
За сезон у Марка шесть мячей – столько же, сколько за предыдущие пять лет.
Голы Кукурельи – благодаря тактике Марески. Как это работает?
Тренер «Челси» с самого начала сезона использует одного из крайних защитников как инвертированного фулбека – игрока, который смещается в центр, когда команда владеет мячом. Именно это позволяет Кукурелье быть в высоких позициях. Но обо всем по порядку.
Прием не новый: Пеп Гвардиола применял его и в «Баварии», и в «Манчестер Сити», Микель Артета – в «Арсенале», да и сам Мареска в «Лестере» регулярно использовал правого защитника Рикарду Перейру в подобных сценариях.
Идея такого смещения проста: насыщенный центр позволяет давить соперника по схеме 3-2-4-1. Игроки с атакующих позиций в центре поля поднимаются выше и оставляют сзади опорника с инвертированным фулбеком. На мяче такой подход дает преимущество в одного игрока при атаке.

При обороне тоже должно помогать.
«Идея смещения крайнего защитника в центр в том, что мы можем быть лучше готовы к переходным фазам, – рассказывал Мареска в разборе игры «Лестера» для The Coaches’ Voice. – Классические фулбеки при потере оказываются слишком высоко. Тогда приходится обороняться тройкой: опорным полузащитником и двумя центральными защитниками. В нашем случае игроков пять: один из крайних защитников остается в тройке центральных, а опорников становится двое благодаря смещению инвертированного фулбека».
В «Челси» Мареска чередовал инверсии между флангами: в центр смещался то Мало Гюсто, то Кукурелья. Тренер через несколько месяцев доработал идею ради атакующего потенциала: Гюсто поднимался не в опорную зону, а гораздо выше, на позицию десятки в правом полуфланге. Левый занимал Коул Палмер, Энцо Фернандес оказывался без позиции.

Трюк сработал в нескольких матчах: соперники просто не понимали, кто должен закрывать Гюсто. Но вскрылась и проблема: французу тяжело подстраиваться под мяч в нестандартных ситуациях. Он правильно выполнял тактические установки Марески, однако плохо реагировал на эпизоды: не знал, кому отдать пас, и зачастую просто не мог принять мяч. Слишком много отличий от роли крайнего защитника.
Энцо поддерживал: «Если честно, я очень доволен Мало. Игроков часто оценивают через призму результатов, но он помогал нам, когда мы были на хорошем ходу – выиграли семь, восемь, девять матчей подряд. Для меня Мало – ключевой игрок, очень важный для команды», – говорил он в конце февраля.
Но от идеи с высокой позицией Гюсто тренер начал отходить еще в январе. Из-за неудавшейся адаптации Мало к новой роли и того, что Палмер перестал быть эффективен в левом полуфланге. Мареска решил вернуть Коула туда, где он приносит больше пользы – в правый полуфланг.
Пространство слева нужно было заполнять. Когда в составе есть Ромео Лавия, туда чаще всего приходит Энцо Фернандес, а инвертированным фулбеком становится Мойсес Кайседо. Центр становится надежнее и острее: Фернандес создает моменты и врывается в штрафную, пока Кайседо и Лавия страхуют опорную зону. Вот только Ромео появляется нечасто: за весь сезон был в старте лишь девять раз трижды выходил на замену. Поэтому Фернандесу приходится периодически играть ниже: он помогает Кайседо в переходных фазах. А левый полуфланг часто пустует.

Мареска отзеркалил собственную идею: теперь выше поднимается Кукурелья, он более атакующий инвертированный фулбек. И он намного эффективнее Гюсто: 6+3 во всех турнирах против 0+2 у француза. Возможно, голевое чутье Марка тренер заметил в прошлом сезоне: первый мяч за «Челси» Кукурелья забил в четвертьфинале Кубка Англии как раз «Лестеру» Марески.

