Трибуна
12 мин.

Тьяго Мотта: «Я не считаю свою работу в «Ювентусе» провальной»

Тьяго Мотта дал большое интервью для Corriere della Sera, в котором обсудил свое время в «Юве»:

— Сложно анализировать случившееся, ведь прошло еще мало времени [с момента моего увольнения]. Конечно, я разочарован, все прошло не по плану, особенно в Кубке и ЛЧ. 

Но я не согласен с тем, что я провалился: мы находились в одном очке от четвертого места и именно попадание в топ-4 было приоритетной целью. Я согласился возглавить проект, рассчитанный на три года. Планировалась глобальная перестройка и радикальное омоложение состава.

Я прекрасно знаю, что в командах уровня «Юве» нужно побеждать. Тем более после нескольких неудачных лет. Проект не прошел так, как мы хотели или как представляли изначально.

— За несколько дней до увольнения вы сказали, что чувствуете доверие со стороны клуба, что произошло дальше?

Руководство поддержало меня публично. Это важные сигналы, которые дают спокойствие и стимул для продолжения работы.

Мы всегда были уверены, что продолжим свою работу, чтобы попасть в топ-4. Но я знаю как устроен футбол, потому что в такой большой команде, как «Ювентус», во главу угла ставится победа, но мы не справились, особенно в последних двух матчах. Они закономерно выбрали другой путь.

— Вам есть в чем себя упрекнуть?

Мы многое сделали хорошо, но и многое я бы сделал по-другому, безусловно. Я всегда анализировал ошибки, всегда есть что исправить, даже после победы: стратегию, замены, стартовый состав. Если ты победил, это не означает, что ты все сделал идеально.

— Например:

— Мы сыграли плохо а последних двух матчах, так что, само собой, там бы я сделал некоторые коррективы. Ошибки отрицают лишь высокомерные люди.

Я не согласен с тем, чтобы называть нашу работу провальной. У нас была полностью новая команда, измученная травмами, и мы были близки к выполнению поставленной задачи. Но я принял решение клуба, надеюсь, у «Юве» все получится.

— Правда ли, что вы потеряли раздевалку?

— Люди могут критиковать мои тренерские решения, без проблем. Но тот, кто говорит, что  раздевалка была против меня — лжец. Такие вещи неприемлемы, это неправда. За всю свою карьеру я ни разу не сталкивался с тем, чтобы игрок предъявлял ко мне претензии.

У меня были отличные отношения со всеми игроками в «Юве» и с профессиональной, и с человеческой точки зрения. Отношения, основанные на уважении и честности. Понятно, что кто-то может быть расстроен тем фактом, что остался на скамейке. Я тоже расстраивался в свое время. Но я всегда уважал решения тренера, в «Юве» было то же самое.

Думаю, я показал, что те, кто не вышел на поле, могут сыграть позже, все зависит от них. Эти игроки всегда выкладывались на максимум. Я всегда прислушаюсь к критике, которая касается моих тактических решений, благодаря ней можно расти. Но я не приемлю личные нападки и клевету.

— Правда ли, что Джунтоли сказал, что ему стыдно за то, что он выбрал вас?

— Нет. Такого разговора никогда не было. И я никогда не ругался с ним. У нас всегда были рабочие отношения. Подобную ложь я не намерен оставлять без внимания.

— Вы говорили Йылдызу, что он не должен строить из себя Месси?

— Этой истории с Йылдызом не было. Я никогда не говорил Кенану ничего подобного. Я многого требую от своих игроков, но мы всегда можем поговорить, чтобы найти лучшее решение, и подобные разговоры всегда проходили с уважением с обеих сторон. Так что это еще один пример вранья.

— Что вы думаете о Йылдызе?

— Молодой игрок с огромным потенциалом, он сыграл столько матчей в стартовом составе, потому что заслужил это. Иногда я не выпускал его на поле, когда он был не в лучшей форме, но подобный спад неизбежен.

Я верю, что у Йылдыза будет большое будущее, он огромный талант и настоящий чемпион. Его лучшее качество — это желание работать, совершенствоваться и серьезное отношение к делу. Нелегко найти столь юного игрока с таким менталитетом и  культурой работы.

Все это делает из него отличного игрока. Он 2005 г.р., и у него обязательно будет большое будущее, если он продолжит работать в том же духе.

— Как вы объясните уход Данило?

— С Данило у нас были хорошие отношения. Он всегда был нашим капитаном, когда выходил на поле. Понятно, что появились другие игроки, такие как Савона, который хорошо себя показывал. Это была серьезная конкуренция, к которой Данило всегда относился наилучшим образом, он всегда старался показать максимум.

