Гонка блогеров
11 мин.

«Мечтаю и помогаю мечтать другим»: как молодой парень из Армении создает футбольное агентство. Часть 1

Лицензия ФИФА, первые шаги, футбольная Армения.

Дисклеймер: Всем привет! Меня зовут Василий Давыдов, я не только тактический автор «Трибуны», но и футбольный аналитик. Совсем недавно я присоединился к команде «Ryzen» – молодому агентству из Армении. Вашему вниманию – беседа с его основателем Давидом Григоряном.

Юношеское увлечение, окно возможностей и лицензия ФИФА

Тебе 24 года. Около полутора лет назад, судя по твоему телеграм-каналу, ты начал создание футбольного агентства. Как ты к этому пришел?

Я, как и любой мальчишка, мечтал стать футболистом, но эта мечта очень рано оборвалась. В 11 лет мне поставили диагноз «поперечное плоскостопие», с которым буквально запрещено бегать из-за повышенного риска травматизма. В футбол я играть продолжил, но о профессиональном уровне речи уже не было.

Так, довольно рано я понял, что если хочу попасть в любимую игру, нужно искать другие варианты. Годам к 15-ти я заинтересовался футбольным менеджментом, а в частности – работой агентов. Тогда еще много разных роликов выходило на YouTube – про Мино Райолу, Жорже Мендеша и других агентов. Их историями я и вдохновился: ты можешь и помогать футболистам, и влиять на игру, и получать неплохие деньги. А самое главное – это очень интересная профессия.

Getty Images

В университет ты поступал уже на программу спортивного менеджмента?

К сожалению, нет. Тогда же, в 15-летнем возрасте, мне пришлось сразу же отложить планы в долгий ящик. Основной документ, разрешающий деятельность – агентская лицензия ФИФА. Формальное образование довольно вторично. А в тот момент для сдачи экзамена на лицензию нужно было заплатить 10 000 швейцарских франков.

Огромные деньги, тем более для юноши.

Именно. Я тогда понял, что этим можно заниматься, будучи состоятельным человеком. Но в 2023 году изменились правила ФИФА и агентская деятельность стала доступнее. Примерно в то же время у меня в жизни произошли перемены и появилась возможность начать что-то новое – тогда я и начал делать первые шаги.

А в чем заключались изменения правил?

В первую очередь, конечно, снизилась сумма взноса – теперь для получения лицензии нужно заплатить 600 долларов уже после сдачи экзамена. Далее каждый год нужно вносить такую же сумму и подтверждать статус.

Расскажи, пожалуйста, про экзамен: насколько был трудным, как готовился?

Сам экзамен никогда не был сложным. Я подал заявление на официальной агентской платформе ФИФА, а уже после одобрения заявки мне назначили сам экзамен в Федерации футбола Армении.

Для подготовки ФИФА предоставляет около 700 страниц материалов – об агентской деятельности, правилах ФИФА (не только о сопровождении сделок, но и общих бюрократических процедурах) – и 50 страниц регламента проведения экзамена – все на английском языке. У меня с ним полный порядок – сдавал IELTS на 6,5 – но чтобы не упустить какие-то важные моменты и не усложнять подготовку, перевел материалы с помощью нейросетей и начал готовиться. С помощью тех же нейронок составлял себе тесты. Вообще для подготовки существуют специализированные платформы, но я их обнаружил буквально за неделю до экзамена, поэтому не стал ими пользоваться.

Как проходил экзамен?

В формате теста: 20 вопросов с 4 вариантами ответов, дается 60 минут, а для успешного прохождения нужно правильно ответить на 15 из них. Я сдал на 20 из 20.

Обучение, нетворкинг, позиционирование агентства

Экзамен ты сдал не так давно, в 2024 году, поэтому вернемся немного назад – в тот период, когда агентство создавалось. Как ты готовился к этому в материальном плане? Накапливал ли капитал для запуска или совмещал с другой работой?

Да, конечно, я и сейчас совмещаю. Есть основная работа, которая никак не связана с футболом. Стратегия, которую я выбрал, не подразумевает быстрой прибыли – в первые пару лет с момента создания не рассчитываю жить с помощью агентского заработка.

