8 мин.

Новый фокус Боули – продажа женского «Челси». УЕФА и АПЛ, следите за руками

Маг!

Финансовые отчеты «Челси» при Тодде Боули почти всегда таят потенциальные скандалы и оставляют вопросы. Свежий тоже. 

Лондонцы отчитались о чистой прибыли в 129,6 млн фунтов за сезоне-2023/24, хотя вот уже три года шикуют на трансферном рынке и тратят больше всех. Сообщается, что такой результат, кроме прочего, достигнут за счет «репозиционирования женской команды».

Под этой странной формулировкой имеется ввиду продажа женского «Челси» компании Blueco 22 Midco Ltd, связанной с владельцами клуба.

The Times отмечает, что с АПЛ проблем не будет. А вот у УЕФА могут возникнуть вопросы.

Очередной фокус Боули. Следим за руками.

УЕФА допускает такие доходы, но есть нюансы

Напоминаем основной принцип финансовых ограничений УЕФА: нельзя тратить существенно больше, чем зарабатываешь. Для этого введен лимит убытков за три года в 5 млн евро или 4,2 млн фунтов (в АПЛ – 15 млн фунтов), который может быть увеличен до 60 млн евро или 50,1 млн фунтов (в АПЛ – 105 млн фунтов), если разницу покроют владельцы клуба.

Правильный учет доходов – ключевой элемент этой формулы. Поэтому сделки с аффилированными компаниями под постоянным контролем.

В АПЛ подобные продажи активов действительно не запрещены, но проходят оценку на соответствие рынку. Лига, конечно, пыталась вносить запреты – клубы не поддержали.

По правилам УЕФА при лицензировании на следующий сезон еврокубков клубы должны раскрывать характер отношений со связанными сторонами и информацию обо всех транзакциях с ними. Необходимо подтверждать, что такие сделки совершены ​​по справедливой стоимости.

В спорных ситуациях УЕФА привлекает независимого оценщика из списка одобренных организаций, которого тоже может выбрать клуб. Его оценку используют для корректировки доходов в меньшую сторону (при необходимости).

Как видите, прямых запретов для учета таких доходов нет: европейские условия очень похожи на английские.

Другой нюанс: УЕФА по умолчанию засчитывает только доходы от футбольной деятельности. Например, выручку от билетов, рекламы, трансляций, трансферов или турнирные призовые. Но есть шанс вставить в отчет и другие доходы – когда они связаны с брендом клуба, местом проведения матчей или объектами в непосредственной близости от стадиона.

В таком случае деньги от реализации активов (если это не стадион или тренировочные сооружения) можно учитывать в пределах разницы между выручкой от продажи и первоначальной стоимостью актива.

«Челси» успешно воспользовался этой лазейкой год назад, когда включил в отчетность доходы от продажи отелей Millennium и Copthorne рядом со «Стэмфорд Бридж» за 76,5 млн фунтов с целью избежать потенциальных убытков в размере 166,4 млн. Отели сменили владельца с Chelsea FC Holdings Ltd на BlueCo 22 Properties Ltd – обе компании контролируются Тоддом Боули.

Позже пришла очередь другого подходящего актива – женской команды. Важно также, что теперь женский «Челси» выпал из периметра отчетности головной команды – новый владелец клуба Blueco 22 Midco Limited хоть и принадлежит Тодду Боули, но не входит в одну юридическую структуру с мужским клубом.

То есть к самому факту сделки вопросов нет, а вот сумма…

Разве 200 млн – не перебор? Сколько вообще может стоить женский «Челси»?

С оценкой квартиры или машины все довольно просто, а вот оценить бизнес – непросто. Футбольный клуб – тем более.

Обычно используется разные подходы (или их комбинация): например, затратный (активы минус обязательства), доходный (оценка возможных будущих доходов) или сравнительный (в сравнении с рыночными аналогами).

«Самый простой подход – бухгалтерский, по чистым активам. Например, когда покупаешь завод, открываешь баланс и смотришь сколько у него денег, пассивы, активы и все, что между ними, – поясняет Спортсу” финансовый эксперт Юрий Проскуряков. –  Другой метод основан на оценке денежного потока, то есть прибыли или дохода – с учетом мультипликаторов (соотношение рыночной цены акции к выручке/прибыли на одну акцию) или без, с дисконтированием (способ расчета текущей стоимости будущих доходов) или без». 

В футболе все работает с некоторыми особенностями. Детально мы уже разбирали этот вопрос, сейчас главные тезисы.

● Нет фиксированной модели. Большинство футбольных клубов управляются не так, как обычные компании – их доходы непоследовательны.

● Рекомендуется начинать с мультипликатора выручки, затем смотреть такое соотношение к чистой прибыли (доходы минус расходы за вычетом налогов). 

● Опора на чистые активы, стоимость бренда клуба, стадион. Например, если клуб владеет современным стадионом, можно увеличить кратность дохода в 1,5-2 раза.

Если ориентироваться на затратный метод, то здесь у женского «Челси» все не очень хорошо: в последнем опубликованном отчете за сезон-2022/23 отрицательный общий капитал (активы минус обязательства) в 11,7 млн фунтов, за год до этого было -7,6 млн.

