«Ливерпуль», «Челси» и «гол-призрак», который преследует Жозе Моуринью 20 лет спустя
3 мая 2005 года «Ливерпуль» встречался с «Челси» на «Энфилде» в решающем матче полуфинала Лиги чемпионов.
Это событие в любом случае должно было стать сенсационным, однако оно превратилось в один из самых противоречивых матчей в новейшей истории соревнований, способствуя развитию одного из величайших современных соперничеств в английском футболе.
Причина? Победный мяч Луиса Гарсии, который британские СМИ назвали «голом-призраком», а менеджер «Челси» Жозе Моуриньо заявил, что он «прилетел с Луны или с трибуны «Энфилд Роуд».
В честь 20-летнего юбилея вспоминает события того бурного вечера в беседе с ключевыми фигурами с обеих сторон, которые были там.
Во-первых, контекст.
В сезонах, предшествовавших встрече в 2005 году, «Ливерпуль» и «Челси» были соперниками в борьбе за попадание в Лигу чемпионов. Однако, тогда лондонский клуб ушел в отрыв под руководством Моуриньо, который, как и его коллега из «Ливерпуля» Рафаэль Бенитес, был назначен летом 2004 года. К моменту приезда на Мерсисайд в мае «Челси» уже выиграл Премьер-лигу и закончил сезон с 95 очками, пропустив за это время рекордно малое количество мячей — 15.
«Ливерпуль», напротив, с трудом отрывался от идущего на пятом месте «Болтон Уондерерс» в чемпионате и уже проиграл финал Кубка лиги против «Челси» в том сезоне. Однако в Европе дела обстояли иначе: на групповом этапе они обошли «Олимпиакос» благодаря позднему вмешательству Стивена Джеррарда, выбили «Ювентус» и леверкузенский «Байер», а затем добились достойной ничьей с «Челси» (0:0) в первом полуфинальном матче. Однако не было никаких сомнений в том, кто является фаворитом.
Дитмар Хаманн, полузащитник «Ливерпуля»: Мы были аутсайдерами. Учитывая правило выездного гола, мы знали, что если пропустим дома, то будет очень тяжело. Мы знали, что нам нужно идеально сыграть против лучшей команды Англии, и Рафа отлично выстроил нашу тактику.
Рафаэль Бенитес, менеджер «Ливерпуля»: Ключевым моментом в тактическом плане был баланс: мы должны были оставаться твердыми, компактными и хорошо организованными. Когда мы защищались, то играли 4-4-2, когда атаковали — 4-2-3-1. Мы не могли позволить себе дать им пространство.
Мне не нравится, что мы сидим слишком глубоко или прессингуем слишком высоко, приглашая команды играть длинными забросами. Мы играли в то, что я называю «три четверти». Мы много говорили о выборе правильного паса как спускового крючка для прессинга в целом. Обычно это происходило от центрального защитника, который передавал пас крайнему защитнику.
(Нападающий «Челси») Дидье Дрогба был «бегуном», и я говорил с центральным защитником «Ливерпуля» Сами Хююпя о том, что нужно двигаться раньше и предугадывать его движения. Если мы прессинговали эту сторону, они пытались выходить из защиты, и центральные защитники должны были выходить раньше, чтобы быть готовыми к этому.
Рикарду Карвалью, защитник «Челси»: Да, против нас было сложно играть, но «Ливерпуль» тоже заслужил выход в полуфинал. У них был очень хороший тренер и очень хорошие игроки — Джейми Каррагер, Хююпя и Джеррард. Они были очень компактными.
В большие европейские вечера «Энфилд» всегда оживает, но этот матч был совершенно другого уровня. Болельщики заполнили стадион до отказа и создали враждебную атмосферу, которая застала некоторых игроков «Челси» врасплох.
Роберт Хут, защитник «Челси»: Когда мы добрались до места, на улицах были тысячи людей. Когда мы вышли из автобуса, то увидели все красные языки пламени. Болельщики «Ливерпуля» с тех пор говорят, что атмосфера была одной из лучших в истории, так что, если они так говорят, значит, она была просто, мать вашу, отличной! Как только «Энфилд» начинает качать, он качает, и ты даже не слышишь своего собственного голоса.