Испанец отлично читает эпизоды и не боится врываться в штрафную на прострелы. Именно так он забил большинство мячей: замыканиями. Исключение – гол «Лестеру»: Марк пробил из-за штрафной. Попал идеально и принес «Челси» минимальную победу.
Кукурелья признавался, что не знает, почему так возросла результативность, но все-таки выдал несколько предположений: «Так получается! Сейчас чаще нахожусь рядом с чужой штрафной или внутри, и мне нравится, что ко мне чаще приходит мяч. Раньше я мог простоять 10 часов в штрафной и мяч так и не доходил, а сейчас все изменилось. Когда забиваешь, чувствуешь себя невероятно. Я полюбил это чувство, поэтому я хочу забивать еще и еще».
Перед матчем с «Фулхэмом» в конце апреля Мареска восхищался Кукурельей, но переживал, что больше никто не забивает:
«У него фантастические результаты. Не только забивает, но и помогает команде играть в наш футбол. В обороне агрессивен, без мяча хорош. Но если Куку забивает больше всех – это тревожный звонок. Надеемся, что скоро начнут забивать те, кто должен это делать по позиции». После этих слов Марк пока не забивал, зато проснулся Николас Джексон: три мяча в последних двух матчах.
Высокая позиция Кукурельи – проблема для обороны. Мареска сам ломает структуру
Несмотря на заявления Марески о хорошей подготовке обороны при переходных фазах, у команды бывают проблемы именно из-за Кукурельи. Лучший пример – матч с «Ипсвичем» на «Стэмфорд Бридж» (2:2): при обоих пропущенных Марк не добежал за атакующими соперниками.
У этого две причины. Во-первых, у испанца очень энергозатратные задачи: ему приходится играть второго нападающего, опорника и крайнего защитника. Марк – четвертый по пробегу в команде.

И третий по количеству спринтов. Логично, что порой его просто не хватает.

Не помогает и отсутствие внятной замены: Бен Чилуэлл не подходит Мареске – его отправили в «Кристал Пэлас», а Ренату Вейга захотел поиграть центральным защитником в «Ювентусе». Даже на Лигу конференций Кукурелью приходится выпускать в старте. Альтернатива сомнительная: на левом фланге его иногда подменяет правша Гюсто.
Во-вторых, Кукурелья не успевает возвращаться. Без мяча «Челси» играет в четверке защитников, поэтому Марк должен быть на позиции левого фулбека. Стремительные контратаки соперников усложняют жизнь – какие шансы быстро вернуться из чужой штрафной?
Мареска сам же ломает придуманную структуру с пятью игроками в переходной фазе: Кукурелья уже не играет опорника – оказывается выше, а Фернандес не всегда опускается помогать Кайседо (аргентинец тоже поддерживает атаку). Даже пятерка в обороне выглядит слишком компактно: именно атаки с флангов в такой формации будут самыми действенными у соперника. Именно поэтому становится важным возвращение Кукурельи в оборону на фланг.
Кукурелья празднует голы, изображая пингвина: «Прочитал, что пингвин выбирает одного партнера на всю жизнь»
В этом году у Марка появилось собственное празднование. Когда впервые в жизни забиваешь так много – хороший повод его придумать!
После голов Кукурелья изображает пингвина: опускает руки вдоль корпуса и идет вразвалку.

Болельщики предположили, что это отсылка к декабрьскому матчу с «Тоттенхэмом»: тогда Марк дважды поскользнулся, а соперники оба раза воспользовались ошибками и повели. Кукурелья поменял бутсы по ходу первого тайма и помог «Челси» перевернуть – выиграли 4:3, Марк сделал ассист. В следующем матче с «Брентфордом» Кукурелья забил первым и отпраздновал походкой пингвина.
Однако потом Кукурелья развеял миф: «Нет, это не отсылка к тому матчу! Я решил так праздновать, потому что прочитал в интернете, что пингвин выбирает одного партнера на всю жизнь. Отправил это жене. Мы много шутили, что я мало забиваю, поэтому сказал ей:если забью, отпраздную как пингвин.
Теперь забиваю чаще. Мои дети видят празднование и повторяют его дома. Так что это важно и очень трогательно для всей моей семьи. Буду продолжать в том же духе, ведь у Палмера, Мбаппе, Холанда и многих других игроков есть собственное празднование. Надеюсь, что буду забивать так часто, что мое празднование тоже добавят в FIFA».
С таким внезапным количеством голов правда все больше шансов.
У «Челси» 10 вратарей, но летом могут купить нового

Фото: Gettyimages/Mike Hewitt, Richard Heathcote
В 2022-ом за семь игр забил три гола и ассист.