10 мин.

Каким будет «Ювентус» Тудора: опасным или убогим?

Ответ Андрея Клещенка.

Каким будет «Юве» при Тудоре – самый актуальный вопрос в итальянском футболе.

Тем более что Тудоров было двое.

Он почти всю карьеру ставил примитивный футбол. И нигде не задерживался

Год назад, когда Игор тренировал «Лацио», кто-то сказал: «Тудор не тот, кем мы его представляем».

Эти слова применимы и к недолгой футбольной карьере. Потому что Игор Тудор, 193-сантиметровый защитник с мрачной физиономией, определенно не был тем, кем казался. Он работал с мячом мягче многих полузащитников. Марчелло Липпи однажды поставил его в центр атаки, потому что считал, что так шансов забить больше, чем через Зидана.

Алессандро Биринделли, игравший с ним в «Юве», уже тогда разглядел тренера: «Он начал карьеру в центре защиты, но потом поиграл на краю обороны, в полузащите и даже вторым нападающим. Это дает представление о его интеллекте, понимании игры и пространства уже в то время».

У Липпи было другое мнение. «Верона» отлично организована и хорошо мотивирована. Тудор меня удивил, – рассуждал он. – Как футболист он никогда не был похож на Конте и Дешама, но со временем поднаторел в тактике. Теперь он хороший тренер».

Удивление Марчелло можно понять. В сезоне-2002/03 туринцы, отпраздновав досрочное чемпионство, пришли на утреннюю тренировку с похмельем. Липпи взорвался. Досталось всем, включая сенаторов, но выволочка закончилась на Тудоре – защитник оправдался такими замысловатыми ругательствами, что рассмешил всех, прежде всего сенаторов.

Тем не менее его впечатление по большей части оправдывалось. Тудор начал новую карьеру в 2013-м и за первые восемь лет 8 раз поменял работу. Его методы не работали. Он предпочитал схемы с четырьмя защитниками, в которых странно сочетал активный зонный прессинг с примитивной игрой без мяча. Когда давление не срабатывало, его команды садились так низко, что любой полузащитник мог лично подать вратарю платок, если бы тот чихнул. Отобрав, совали вперед и пытались задавить мощью. Владение хорвату не нравилось.

В 2018-м Тудор принял «Удинезе» (черно-белое преследовало его всю жизнь) и постепенно пришел к схемам с тремя защитниками. Но футбол не менял. Прессинг оставался его единственным атакующим аргументом. Его команды должны были либо перебегать, либо отмучиться.

Остальное портил плохой матч-менеджмент – Тудор обладал странной способностью ослаблять команды во вторых таймах.

За 12 лет тренерской карьеры Игор нигде не задержался на два года.

Но он учился.

Тудор вырос, когда поработал в штабе Пирло и подержал багаж Юрича. Его футбол изменился

Вряд ли «Ювентус» будет таким, как описано выше. Потому что «Ювентус» в карьере Тудора уже был.

После коронавируса он год проработал в штабе Пирло. Тот ставил основательный позиционный футбол с заполнением всех пяти вертикальных каналов (3-2-5 во владении) и отскоками инсайдов в глубину, но в пределах зоны. То же практиковал Манчини в чемпионской сборной. Фактически это был синтез лучших итальянских систем последнего десятилетия: прямые, а не поперечные передачи, провокация прессинга, надежность жесткой структуры – все разом.

С этими идеями Тудор принял «Верону», покинутую Юричем. Прежнего Тудора к тому времени выдавала только поверхностная фаза без мяча: глубокая пассивная оборона, которая чередовалась с активным, но плохо продуманным зонным прессингом, основанным на беге и силе.

Оценив багаж, он отказался от старых принципов: «Тренер должен постоянно расти. Футбол меняется. Болельщики становятся все капризнее, им не нужны команды, которые паркуются сзади и терпят. Мне нравилось играть зонно, но теперь я люблю персональный прессинг. В игре без мяча я положился на работу, проделанную до меня. Здесь даже стены дышат Юричем».