Игор Бишчан, полузащитник «Ливерпуля»: Я уже участвовал во многих больших играх, но это было нечто иное. Я почувствовал это с того момента, как вышел на разминку. Трибуны уже заполнялись. Болельщики поняли, что нам нужна их помощь, чтобы пройти дальше. Все так сильно этого хотели. Все было так громко.
Бенитес: В составе «Челси» было много опытных, высококлассных игроков, но даже лучшие могут почувствовать давление подобной атмосферы. Несомненно, это заставило наших игроков выкладываться по полной. Было ли это лучшее, что я испытал на «Энфилде»? Это, безусловно, один из лучших матчей.
Разногласия начались рано, всего через четыре минуты. Джеррард сделал передачу между Джоном Терри и Карвалью — защитным дуэтом, который обычно так плотно взаимодействует, — сыграв на Милана Бароша. Вратарь Петр Чех вышел из ворот и врезался в нападающего, но Гарсия подхватил мяч и переправил его в ворота. Вильям Галлас посчитал, что сделал достаточно, чтобы мяч не пересек линию, но словацкий арбитр Любош Михел, по совету своего помощника Романа Слишко, решил, что мяч пересек линию.
Джон Терри, защитник «Челси»: Я, наверное, был ближе всех к мячу, хотя Вилли (Галлас) добрался до него позже меня. Это определенно не было голом.
Карвалью: Проблема в том, что никто не может подтвердить, зашел-ли он внутрь (ворот). У меня не было хорошего обзора. Я смотрел на Вильяма, который бежал назад и выбил мяч, поэтому не могу сказать, но Вильям сказал, что мяч не залетел в ворота.

Хаманн: Я посмотрел на ассистента, и он тут же дал отмашку на гол. Это было похоже на извержение внутри «Энфилда». Терри и Карвальо были настолько тверды, что мы знали, что вряд ли получим много шансов, поэтому нам нужно было вырваться вперед и навязать свою игру. Это было начало мечты и блестяще продуманная комбинация.
Хут: Со скамейки запасных ты видишь все немного иначе. Это не был очевидный гол, поэтому я спрашивал: «Зашел, он зашел?». И без всяких технологий я просто чувствовал, что это должен был быть гол. В этом была некоторая несправедливость, но главным был шум толпы. Для нас было главное — забыть и играть дальше.
У «Челси» было 86 минут, плюс добавленное время, чтобы сравнять счет, которого, с учетом правила выездного гола, хватило бы для выхода в финал. План «Ливерпуля» заключался в том, чтобы отсидеться в глубине поля и защитить то, что у них есть, но концовка матча была напряженной.
Хут: Моуриньо поставил меня на позицию нападающего. Он сказал: «Забей гол, забей». Я вышел туда не для того, чтобы предотвратить гол, а для того, чтобы будучи большим парнем, находиться впереди и устроить небольшой хаос. К тому моменту я уже точно знал, что происходит, так что большой речи не требовалось. У меня было всего 15-20 минут, чтобы забить, но завершение атак — не самая сильная моя сторона!
В решающий момент, шанс у «Челси» подоспел. Лэмпард навесил в штрафную, Терри пробил по воротам, и, когда «Ливерпуль» попытался вынести мяч, он попал к Эйдуру Гудьонсену у дальней штанги. Исландский футболист оказался на краю вратарской, но под острым углом, и защитники «Ливерпуля» бросились его накрывать. Его удар был хорошо отработан... но пролетел мимо дальней штанги.
Хамман: Во втором тайме нам пришлось нелегко. Нам пришлось приложить немало усилий, чтобы держать их подальше. Все чаще приходилось просто держаться. Я вышел примерно за 20 минут до конца, и было страшно смотреть на это со скамейки запасных. А когда на 95-й минуте мяч попал к Гудьонсену... мир словно остановился. Это была чистая драма. Я положил голову на руки. Если бы Джими Траоре успел сделать касание у ближней штанги, мяч, возможно, оказался бы в сетке ворот.