Но простор для роста есть. Так, в рейтинге женских клубов с наибольшим доходом от Deloitte «Челси» идет третьим (11,2 млн фунтов по итогам сезона-2023/24, когда сменился собственник), впереди только «Барса» и «Арсенал» (по 14,9 млн). Отметим, что показатели растут кратно: 1,8 млн – в сезоне-2021/22 (седьмые в рейтинге), 4,1 млн – сезоне-2022/23 (шестые в рейтинге).

Отмечается, что английские клубы продолжают лидировать по коммерциализации и профессионализации женского футбола. Из 15 самых богатых восемь представляют Англию. Новое спонсорство Barclays с женской лигой, которое удвоилось до 15 млн фунтов в год, как ожидается, только закрепит доминирование Англии.

«Суммарный рост выручки на 35 процентов в сезоне 2023/24 является впечатляющим отражением роста женского футбола на некоторых из его ведущих рынков, – уверен ведущий партнер Deloitte Sports Business Group Тим Бридж. – Инвесторы и руководители теперь смотрят не только на доходы и все больше внимания уделяют устойчивости и росту клубов».

Напомним, что женский «Челси» семь раз брал титул за последние десять лет, в том числе пять последних сезонов подряд. Так что инвестиция вполне перспективная, вопрос только цены.

Например, в сентябре американский «Энджел Сити» из Национальной женской футбольной лиги (NWSL) продали примерно за 250 млн долларов (192,7 млн фунтов), хотя годовая выручка клуба в предпродажный год составила 31 млн долларов (23,9 млн фунтов). То есть сумма клуба более чем в восемь раз превышала его годовой доход.

«Главный и, наверное, единственный унифицированный способ, по которому оценивают и покупают любой бизнес – как договоришься, – делится Юрий Проскуряков. – Потому что цели покупки/продажи актива могут быть разные – например, в сфере IT компания может ничего не зарабатывать, а покупают ее, чтобы забрать оттуда команду разработчиков. Это может быть во много раз выгоднее, чем их хантить».

Цели и мотивы новых старых владельцев женского «Челси» неизвестны, но их можно предположить, учитывая, что сделку провели 28 июня прошлого года – за два дня до конца отчетного периода. Возможно, очень спешили.

Клуб сообщает, что новый подход гарантирует женскому «Челси» выделенные ресурсы, управление и коммерческое руководство, сосредоточенные исключительно на росте и успехе команды.

Осталось понять, как этот подход оценит УЕФА. 

Какой вердикт?

The Times сообщает, что сейчас ведет переговоры с УЕФА по урегулированию вопроса, которое, скорее всего, будет включать в себя выплату клубом финансового штрафа и согласие на план расходов на следующие три сезона.

Британский бизнес-реестр показывает, женская команда была оценена в 200 млн фунтов, из цены вычтены 1,3 млн чистых активов – в итоге получаются те самые 198,7 млн. При этом The Times утверждает, что покупатель – материнская компания основного клуба. 

Это не так. Как мы уже упоминали компания BlueCo Midco Ltd действительно принадлежит Тодду Боули (а еще и другому владельцу мужского клуба – Бехдаду Эгбали) – значит эти компании действительно аффилированы через собственников (в понимании УЕФА – связанные). Но чисто юридически они не являются головными (или дочерними) друг для друга.

Так что «Челси» продал дочернюю компанию, а не продал свой актив дочерней. А это большая разница.

УЕФА не засчитывает доход от такой продажи, если актив (а нашем случае – женский «Челси») продолжит оставаться дочерним или входит в одну юридическую структуру с головным клубом.

Поэтому мы снова возвращаемся только к правилу оценку справедливой стоимости продажи актива.

The Times утверждает, что футбольные финансовые эксперты скептически относятся к такой высокой оценке женской команды «Челси» – профессор Кристина Филиппу, специализирующаяся на женском футболе в Университете Портсмута, считает, что цифра должна «находиться в диапазоне от 50 до 80 млн фунтов».

Интересно, что отчеты «Челси» говорят, что сделка оценка еще не прошла утверждение АПЛ (хотя обычно это делается до продажи) – тогда бы можно было бы использовать результат в спорах с УЕФА.

Так что нас ждет независимая оценка, которая укажет какие именно размер доходов смогут учитывать лондонцы в своей отчетности. 

Результат урегулирования должен быть обнародован УЕФА в середине мая.

Но пока достоверно известно только одно: в сборнике бухгалтерских трюков Боули пополнение.

● Контракты на 5+ лет – чтобы размазывать амортизацию (стоимость трансфера) тончайшим слоем по сроку действия контракта. Прикрыта.

● Переподписание контрактов, чтобы продлевать амортизацию.

Продажа воспитанников, которая выгоднее продажи других игроков.

● Реализация активов аффилированным компаниям.

Так все-таки – гений или безумец?

Телеграм-канал Игоря Сергеева

У «Челси» 90 игроков. Скооолько?! Откуда? Зачем?

Фото: Gettyimages.ru/Alex Broadway, Alex Broadway, Clive Mason, Alex Pantling, Clive Rose

Боули – гений?1349 голосов
Гений!36%Тодд Боули
Нет, шарлатан48%Пеп Гвардиола
Я вообще за «Арсенал»16%Микель Артета