Капитала я, к сожалению, заблаговременно не накопил, все расходы покрываю с зарплаты. Но, насколько я могу судить, большие деньги не особо и нужны. Они могли бы запустить много процессов сразу, но фундамент всего – нетворкинг: новые связи, знакомства, общение с людьми из мира футбола. А это можно делать и без денег. Их отсутствие не должно быть ни для кого оправданием.

Очень смелый подход. И какими были первые шаги?

Четкого плана действий изначально не было. Еще задолго до этого решения начинал учиться скаутингу в «Футбологике» – решил восстановиться и пройти обучение до конца. Уже там начал знакомиться с футбольными людьми. Параллельно здесь, в Ереване, начал посещать местные матчи, пытаться наладить контакты со специалистами из индустрии.

Во времена затишья ездил на базы клубов, заходил в офис и буквально говорил: «Здравствуйте, я молодой агент, давайте знакомиться».

Какой была реакция?

Очень разная, зависит напрямую от возраста. Те, кто были постарше, конечно, не готовы общаться с 24-летним агентом. Тем более образ представителей профессии во всем СНГ довольно отрицательный.

Но молодые ребята очень открытые, готовы к продуктивному диалогу, а главное – он получается, и я этому очень рад. Так много с кем познакомился – с классными, важными людьми из клубного армянского футбола.

Еще один важный момент – география. Поскольку я живу в столице и большинство клубов базируются здесь, очень удобно и посещать матчи, и очно встречаться со специалистами. Но в Ереване все «большие и серьезные». За пределами столицы – в Иджеване, Дилижане, Капане и других городах Армении даже профессиональные клубы и академии более сговорчивые, с ними проще общаться. Они меньше обласканы вниманием и для них всегда большое событие, когда кто-то обращается с чем-то новым и интересным.

С юридическим оформлением агентства ты не спешил – в канале указал, что сделал это в августе прошлого года, так?

Да, все верно – озаботился легализацией «Ryzen», как только на горизонте возникли первые подписания. До того момента не было цели быстро подписать кого-то из игроков. Сейчас юридический статус вовсю используется: заключили контракты с профессиональными футболистами, сотрудничаем с клубами.

В чем ты видишь позиционирование «Ryzen»? Чем твое агентство отличается от конкурентов?

Представление о том, какое должно быть агентство, устоялось у меня довольно давно. Оно заключается в том, что мы должны помогать футболистам комплексно на протяжении всей карьеры, а не только точечно решать вопросы в период трансферных окон, когда срочно нужна работа. Это и тактическая, и психологическая, и бытовая поддержка по разным повседневным вопросам.

Не могу сказать, насколько такой формат уникален в СНГ. На слуху сейчас ребята из A2M – классное агентство, оказывает целый комплекс услуг по сопровождению. Другие подобные примеры мне не известны.

Как зарабатывает агентство?

Есть классическая модель извлечения прибыли – заработок на трансферах. Но это в большей степени про решение вопросов с трудоустройством. В модели комплексного сопровождения другая модель извлечения прибыли, просто она ориентируется на ежемесячный заработок, а не одноразовый. По уставу ФИФА агент получает некий процент зарплаты игрока – при построении агентства я ориентируюсь только на эту цифру. На сиюминутный заработок я вообще не рассчитываю. Считаю, что и он придет, но в свое время.

В моем понимании агент должен быть как второй отец: помогать футболисту абсолютно во всем на максимуме своих экспертных и ресурсных возможностей на протяжении всей его карьеры. Но по мере развития в индустрии я столкнулся с тем, что большинство агентов занимаются в буквальном смысле риелторским бизнесом – банально пытаются «склеить» сделку.

Насколько велик агентский рынок в Армении? Каково в нем место «Ryzen»?

Да, мы активно сотрудничаем с «HG Partners» – это самое крупное и известное агентство в Армении. Им руководит очень уважаемый и известный в армянском футболе человек – Грачья Гамбарян. Почти все молодые таланты страны – его клиенты.