Антонио Нуньес, нападающий «Ливерпуля», в интервью в 2022 году: Удар получился несильным, и мяч прошел совсем рядом со мной. Мой брат сказал мне, что он беспокоился, что я дотронусь до мяча и будет автогол. Это бы нас убило.
У «Челси» уже не было времени на еще одну атаку, и «Ливерпуль» вышел в свой первый европейский финал с 1985 года.
Бишчан: Сцены, когда через несколько секунд прозвучал финальный свисток, были просто сумасшедшими. Казалось, что мы уже выиграли кубок. Это был самый яркий вечер на «Энфилде» в моей жизни. Позже вечером мы отправились в город, чтобы выпить и отпраздновать.
Хамман: У меня до сих пор мурашки по коже от рева, который раздался по всей площадке после финального свистка. После этого мы совершили круг почета, и было видно, что это значит для людей.
Нуньес: Когда я зашел в комнату отдыха игроков, чтобы повидаться с братом, он продолжал говорить мне: «Ты в финале Лиги чемпионов! Ты в финале Лиги чемпионов! Ты можешь поверить в то, что с тобой произошло?». Многие люди в Испании говорят мне: «Почему «Энфилд» так знаменит? Почему атмосфера здесь такая особенная?». Я всегда говорю, что нужно побывать там и прожить все самому, чтобы по-настоящему понять это. Это особенное место.
Бенитес: В тот вечер я с женой и друзьями отправился в бар в Альберт-Доке, чтобы отпраздновать это событие. Я не пил, мне просто нравилось видеть, что это значит для всех. Прошло 20 лет с тех пор, как «Ливерпуль» выходил в финал Лиги чемпионов. Но даже в баре я уже думал о следующем испытании.
После игры Моуриньо не был настроен на великодушие, он нацелился на судей и гол Гарсии. Позднее Михел сказал, что он был полностью уверен в решении Слишко засчитать гол и что, если бы это было не так, он бы назначил пенальти и удалил Чеха за фол на Бароше. Однако споры не утихают до сих пор.
Хамман: Пересек ли мяч линию ворот? Не знаю, но я бы предпочел красную карточку для Чеха и пенальти для нас, чем засчитанный гол. Моуриньо жаловался, но это совершенно не учитывало того факта, что им действительно повезло не оказаться в меньшинстве на протяжении 85 с лишним минут. Для них это было лучшим решением, чем для нас!
Бенитес: На днях я был на заседании совета директоров УЕФА вместе с Петром Чехом. Всякий раз, когда речь заходит о том вечере, я всегда говорю ему об этом: «Ладно, пенальти и красная карточка в нашу пользу, не жалуйся на то, что гол был засчитан! Ты бы предпочел оказаться в меньшинстве в самом начале игры?». Он посмеялся.

Терри: Я бы предпочел, чтобы он попал в сетку: гол есть гол, мы знаем, где находимся, и «Ливерпуль» нас обыграл. Тот факт, что это «Был ли гол, не было ли гола?», меня не очень устраивает. Было бы интересно посмотреть на него с помощью современных технологий. Проигрыш такой важной игры из-за чего-то подобного — возможно, именно поэтому у нас теперь есть ВАР, и мы должны ценить его именно за это.
Для «Ливерпуля» все остальное стало историей. Они выиграли Лигу чемпионов в Стамбуле, отыгравшись со счета 0:3, сыграв вничью 3:3 и победив «Милан» по пенальти. Для «Челси», который в итоге опередил «Ливерпуль» в Премьер-лиге на 37 очков, остались только сожаления и ощущение того, что могло бы быть.
Бишчан: В том сезоне в Лиге чемпионов мы были аутсайдерами. Но с того момента, как мы обыграли «Олимпиакос» в заключительном матче группового турнира и вышли в плей-офф, наша вера начала расти. С каждым раундом она становилась все больше и больше. Благодаря огромной решимости и духу соперничества мы продолжали идти вперед. Когда мы обыграли «Челси», нам казалось, что это наша судьба — выиграть трофей в Стамбуле.
Терри: За свою карьеру я выиграл много трофеев, но именно те, которые от тебя уходят, оставляют после себя маленькую царапину, маленькую занозу. Это (гол) один из тех моментов, когда ты говоришь: «Мы не знаем ответа на этот вопрос», но на самом деле я бы предпочел знать ответ.

Карвалью: Было бы здорово сыграть в финале Лиги чемпионов в том году. Но нужно найти баланс в себе, потому что попасть в полуфинал или финал Лиги чемпионов не так-то просто. Команда, которую мы создали, заслужила завоевать столь важный трофей. У нас была возможность. Мы были так близко.
И следующие годы были сложными для игры против «Ливерпуля». На пресс-конференциях Моуриньо и Бенитес всегда вели свои интеллектуальные игры. И для нас, как для игроков, возможно, в тот момент мы хотели показать нечто большее, чем просто выиграть матч против них. У нас было ощущение, что в финале должны были играть именно мы.
Хут: Для Моуриньо это была Лига чемпионов, которую он так и не выиграл с командой, которую любил. Эта команда, безусловно, была достаточно хороша, чтобы выиграть Лигу чемпионов. В футболе хорошо то, что всегда есть еще одна игра, и я просто рад за «Челси», что они в конце концов отпраздновали победу в 2012 году.
Бенитес: Отцы до сих пор часто подходят ко мне, чтобы рассказать о том вечере. Дети-подростки, которые находятся там с ними, не знают об этом, потому что они еще не родились, так это было давно. Я никогда не задумывался о жалобах на гол. Реальность такова, что мы выиграли игру и заслужили победу.
Авторы: Грегг Эванс, Джеймс Пирс, Саймон Джонсон (источник)
Фото обложки: Getty Images; дизайн: Уилл Тулос
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!
https://www.youtube.com/watch?v=LgMjNN88m5o&ab_channel=LiverpoolFans
Антон, ну это просто кровь из глаз... фигасе, вмешательство...