4 мин.

Внешнее управление РПЛ в «Химках». Что это значит?

Разбор Игоря Сергеева.

В классическом для российского футбола сюжете (долги по зарплате, угрозы забастовки) появилось кое-что новенькое: по словам главы РПЛ Александра Алаева, в «Химках» введен «определенный вид внешнего управления». Лига раньше срока перечислила клубу коммерческие и телевизионные выплаты – чтобы рассчитаться с игроками и персоналом.

Внешнее управление? Лига будет управлять «Химками»? Назначать боссов и тренеров?

Нет, не будет. Озвученные меры – не совсем внешнее управление. Вернее совсем не оно.

Регламент РФС упоминает, что любые процедуры по восстановлению платежеспособности клубов возможны только в рамках действующего законодательства о банкротстве юридических лиц.

По общим нормам, внешнее управление процедура серьезная, которая подразумевает прекращение полномочий руководителя должника и частичный мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам. Управление юрлицом при этом возлагается на внешнего управляющего.

Но самое важное, что только арбитражный суд может вводить внешнее управление и утверждать внешнего управляющего. Такое решение возможно после нескольких стадий процедуры банкротства – наблюдения и/или финансового оздоровления. Которые также назначаются арбитражем по требованию кредиторов.

Ни РФС, ни РПЛ вводить внешнее управление точно не могут. 

«Внешнее управление – это когда организация признана судом несостоятельной, – абсолютно правильно пояснил ситуацию инвестор «Химок» Туфан Садыгов. – В данной ситуации речь идет о контроле за целевым использованием средств, которые поступают от РПЛ. Думаю, Александр Александрович это и имел в виду. РПЛ всегда выполняла контрольную функцию: проверяли финансовое состояние и отчетность клубов. Это один из пунктов лицензирования. Ничего нового в этом нет».

Действительно, футбольный союз может контролировать финансовое положение клубов или даже отозвать лицензию (кстати, при запуске процедуры банкротства в судебном порядке). 

Часть этого контроля – оценка гарантий финансирования до конца лицензируемого сезона.

В РФС заявляют, что «Химки» в качестве подтверждения состоятельности в 2024-м предоставили договор пожертвования клубу. В прошлом году денежные вклады собственников в подмосковный клуб составили общие 965,2 млн рублей (годом ранее – 1,05 млрд). Ни собственники, ни пожертвователи не раскрываются – клуб функционирует в форме автономной некоммерческой организации, которые могут не указывать учредителей в реестрах. 

РФС вправе в любое время проверять соблюдение финансовых норм и требовать всю необходимую документацию. Например, чтобы убедиться в отсутствии просроченных задолженностей.

То есть долги могут быть, главное – не просроченные. Чтобы они считались такими (кроме очевидного – погашения), клуб может предоставить соглашение с кредитором (например, другим клубом, игроком или налоговой) о продлении первоначального срока оплаты. Достаточным основанием будет и судебное разбирательство по оспариванию того или иного долга. 

В случае несоблюдения критериев РФС может ввести ограничения – например, запретить клубу получение суммы от лиги/союза или пересмотреть порядок использования этих денег.

Скорее всего, именно эта процедура подразумевалась президентом РПЛ под «определенным видом внешнего управления».

Долги «Химок» перед налоговой выросли, счета заблокированы. Деньги точно дойдут до игроков?

Напомним, что согласно налоговой отчетности, общие долги «Химок» на начало года выросли кратно – краткосрочные обязательства (с погашением до года) составили 1,14 млрд рублей (годом ранее – 335,3 млн), из которых перед контрагентами – 433,9 млн (было 43,1 млн – рост в 10 раз), по зарплате – 311,2 млн (57,3 млн – в пять раз), по налогам и сборам – 336,2 млн (234,8 млн).

В марте налоговая приостановила операции по счетам клуба сразу в шести банках – «Банке Точка», «Альфа-Банке», «Сбере», «ОТП Банке», «Экспобанке» и «Газпромбанке». 

«Для нас это не новость. На повседневную работу клуба на данном временном отрезке это не влияет», – сообщили ТАСС в пресс-службе «Химок» еще в конце марта.

Уточним, что такие меры применяют для взыскания задолженности, они означают прекращение расходных операций по счетам.

При этом за месяц отрицательное сальдо (когда общая сумма перечисленных на налоги средств меньше суммы, подлежащей к уплате в бюджет) «Химок» выросло еще почти на 30 млн – до 364,5 млн.  

Чтобы снять блокировку, клубу нужно выйти в ноль по этому параметру. 50 млн рублей от лиги, как видите, для этого недостаточно.

Так что у бухгалтерии нетривиальная задача: отправить на счета игроков деньги до того, как их заберет налоговая.

Для этого есть исключение: блокировка не распространяется на платежи по оплате труда, которые должны были быть исполнены до уплаты налогов. Так что на зарплаты деньги разморозят, можно выдохнуть.

Но как «Химки» пройдут лицензирование на следующий сезон, непонятно. Хотя инвестор оптимистичен.

«Конечно пройдут. А почему не должны? – ответил Садыгов Sport24. – Везде бывают задержки оплат, у многих бывают финансовые трудности. С какого перепугу «Химки», которые пять сезонов выплачивали все до копейки, сейчас должны перестать это делать?»

Действительно.

Телеграм-канал Игоря Сергеева

Что происходит в «Химках»? Счета заблокированы, долги по зарплате, в раздевалке напряжение

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов