4 мин.

Что случилось с вратарем «Ростова» Ятимовым — и как правильно действовать при сотрясении головного мозга

Это выглядело страшно. Удар головой — и футболист лежит без движения. Руки подняты, тело напряжено. На доли секунд — полная тишина и оцепенение. А дальше — хаос, паника и попытка помочь, кто как умеет.

Но давайте разберёмся, что произошло — и почему это стоит нашего внимания

Это точно сотрясение. Почему?

За секунду до удара

Эпизод с другого ракурса

На видео всё видно: удар — и мгновенная реакция тела. Так выглядит нейрорефлекс при сотрясении мозга. Потеря сознания, “фехтовальная поза” (зависимость мышечного тонуса от поворота головы – разогнута одна ручка и приподнята) — всё это классика спортивной неврологии. И это значит только одно: игрок получил травму головы, и она серьёзнее, чем может показаться на первый взгляд.

Кто-то вставляет пальцы в рот, кто-то зовёт врачей. Что правильно?

Эмоции зашкаливают — и это нормально. Но при всех добрых намерениях важно помнить главное: в рот лезть не нужно. Ни пальцами, ни чем-либо ещё.

Игрок «Факела»  Владимир Ильин сделал то, что должен был сделать каждый обученный: подошёл, попытался оценить состояние и повернул голову.

Но важно помнить: главный приоритет в начале травмы головы— убедиться  в безопасности шеи. Поэтому тут все правильно, повернули голову пока не убедились в отсутствии травмы шеи. Только убедившись, что нет подозрения на травму позвоночника, можно перевернуть пострадавшего в устойчивое боковое положение. Это спасает жизнь — предотвращает западение языка и удушье. Мы про это подробно писали тут в нашем блоге про первую помощь. (Первая помощь в спорте)

Замена? Абсолютно правильно.

После такой травмы — никакого возвращения в игру. Даже если “прошло” и “всё нормально”. Сотрясение — не шутка. Отдельно отмечу, что комментаторы матча тоже это озвучили. Спасибо что подняли эту тему. Кстати, в целом дальнейшие рассуждения Константина Генича и Владислава Будлянского первой помощи - очень грамотны, чем больше мы будем говорить про правильную первую помощь, тем меньше рисков осложнений при травмах.

Вернемся к тактике восстановления. В ближайшие 48–72 часа нужен врачебный контроль и обследование. Мы смотрим не только на сам мозг, но и на шейный отдел, чтобы исключить переломы лица, отёк, и гематомы.

Что дальше?

Возвращение на поле — по рекомендованному международному протоколу. Постепенно, шаг за шагом. FIFA, УЕФА, NFL — все следуют одной модели. И в ней нет места торопливости. Повторное сотрясение в ближайшее время — это риск для жизни.

И последнее. Важное.

Медицинский штаб двух команд среагировал быстро и профессионально. Игроки не растерялись. Да, были ошибки. Да, были спонтанные, панические, действия. Но самое ценное — они не отвернулись. Они сразу начали помогать. Это дорогого стоит. Ошибки можно исправить. Сострадание — остаётся.

Желаем скорейшего восстановления Рустаму Ятимову 

Хочешь узнать больше?

О сотрясениях — в блоге «Спортивная Неврология».

О первой помощи — на платформе Ассоциации специалистов первой помощи в спорте и в блоге на SPORTS.

Текст:

Рудяков Игорь - спортивный невролог - @RudyakovMD 

Рудякова Елизавета - секретарь Ассоциации специалистов первой помощи в спорте, староста школы мастерства по спортивной медицине Сеченовского университета - @Asppsru