Тудор, родившийся в тот момент и оставшийся таким до сего дня, создал подход на сочетании трех компонентов:

1. своего старого правила «кто не бегает, тот не играет» (кстати, аналогичного Мотте);

2. идей, заимствованных у Пирло и перемешанных с личной тягой к еще более вертикальной игре;

3. назойливых персоналок, наследованных у Юрича.

За ними стоит изнурительная тренировочная система: «Я не верю в судьбу и удачу. Я верю только в работу. Происходящее в воскресенье – следствие всего сделанного за неделю. Важно не желание победить, а желание подготовиться».

Отныне тренировки – единственное, что имеет значение.

Каким будет «Юве» и кто выиграл от смены тренера больше других?

Тудор, всегда хорошо перенимавший полезные наработки, раньше предпочитал 4-2-3-1. Сейчас есть причины вернуться к ней. Но он слишком давно играет с тремя защитниками – поэтому вопрос сейчас в том, какую вариацию выберет.

Он пробовал разные в зависимости от состава, но некоторые настройки оставлял неизменными:

1. совмещал вбегающего (Маккенни, Копмейнерс, Тюрам) и разыгрывающего (Локателли, Дуглас) полузащитников;

2. предоставлял относительную свободу связующим, в первую очередь инсайдам (или – в схемах без них – десятке и второму форварду). Это доверие хорошо выразилось в восхищении Камадой, с которым он встретился год назад в «Лацио»: «У него менталитет десятки и компьютер в голове. Я бы хотел, чтобы все футболисты были такими же»;

3. двигал атаки через центр, ориентируясь на интеллект связующих. Они же отвечали за перегрузы, но ближе к атаке – опустошали полосы для латералей.

Конкретная обертка зависит от наполнения. В «Марселе» Тудор обнаружил атлетичных спринтеров на краях, своеобразную центральную ось и Алексиса Санчеса в необычном качестве единственного нападающего, который выдерживает его нагрузки. Тренер разместил их в 3-5-2. Алексис играл ближе всех к острию, но активно двигался по всему фронту в позиционных атаках. Латерали (Тавареш и Клосс) меньше концентрировались на игре и больше на сокрушительных забегах. Гендузи играл от штрафной до штрафной – при желании его можно было считать инсайдом или атакующим полузащитником.

Но больше «Юве» подходит гибкая веронская 3-4-2-1. Эта версия была элегантнее марсельской, с меньшей долей атлетики и большей адаптивностью, а стояла на выдающемся чтении связующих (в первую очередь Капрари). «Верона» тогда вошла в пятерку самых результативных команд чемпионата.

Ее приметы.

1. Сканирование манеры защиты и быстрая адаптация, которая зависела от инсайдов Капрари и Барака. По ситуации они могли сблизиться, сузив зону действия, или отдалиться. Могли открыться на разной высоте, ломая линию, или синхронно смещались далеко от основных зон, если их преследовали персонально. Менялись местами, когда приходилось. И всегда много двигались горизонтально, запутывая опекунов и вовремя от их избавляясь – словом, гарантировали постоянные коридоры для вертикалей.

В «Юве» нет ни одного игрока с такими способностями в склеивании игры, как у Капрари. Но Нико и особенно Йылдыз – умные игроки, которые даже на флангах неплохо пользовались всей шириной для манипуляции оборонительным блоком.

2. Тяга к левому краю, где классно взаимодействовали два техничных игрока с большим потенциалом в коротком перепасе – Лазович и Капрари. Обычно к ним присоединялся Велозу, разыгрывающий опорник.

Соответственно, левый край часто перегружался, а правый оставался в изоляции – Тудор использовал это забеганиями Фараони и Тамезе.

Для «Юве» с Камбьязо это рабочий вариант: насытить левую половину и атаковать противоположную сторону (тем более что есть Копмейнерс, который неплохо врывается в бреши из глубины, и быстрый Веа).

3. Свобода завершителя от черновой работы в фазе владения. По возможности Тудор избавлял Симеоне даже от игры спиной к воротам в контратаках, чтобы он лучше забегал за спины. Влаховичу понравится.

4. Подключения крайних центральных защитников.

Третий вариант – 3-4-1-2 с парой чистых девяток с похожими характеристиками. Он менее вероятен из-за нехватки нападающих, но хорош предельной простотой. Этому подходу не нужны чужие интерпретации, даже центр поля необязателен – здесь только максимальная вертикализация и постоянная атака за спины со всех углов.

Влахович вообще выиграл от тактических перемен. Тудор его давний поклонник и, кроме того, всегда обеспечивал (стремился, по крайней мере) идеальные условия нападающим. Это он почерпнул у Липпи.

Кроме него, в явном плюсе Копмейнерс (у Мотты он занимался непривычной и не самой подходящей работой) и Йылдыз – в центре он интереснее, чем на краю.

И Гатти, потому что Гатти в какой-то мере реинкарнация Тудора: гигант с техникой полузащитника и повадками рестлера. На уровне системы Феде и так получал все. Но на индивидуальном уровне сложно представить лучшего учителя, чем его ролевая модель.

Чего ждать от результатов?

По весне – выхода в Лигу чемпионов.

Единственная реальная проблема, оставленная Моттой – психологическая. В последние два месяца туринцы, пропустив, раскисали. Требовалось время, чтобы собраться и вернуться в игру. Если случался второй удар, команда сдавалась.

Почему так, наверняка неизвестно. Если Джунтоли и знает причины, вслух о них не говорит. Но они, возможно, не так и важны.

Подсознанию свойственно персонифицировать непонятое с конкретным образом, а «Юве» даже на уровне массированной медийной атаки постарался, чтобы этим образом стал Мотта. Изгнание облегчит симптомы. К тому же смена тренера – всегда встряска, удар током. Как правило, надолго его не хватает. Но надолго сейчас и не нужно. Учитывая несложный календарь и время, оставшееся до конца, импульса должно хватить.

В придачу он наследовал крепкий фундамент. Без мяча Мотта поставил гибкий персональный прессинг, которому он научился напрямую у Гасперини, а Тудор – через тренера, игравшего у Джан Пьеро рядом с Тиаго. Во владении заложил основы позиционной игры, подсмотренные хорватом в штабе Пирло, и уже начал отход от ригидной механики – новому тренеру, многое оставляющему на свободных инсайдов, это пригодится.

Тудор получил базу, на которой ненужное надстроено зыбко – легко снести. Его футбол проще для понимания. Он отбросит лишнее, оставит основу и повернет в другую, отличную от Мотты, сторону. Поставит колкие вертикали, занятие всех вертикальных каналов, массированную атаку штрафной и понятные, заранее продуманные забегания.

То же и без мяча. Раньше Тудор не верил, что поставит персональный прессинг в гранде: «Для этого нужно много работать в течение недели. Такую тренировочную систему сложно перенести в топ-клуб, но можно найти компромисс – агрессивное, но более зонное давление. В каком-то смысле это больная тема: такое не предложишь кому-то вроде Роналду».

Теперь будет проще. Мотта оставил ему второй по интенсивности прессинг в Серии А. У Игора широкий диапазон возможностей: а) сразу выкатить силовые персоналки по всему полю, сместив акценты в наследии предшественника; б) сохранить гибкие настройки, удовлетворившись и без того серьезной агрессией; в) повторить путь в «Лацио»: начать с чужих наработок и постепенно готовить тотальную работу 1-в-1.

Есть риски, включая усталость (впрочем, Гасперини освежил команду за пару недельных тренировочных циклов), но плюсы их перевешивают. Назначение Тудора практически гарантирует краткосрочные цели. Другой вопрос, что дальше – на долгий срок Тудор не гарантирует вообще ничего.

***

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ АНДРЕЯ КЛЕЩЕНКА

Фото: IMAGO/Nderim Kaceli/IPA Sport, Alessandro Garofalo, IMAGO/Giuseppe Maffia, LiveMedia/Reporter Torino/Global Look Press