Есть еще пара менее крупных агентств, которые строят свою работу вокруг представления интересов одного статусного футболиста из АрмПЛ. Поэтому, думаю, именно в Армении словосочетание «агентство комплексного сопровождения игроков» – абсолютно новое.

Футбольная Армения

Если говорить о футболе в Армении в целом, как ты мог бы описать и чемпионат, и индустрию?

Не могу сказать, что в Армении сформировался какой-то игровой стиль – он обычно присваивается, если страна может называться футбольной державой. У нас же, честно говоря, футбол на очень низком уровне – я бы сказал, клубный находится на уровне второй половины таблицы российской Первой лиги (ФНЛ) и ниже.

Здесь просто играют на результат, а футболистам, к сожалению, присуща лень – очень быстро теряют мотивацию. Но, думаю, это характерно не только для Армении, а для всех соседей, в том числе для России.

В последнее время в разговорах об армянском футболе всем хочется рассказывать о «Ноа». Клуб делает фантастические вещи, выстроена хорошая структура. Класс, одним словом!

«Челси» – «Ноа», Лига Конференций, 07.11.2024 / Пресс-служба ФК «Ноа»

Для читателей, которые совсем не следят за чемпионатом Армении – а максимум, что слышали, так это название «Ноа» в матчах Лиги Конференций, можешь вкратце рассказать на банальных примерах, релевантных для России: кто у вас условный «Зенит», кто «Краснодар», кто ЦСКА? С ЦСКА вроде бы не сложно – есть одноименный БКМА.

Можно и так сказать. Но если московские «армейцы» стали уже полноценным профессиональным клубом с иностранными футболистами в составе, то БКМА – проект Футбольной федерации Армении по поддержке молодых талантов, поэтому и в первой, и во второй командах абсолютно все игроки имеют армянский паспорт.

ФК БКМА Ереван / Пресс-служба клуба

А так есть две сильные команды с богатой историей – «Пюник» и «Урарту». Можно сказать, что «Пюник» – это местный «Зенит».

ФК «Пюник» / Телеграм-канал клуба

«Урарту» [прим. – там недолго играл Денис Глушаков] за последние несколько лет не особо много чемпионств выиграли – стали первыми в сезоне 2022/23, а до этого только в сезоне 2013/14.

ФК «Урарту» / Пресс-служба клуба

Следующий клуб – «Арарат-Армения». Был создан в 2017 году, очень богатая команда, но ее руководители не верят в воспитанников местного футбола от слова «совсем» – практически не вкладываются в академию. Они выбрали стратегию привлечения качественных легионеров и, стоит отдать им должное, отлично справляются с этой задачей. Грамотно выстроена селекция, хорошие скауты, тренерский штаб и качество игры.

ФК «Арарат-Армения» / Пресс-служба клуба

До недавних пор в «топах» числился «Алашкерт», но сейчас клуб очень сильно сдал позиции.

Наконец, как я уже сказал, флагман нашего футбола – «Ноа». Как и «Арарат-Армения», тоже сравнительно молодой клуб [прим. – основан в 2017 году] и обладают значительными ресурсами. Им стоит выразить огромное уважение за то, что взяли на вооружение социально ответственную стратегию: строят академию и вкладываются в инфраструктуру, активны в медиа-пространстве.

Некоторое время назад они сделали историю, которая испортила их отношения с другими академиями, но вылилась в то, что молодых талантов стали больше ценить: их скауты изучили самых перспективных игроков топовых армянских академий – вроде «Пюника», «Урарту» – и, предложив им условия получше, переманили в свою. Был большой скандал, но по итогу почти все академии стали улучшать условия своим воспитанникам, чтобы подобного не повторилось. Выходит, что повысили мотивацию и клубам, и талантам.

Португальские специалисты в академии ФК «Ноа»

Фактически своим примером «Ноа» показывают, что в спокойных футбольных условиях, как в Армении, совсем не сложно создать нормальный клуб за адекватные деньги – нужны лишь работающая стратегия и качественные исполнители.