Конкуренция заставляет расти не только конкретных игроков, но и всю команду. У нас были обычные отношения между игроком и тренером. Потом они закончились. Целью клуба было и омоложение состава.

— Вы принимали участие в формировании планов на летнее и зимнее ТО?

— Да, у команду пришлось кардинально изменить по спортивным и экономическим причинам. Я не вдавался в финансовую сторону сделок, но я всегда был согласен с решениями, которые были направлены на усиление состава.

— Насколько сильно по команде ударила травма Бремера?

— У нас было много травм из-за загруженного календаря. Понятно, что все игроки важны, но Бремер является основополагающим для этой команды во всех смыслах, как на поле, так и в раздевалке. С ним на поле мы не пропускали в шести матчах подряд.

Потом Кабаль получил травму... В начале сезона, когда пошли разговоры об уходе Бремера, я попросил клуб оставить его у нас. Глейсон — очень важный игрок, понятно, что без него все стало гораздо сложнее.

— Что случилось с Копмейнерсом?

— На мой взгляд, на него с самого начала возлагалось слишком много надежд. Сумма трансфера давила на него.

Он игрок высокого уровня, он показывал хорошую игру в «Аталанте» и в сборной. Я убежден, что когда он придет в норму и когда ожидания стабилизируются, он вернется на свой уровень. Ему нужно адаптироваться к своей роли как в раздевалке, так и на поле, но он всегда будет совершенствоваться, потому что он очень хороший игрок и человек. Он всегда хорошо работал, уверен, он еще многое даст этой команде.

— Вы очень часто его защищали. Расстроились из-за того, что он ничего не сказал после вашего увольнения?

— Я всегда последователен: если я вижу в игроке рвение, преданность, желание помочь команде, я всегда буду его защищать. И не прошу ничего взамен, в том числе и сообщений в социальных сетях.

Они искажают реальность: сейчас считают, что если чего-то нет в публичном поле, этого не существует. Напротив, для меня важны сообщения, полученные от игроков в личном порядке. То, что сделали многие из них. 

Эти слова являются благодарностью. Их было много, не только от Копа, писали даже те, с кем я, возможно, был резок в общении.

— Уход Кина и Фаджоли — ошибка?

— Нет, это был не только техническое, но и экономическое решение. В начале сезона клуб не знал, что Милик пропустит весь сезон. Потом пришел Коло Муани, и он внес большой вклад в команду. 

Фаджоли очень хорошо играл в начале, но затем у него появились трудности, и вместе с клубом мы решили с ним расстаться.

Я надеюсь, что Фаджоли и Кин продолжат расти. Есть игрок, с которым мы зря расстались, —это Николусси Кавилья, он демонстрирует отличную игру.

— Правда ли, что у вас были сложные отношения с Влаховичем?

— Душан много играл, он заслужил это своей работой. Он умный парень, готовый к диалогу. У нас с ним хорошие отношения. Он был недоволен, когда оставался на скамейке, но он всегда уважал мой выбор, продолжал работать и выкладывался по полной, когда выходил на поле. Он всегда отдавал все силы и старался помочь команде.

— Дуглас Луис:

— У Луиса большой потенциал, мне очень нравится его техника. Ему помешали травмы. Я убежден, что у него есть все качества, чтобы играть в такой большой команде, как «Ювентус», он силен технически и не боится брать на себя ответственность.

— Вы раскрыли Савону и Мбангула:

— В первые две недели я не думал, что Савона готов к Серии А. Затем, в Германии, он появился в сложный момент, и я увидел парня, который был уверен в себе, очень хорош в обороне и спокоен с мячом в ногах.

На тренировках он работал очень хорошо, проявил себя в условиях конкуренции и действительно был готов к выходу на поле.

У Мбангула очень интересные характеристики: он всегда знает, когда нужно принять то или иное решение. Это еще один пример талантливого игрока, который готов работать. С нашей помощью он может заслужить свой шанс.

— Вы очень часто меняли капитанов:

— Когда Данило был в команде, он был капитаном, когда выходил на поле. Прошлым летом родился новый «Юве», это был новый проект, с большим количеством изменений и большим количеством новых игроков. Я должен был найти правильного футболиста, потому что капитанская повязка — это не шутка.

Для меня это большая ответственность на поле и за его пределами. Я искал подходящего человека. Безусловно, это был бы Бремер, который обладал необходимым авторитетом. Затем выбор пал на Локателли, который уже долгое время является капитаном и хорошо справляется с этой ролью. Он несет правильные ценности и является подходящим человеком на роль капитана.

