Российский клуб играет в Европе, несмотря на отстранение от еврокубков. Как?
У России нет еврокубков, но есть клуб, играющий за рубежом. Называется он «Баренцбург» и базируется в Норвегии.
Соль в том, что в 30-х годах СССР выкупил земли на норвежском архипелаге Шпицберген. Во-первых, тогда Советский Союз взялся за освоение Арктики. Во-вторых, европейская часть СССР нуждалась в топливе, поэтому территория с площадью 251 км² перешла под контроль государственному тресту «Арктикуголь».
С тех пор в Норвегии есть три российских поселка: Баренцбург, Пирамида и Грумант. Они по-прежнему принадлежат «Арктикуглю». Только на сегодняшний день Грумант законсервирован, а Пирамида стала местом для туристов, которые хотят познакомиться с советским колоритом.

Коренное население (в основном шахтеры) живет в Баренцбурге – там же и играют в футбол. Раньше матчи проводились на стадионе имени Юрия Гагарина в поселке Пирамида, но больше 10 лет назад на поле сошел оползень и с тех пор все в камнях.
А вот в Баренцбурге жители играют в крытом зале, который приветствует всех вывеской на норвежском и русском языках. Что самое главное: баренцбуржцы пинают мяч не сами с собой, а с командами из других городов.

Например, в 2022-м и 2023-м в гости приезжали соседи из Лонгйира (самое северное в мире поселение с населением свыше 1000 человек). Они регулярно собирают состав из норвежцев, а «Баренцбург» – из русских и украинцев. В 2010-м поселок устроил аж целый турнир между 6-ю командами – правда, после этого матчи не проводились 12 лет.
Откуда я это знаю? Благодаря футбольной онлайн-летописи, которую ведет Ханс Шеггль. Внутри есть даты матчей, списки команд (и иногда бомбардиров), милые примечания.

Играют люди любого возраста и пола. Вот только команды не всегда набирают достаточное количество футболистов, оттого и матчи проходят нерегулярно. Зато почти каждая встреча заканчивается мощной вечеринкой.
«Когда я впервые был в Баренцбурге, ко мне подсел русский с бутылкой водки... С того момента я ничего не запомнил. Через две недели к нам домой пришли другие русские и узнали меня. Они принесли жирную еду и научили меня пить водку. Теперь я вспоминаю последствия первой рюмки», – рассказывал Томас Нильсен – один игроков и основатель фан-клуба «Ливерпуля» в Лонгйире. Он даже приглашал на архипелаг легенд клуба Брюса Гроббелара и Фила Нила. Последний не просто приехал, но и провел пару футбольных тренировок для молодежи, которые понятия не имели, с кем имеют дело. В итоге Нилу так понравилось в Лонгйире, что он вернулся, чтобы посмотреть с болельщиками финал чемпионата мира. Следующий желаемый гость – Джейми Каррагер.
На Шпицбергене нет профессиональных команд, однако несколько лет назад это не помешало парочке подростков присоединиться к академии донецкого «Шахтера». К тому же многие воспринимают редкие матчи между «Баренцбургом» и «Лонгйиром» как один из самых важных моментов жизни.
«Давление нереальное: меня даже вырвало перед началом матча. Уровень, возможно, несопоставим с другими регионами Норвегии, но для нас это самый большой матч, который мы можем провести, и он собирает не менее 20 зрителей... Для Шпицбергена это много!», – делился молодой лонгйирец Одне, называвший матч Северным дерби.
В общем, в футбол в Баренцбурге играли всегда, невзирая на сложные условия. Этому даже посвящена картина советского художника Андрея Яковлева – «Воскресный футбол в Баренцбурге», 1986 год. Сейчас она вроде бы даже хранится в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

Кстати, сайт «Арктикугля» регулярно обновляется. Почти каждая новость – о Баренцбурге, которому в марте исполнился 101 год. Может, по этому поводу пора организовать долгожданное северное дерби с Лонгйиром?
***
Еще больше классных историй здесь: https://t.me/vprusov