— Как команда отреагировала ваши слова про позор с «Эмполи»?

— После такой игры не может быть никаких оправданий. Это было выступление, недостойное «Юве». Мы все виноваты, я в первую очередь, о чем я и сказал после матча. 

Игроки были расстроены они понимали, что упустили возможность. Мы хотели выиграть Кубок.

— У вас было ощущение, что команда вас сливала?

— Нет, никогда. Я резкий человек, я честен и прямолинеен со своими игроками. В тот раз я жестко выразил свои чувства в раздевалке. Но никакого слива не было, потому что с первого дня эти ребята хорошо тренировались и хотели побеждать.

Было много сложных ситуаций, особенно из-за травм, но игроки всегда находили способ дать что-то большее. Мы все старались сделать все возможное, и нам жаль, что в итоге у нас ничего не получилось.

— Не было ли ошибкой так часто менять основной состав?

— Мы часто ротировали состав из-за травм и плотного графика, мы видели, что некоторым игрокам нужно дать отдых, чтобы выжать из них максимум. Это не значит, что я всегда все делал правильно, но я определенно всегда все делал для победы. И игроки делали то же самое.

— Правда ли, что у вас трудный характер?

— Нет, наоборот. Я честный, прямолинейный человек, мне нравится говорить обо всем прямо, а не плести интриги. Когда мне нужно разобраться в ситуации, будь то с сотрудником клуба, или с игроком, я предпочитаю обсудить все с глазу на глаз.

С игроками я разговариваю индивидуально или собираю их вместе, если считаю, что должен сказать что-то важное для всех. Мне также нравится шутить с игроками. Я не тот тренер, который постоянно орет на игроков.

Я научился у ван Гаала тому, что к матчам готовятся, упорно работая в течение недели. Я был игроком и вижу ситуацию именно так. Сама игра — момент, когда на первый план выходит сам футболист.

На нем лежит ответственность, и мы должны сделать так, чтобы он спокойно вышел на поле и мог хорошо выполнять свою работу. Я знаю, что им нелегко, на них оказывается большое давление, и за два-три дня ты можешь превратиться из гения в бездаря, и с этим нелегко справиться.

Я здесь для того, чтобы помочь им, а не для того, чтобы создавать дополнительные проблемы. Искренность — единственный подходящий для этого способ.

— Кто из тренеров повлиял на вас больше всего?

— Я сильно поменялся со времен работы в молодежке ПСЖ, я всегда подстраивался под своих игроков, потому что они — действующие лица.

Я многое почерпнул от разных тренеров. Если бы мне пришлось называть имена, я бы назвал Ван Гаала, Гасперини, Моуриньо и Карло Анчелотти.

— Что вы почувствовали, когда покинули базу «Юве»?

— Мне было грустно, потому что, когда я брался за эту работу, я представлял, что все пойдет по-другому. Но это был прекрасный опыт, как профессиональный, так и человеческий.

Сейчас я наслаждаюсь временем со своей семьей, потому что, когда я тренирую, моя семья остается в Португалии. Для меня большая радость быть с ними в такое тяжелое время. Но я готов вернуться, чтобы взяться за другой проект, продолжить свою работу и постараться сделать все возможное на следующем этапе.

— Есть ли что-нибудь, что вы хотели бы сказать болельщикам «Ювентуса»?

— Я благодарю их за все, что мы пережили вместе. «Юве» — великая команда и нуждается в победах, а для этого недостаточно просто выходить на поле.

За 25 лет в футболе я понял, что для победы нужна уверенность, ясность, и каждый должен брать на себя ответственность до самого конца. «Юве» должен вернуться к победам спустя столько лет после легендарного цикла.

Этой команде нужно меньше травм и больше времени. Но я думаю, что наша работа не пройдет бесследно. Так что я просто скажу спасибо болельщикам за то, что они были рядом с нами. Они всегда с большой любовью относились к этому клубу, пускай и критиковали нас время от времени.

— Вы когда-нибудь чувствовали себя брошенным во время работы в «Юве»?

— Нет, потому что я прекрасно знаю, что в этой работе побеждают все, а проигрывает тренер. Но я также хорошо знаю, что нельзя менять выбранный курс. Так что будущем я продолжу принимать те решения, которые считаю правильными. Если они будут удачными, я буду рад за всех, если нет, — я возьму на себя ответственность, как это было в «Ювентусе».

Телеграм-канал автора: ЛЮБИМЫЙ КАНАЛ НОБЕЛЯ

Подписывайтесь и поддержите текст плюсом, если он вам понравился!